Коллеги-дизайнеры, как часто, проходя по улице, вы обращаете внимание на плохую вывеску или рекламу? Как часто не покупаете что-то на сайте, потому что он неудобный или некрасивый? Берете в магазине продукты-новинки, потому что вам понравилась упаковка, и их просто захотелось купить? Красивая верстка книг и качественная бумага рождает желание прочесть? Узнаете себя?)
Мы, дизайнеры, часто, видя плохой логотип, сайт или вывеску, начинаем мысленно их корректировать или искренне удивляться, как такое могли сделать другие дизайнеры. Все потому, что хотим жить в идеальном эстетическом мире, где все понимают ценность дизайна и могут отличить «хороший» от «плохого». Каждый из нас забывает что дизайн — это, прежде всего, инструмент воздействия на людской выбор. Вы пробовали на секундочку представить, какой бы в этом «идеальном мире» начался хаос, если бы нас окружал только идеальный дизайн? Давайте пофантазируем.
Содержание статьи
Bauhaus или лоток с шаурмой?
И вот мы идем по красивым улицам с замечательной архитектурой, рассматриваем красивые витрины и решаем, куда зайти на обед. Мы проходим мимо большинства из них, так как сложно сделать выбор — вокруг все очень красивое, и хочется зайти в каждое заведение и попробовать, что же там. Подсознательно мы представляем перечень блюд, которые нам могут предложить. И вот мы решили сделать выбор, и зашли в итальянский ресторан.
Первый диссонанс у нас возникает, когда мы открываем меню и видим очень низкие цены. Второй, когда приносят блюдо, а оно совершенно невкусное. У нас портится настроение, и мы решаем уйти из этого заведения и больше сюда попросту не заходить.
Чтобы поднять себе настроение, мы решаем зайти в магазин и что-то прикупить из одежды. Зайдя в три магазина подряд, натыкаемся на турецкие и китайские вещи низкого качества. А в четвертом видим на всей коллекции ценники только в евро, а это половина месячного дохода. Возникает раздражение и мы решаем выпить винишка.
В магазине выбрать шоколадку и вино оказывается сложно, потому что все выглядит одинаково красивым, о качестве продукта может сообщить лишь цена. Вот так тяжело жилось бы в нашем «идеальном мире». Страшно?
Не хороший, а подходящий
Так что, как бы мы с вами не мечтали, но некрасивый дизайн обязан быть! Конкурировать друг с другом было бы попросту нереально, если бы каждый дизайн, который набирает миллионы лайков на Behance, был везде.
Дизайн — это мощнейшее оружие для управления людским выбором. Это то, почему ценообразование может превосходить в 100 раз себестоимость продукта. Это то, с чем идентифицирует себя человек при выборе, поэтому он не может быть плохим или хорошим, он может быть подходящим и неподходящим.
Задача дизайна вызвать нужную эмоцию и ощущение у потребителя. Выбирая клинику, магазин, кафе, продукт человек для принятия решения подсознательно должен понимать средний чек.
Не должно быть такого, что потребитель с низким доходом побоится зайти в магазин из-за ощущения дороговизны и наоборот, потребитель с высоким доходом не зайдет в магазин в, котором по его мнению, торгуют китайской фигней. Второй вариант случается значительно чаще. А все потому, что клиенты часто экономят на дизайне, не придают ему значение или вовсе не могут отличить хороший от плохого.
Из этого всего следует вывод, что подходящий дизайн должен отвечать на 2 важных вопроса:
- Кто мой потребитель?
- Какую эмоцию и ощущение должен вызвать продукт?
Не должно быть диссонанса между ощущениями при использовании продукта. Нельзя паковать плохие продукты в «дорогой» дизайн, потому что его начнет покупать не та целевая аудитория и больше не купит в виду низкого качества. Такой продукт должен быть упакован в «дешевый» дизайн, и его будут покупать люди, для которых такое качество окажется приемлемым. Тогда они купят его снова и снова. А теперь давайте поиграем)
Какой продукт дороже?
Запомнили ответы? Давайте теперь проверим что получилось)
Такие проверки можно делать не только с продуктами, но и с витринами или интерьерами магазинов с одеждой, автомобилями, сайтами и т. д. Можно поставить вопрос по-другому: “Какой продукт экологичнее или натуральнее”? Как видите, даже один и тот же производитель, например, Millennium сделал разный дизайн упаковок шоколада, чтобы люди визуально считывали содержимое продукта, не глядя на цену.