Наше сознание начинает работать.
Именно на этом уровне мы начинаем перелопачивать полученную информацию, интерпретировать её, выстраивать логические цепочки, обдумывать идею автора и т.д.
Самое интересное, что когнитивный процесс проходит через призму личностного опыта, что существенно затрудняет определение точек объективности в графическом дизайне. В абсолюте никто не даст точный ответ, касательно ваших дизайнерских решений. Единственное, что может приблизить к правде — исследование, позволяющее сделать статистическую выборку и определить ваш успех хотя бы в цифровом соотношении, но даже в этом случае ничто не отменяет проблему маркетинговых исследований :
“Проблема маркетинговых исследований, по моему мнению, заключается не в сборе данных, а в их анализе и интерпретации.”
Пол Рэнд
На этапе когнитивной обработки информации мы начинаем понимать суть переданного сообщения : например, логотип на рынке строительных материалов, отчетливо говорящий о своей экологичности, будет воспринят соответственно, но при этом плохо идентифицироваться из-за тривиальности его формы.
Кстати, здесь стоит упомянуть о таком важном явлении, как “когнитивная нагрузка”.
Дэвид Эйри в своей книге “Логотип и фирменный стиль” рассказал об очень интересном эксперименте — он проиллюстрировал , что разные логотипы буквально “атакуют” его сознание со всех сторон. Он “встречал” логотип каждую минуту.
Итог : 33 логотипа за 33 минуты.
Дэвид Эйри “Логотип и фирменный стиль”
Глава I.
Возвращаясь к сказанному , можно понять, что наше сознание , в современном мире, буквально “штурмуется” со всех углов. Каждая вывеска, каждый текст хочет быть прочитанным.
Но хотим ли этого мы ? Очевидно, что нет.
Для того, чтобы не возникало своего рода “перегрузок”, нашей природой был заложен механизм , основанный на трёх видах памяти : сенсорной, рабочей и долговременной, предотвращающий нас с вами, уважаемые друзья, от “когнитивных нагрузок”.
Именно сенсорная информация фильтрует информацию и пропускает её в область рабочей памяти, где информация начинает уже обрабатываться, либо отбрасываться из-за ненадобности.
К счастью этот процесс не находится в рамках “бессознательного” — мы сами вольны выбирать, что нас интересует в окружающем визуально-информационном поле.
Важно понимать, что когнитивный процесс возникает исключительно по собственной воле человека.
Теория “когнитивной нагрузки” лежит в основе высказывания :
— Хороший логотип должен быть таким, чтобы любой человек мог его по памяти от руки изобразить.
— Это хорошо, если реклама не сразу понятна. Человек потратит время на понимание смысла и лучше запомнит такую рекламу.
Из-за этих двух заблуждений на свет появилось больше плохих логотипов и плохой рекламы, чем из-за других заблуждений.
§ 160. Два соображения
Ководство.
А. Лебедев
Резюмируя, можно выделить один из самых важных навыков графического дизайнера — умение обеспечить процесс визуальной коммуникации ,а значит и знание того, как проходит процесс коммуникации и восприятия.
Выделим основные тезисы :
- Визуальная коммуникация — сложный процесс, состоящий из большого множества подпроцессов, которые зачастую неконтролируемы и лежат в зоне бессознательного мышления.
- Любой когнитивный процесс проходит через призму личностного опыта.
- Наше сознание защищено от “когнитивных перегрузок”. Понимание этого позволяет дизайнеру создавать по-настоящему качественные продукты, отбросив ненужности.
Источник: сайт designpub.ru