Часть вторая: Заботливый
В первой части статьи мы познакомились с архетипом Невинный. Теперь я расскажу об архетипе Заботливый.
Перед этим отмечу, что архетипы взаимосвязаны. Правитель стремится подчинить хаос, который устраивает Бунтарь; Шутам, Магам и Творцам нужна аудитория, которую они будут впечатлять, Герой спасает Невинного от бед. Эти связи выходят из историй, в которых участвуют архетипы. На таких связях можно построить взаимодействие архетипа бренда с архетипом покупателя.
Например, архетип Невинного из-за своей наивности, доверчивости и беспомощности нуждается в заботе и опеке. Бренд с позиции Заботливого обращается к Заботливым клиентам, которые купят продукт для Невинного. Многие рекламные материалы для младенцев адресованы не младенцам, а их родителям. Младенцы не выбирают нежные цвета, натуральные ингредиенты, экологически чистое производство. Все эти посылы для родителей детишек. Хотя сам продукт сделан для детей.
Описание: желает уберечь мир от бед и помочь всем нуждающимся. Для этого архетипа свойственно самопожертвование. Заботливыми могут быть родители, наставники, воспитатели, няни, помощники, медицинские работники, учителя, тренера, психологи, социальные работники, обслуживающий персонал: горничные, официанты, стюардессы.
Атрибуты: гладящие руки, объятия, чашка чая, твидовый пиджак, шарф, винтажные аксессуары, опрятный внешний вид
Знаки: красный крест, значек eco (bio), домик, замочек, сердце в руках, природа
Представьте себе уютную домашнюю атмосферу, где из кухни доносится аромат любимого блюда детства: яблочного пирога или запеченной курочки. Или представьте уютный небольшой зал библиотеки, где пахнет книгами. Или чистый кабинет приемной, где только что сварили кофе и ждут вас. Это царство Заботливого. Плейлист, чтобы пропитаться настроением тут.
Содержание статьи
Экранные герои с архетипом Заботливого
Бренды с архетипом Заботливого
Заботливый в графдизайне
В зависимости от задачи это может быть более легкий образ, который ассоциируется с нежностью и лаской. Например, пастельная гамма, мягкие формы, ненасыщенные шрифты. А может быть что-то более строгое с плотными текстурами, темными цветами и полужирными начертаниями в гарнитурах (тут важно не переборщить с пафосом, а то получится Правитель). Оба подхода будут формировать образ Заботливого, как мама и папа. Общими принципами у Заботливого архетипа будут спокойные элементы и спокойная верстка. Наставник не может позволить себе излишней легкомысленности.
Примеры макетов с архетипом Заботливый на Пинтересте + мои комментарии по каждому пину.
Цвета
Спокойные цветовые сочетания, преимущественно теплые, на основе бежевых или зелёно-коричневых оттенков. Нейтральный серый или спокойный темно-синий. Яркие цвета тоже возможны, при этом лучше сочетать их с большим количеством белого. Для более строгого образа Заботливого с чертами Правителя можно ограничиться черно-белой гаммой.
Фигуры
Мягкие, плавные формы как и у Невинного архетипа. Но у Заботливого они будут более аккуратными, без игривости или эффекта «ручной работы». Но если это упор на экологичность, то легкая потертость будет кстати. Если образ более строгий, то лучше обойтись устойчивыми прямоугольными плашками и прямыми линиями.
Текстуры
Традиционные паттерны в виде клетки или полоски. В качестве текстуры хорошо будут формировать образ добротные матовые материалы: шерсть, драп, кашемир. Можно также показать Заботливого с экологической стороны. Использовать натуральные текстуры, которые не токсичны и не причиняют вреда окружающей среде — хлопок, лен, крафтовая бумага, картон.
Графика
Естественное, мягкое освещение на фотографиях или теплые фильтры, как сепия. Обработка должна быть незаметной, но совсем без нее не нужно. Фотографии должны выглядеть аккуратно. Для более благородного образа можно добавить в композицию винтажные предметы интерьера или аксессуары.
Иллюстрации могут быть. Подойдут более серьезные техники с упором на реалистичность: гравюра или ее имитация, классическая живопись, вышивка. Хорошо подходят Заботливому рисованные цветы и растения.
Типографика
Гуманистические гротески. Они помогут создать более мягкий образ. При этом они не должны быть слишком игривыми. Подойдут: Berlingske Sans, Fedra Sans, Meta Pro, PF Beau Sans.
Геометрические гротески. Аккуратные, выточенные геогротески помогут сформировать более серьезный образ. Не следует выбирать слишком технологичные формы прямоугольника и стадиона. Они будут выглядеть слишком механически. Замечательно подойдут нежирные начертания гарнитуры Futura.
Миксгротески. Геогротески с чертами гуманизма, гротески + небольшие засечки. Главное, чтобы они выглядели аккуратно и собранно, без излишней размашистости. Подойдут: Marta, Muller. Антиквы. С умеренным контрастом (переходные) или со слабым контрастом (старостильные). Высокий контраст будет добавлять излишнюю утонченность, пафосность или премиальность. Антиквы помогут добавить ощущение классики, консерватизма, традиционности. Подойдут: EB Garamond, Lora, Academy.
Рукописные гарнитуры. Аккуратная каллиграфия, но без излишних завитков, с умеренным контрастом и наклоном. Подойдут: Sign Painter Script, Softipen Script.
Принципы верстки
Устойчивая композиция, спокойные, предсказуемые выравнивания. Использование сетки. Много воздуха в композиции. Может быть центральная выключка, которая воспринимается, как более традиционная, классическая.
Графидеи, графсистемы
Что такое графидея и графсистема я рассказываю в этой статье.
Для архетипа Заботливый характерны следующие графидеи и графсистемы (подборки макетов для каждой есть на Пинтересте):
Рамочность — аккуратная, как на этикетке хорошего мыла.
Органические фигуры— сдержанных цветов и не слишком «мятые».
Заботливый архетип сформировать у бренда одним графдизайном не получится. Чтобы быть действительно заботливым, необходимо проявлять это в делах. Поэтому если решаете делать макет или формировать бренд в образе Заботливого, подумайте, какую реальную пользу вы приносите: ваши продукты экологически чистые, вы предлагаете выгодные цены, или продукт сам по себе улучшает жизнь людей. Просто слогану «Мы заботимся о вас» уже никто не верит.