Количественные исследования помогают принимать правильные решения при планировании развития торговой сети или выводе на рынок новой группы продуктов.
Руководитель отдела аналитики компании AIC Виталий Черемисинов рассказывает, что нужно тестировать в розничном магазине, чтобы повысить средний чек или снизить затраты на продвижение продукции.
2018-ый стал годом ценовых войн в ритейле. Представители торговых сетей говорят о том, что «перекормили» покупателей скидками, сформировав новый тип потребительского поведения: до 42% от всех покупок совершается в рамках промо, что отнюдь не способствует росту среднего чека. К негативным факторам для классического офлайн ритейла можно отнести и то, что онлайн магазины всё больше оттягивают трафик. Согласно исследованию холдинга «Ромир», сегмент FMCG в e-commerce вырос на треть по сравнению с прошлым годом.
В этой конкурентной борьбе особенно остро встает вопрос о том, каким образом выстроить продажи и развитие розничной сети, чтобы при этом не работать в убыток.
Нужные ответы можно получить в ходе тестирования, а конкретнее — количественных исследований, которые позволяют проверять гипотезы относительно поведения потребителей. На основе результатов рассчитываются необходимые объемы производства и рентабельность, формируются цена и параметры продукта, выявляются незанятые ниши рынка.
Ритейл использует тестирование, чтобы понять, как увеличить средний чек, поднять LTV (доход, который приносит клиент компании за всё время взаимодействия с ней), либо утилизировать продвигаемые товары.
Что может стать предметом тестирования?
Тестирование имеет ценность как для ритейлера, так и для производителя продукции. При этом самой удобной площадкой для проведения исследований является любой представитель розничной сети — магазин. Это та самая точка, где продукт встречается с потребителем и перетекает в его корзину. Именно на этом уровне удобнее всего исследовать поведение покупателя и получать точные показатели для проведения дальнейшего анализа.
Чаще всего для выделения тестовых групп учитываются такие метрики, как средний чек, LTV, NPS (индекс лояльности) или CSI (индекс удовлетворенности).
В топ популярных категорий тестирования в розничных сетях входят:
1. Выкладка товара, в том числе в прикассовой зоне. Этот вид исследования подразумевает наблюдение за тем, как влияет расположения товара на частоту его покупки. Например, к ритейлеру может обратить производитель шоколадных батончиков и попросить проверить, в каких случаях продукт лучше покупают: с верхней полки или с нижней.
2. Продвижение товаров: поиск наиболее эффективных и малозатратных форматов промо.
3. Терминалы самообслуживания. Категория, которая позволяет провести анализ снижения стоимости единицы товара при выводе из цикла покупки кассира. Этот вид исследования ориентирован на покупателей, которые приходят в магазин для быстрого шоппинга и не хотят тратить время в очередях. Терминалы могут существенно увеличить лояльность этой аудитории.
4. Сайт. У каждого ритейлера доставки продуктов (Утконос, Азбука вкуса, X5 Retail) есть собственные сайты. Сайты — это такая же онлайн-витрина, которая монетизируется. Следовательно, на нем можно проверять различные функциональные и визуальные гипотезы. Например, следить за поведением пользователей во время промоакций или анализировать брошенные корзины.
5. Доставка. Здесь исследовать можно как способы организации доставки в различных районах, так и ее влияние на средний чек и состав продуктовой корзины. Эта категория позволяет повысить лояльность и удовлетворенность потребителя, а в некоторых случаях и увеличить охват территории.
6. Пространство: тип исследования, который направлен на комплексный анализ показателей розничных сетей, включающий в себя все предыдущие категории. Это может быть, например, price discovery — эксперимент, в процессе которого меняется цена на товар и фиксируется реакция спроса. Подобный тест не подходит для товаров массового потребления, но его результаты интересны для люксовой продукции.
Как организовать количественное исследование?
Тестирование — это сложный процесс, который включает в себя множество показателей и дает на выходе огромный объем информации. Для того чтобы получить нужные данные и не запутаться в них, нужна методология, т.е. четкий план организации тестирования, снятия результатов и их анализа.
Представим себе следующую ситуацию: к крупному ритейлеру обратился производитель, который хочет вывести на рынок газированные напитки без сахара. Главным предметом исследования является выяснение, как его продукт С сможет убрать из потребительской корзины конкурента P. На маршруте покупателя ритейлер совместно с производителем организуют демонстрацию товара C и его промо.
Для проведения тестирования необходимо разделить все магазины на две гомогенные группы — максимально схожие по сбыту напитка, среднему чеку и активности. Первая тестовая (А) — где планируется активное продвижение напитка С. Вторая контрольная (В) — где всё останется по-старому. Далее необходимо решить, каким образом будет формироваться выборка и снятие результатов в каждой группе магазинов. Затем организаторы запускают в первой группе мероприятия по продвижению продукта и наблюдают, как меняется потребление напитка С от одной розничной точки к другой.
Если организаторы понимают, что эксперимент идет по запланированному сценарию, то могут углубиться в интересующий их аспект и продолжать тестировать. Например, пробовать различные виды промо в двух гомогенных группах (вроде «2+1 в подарок» и «собери 10 упаковок и обменяй на подарок»).