Hermѐs, Saint Laurent, Dior, Gucci, Fendi, Versace, Etro и многие другие фэшн-бренды регулярно выпускают интерьерные линейки под собственным именем. Для домов моды это логичное расширение влияния, а для клиентов — способ жить внутри бренда. Вместе с дизайн-продюсером Татьяной Федосовой разбираемся, как индустрия моды выстраивает для потребителей люкса концепцию тотальной эстетической вселенной вокруг марки.
Татьяна Федосова дизайн-продюсер, преподаватель, куратор Международной выставки мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM (2022-2024)
Если проследить за хронологией появления предметного дизайна у кутюрных брендов, то одними из первых к производству мебели обратились итальянцы, а именно римский дом Fendi. Первая полноценная коллекция Fendi Casa появилась в 1989 году. Дом всегда славился работой с меховыми изделиями и скорняжным делом, что и легло в основу образов мебели. Эффектные обивки из шкур и детали из кожи, которые повторяют элементы культовой сумки Peekaboo — авторский почерк Fendi Casa. Они сочетают элегантные оттенки, плавные силуэты и ручную работу. В то время, когда большинство конкурентов даже не задумывались о дизайне предметов, Fendi сделали смелый шаг навстречу объединения мира моды с интерьерной средой.

Кресло Annabelle. Дизайн Fendi Casa © Фото: fendicasa.com

Кресло Peekasit с культовой моделью сумки Peekaboo. Дизайн Fendi Casa © Фото: fendicasa.com
В 1992 году Джанни Версаче запускает направление Versace Home — гламур девяностых, барочные орнаменты и позолота спускаются с подиумов на предметы обстановки и интерьера. Увлеченный античной культурой модельер выбрал в качестве эмблемы дома голову медузы Ронданини. По легенде ни один из взглянувших на горгону уже не мог отвести от нее взгляд. Такой же участи Версаче хотел для своего бренда. В 1995 году, в эпатажной рекламной кампании сервиза Rosenthal, в образе Адама и Евы снимаются Сильвестр Сталлоне и Клаудия Шиффер, а в коллекции 2019 года отлитый в объеме логотип с горгоной стал ключевым элементом серии стульев и ваз Medusa.

Тарелки из сервиза Rosenthal. Дизайн Versace Home

Вазы Medusa. Дизайн Versace Home
Gianfranco Ferré Home — редкий пример интеллектуальной мебели от кутюр, в которой превалирует философия сдержанной роскоши. Ферре был архитектором по образованию, поэтому его предметам свойственны геометричные объемы, четкие линии, пластичные силуэты и материалы, используемые для строительства зданий: металл, камень, стекло. Дизайнер открыл ателье мебели в 2000 году. После его смерти бренд пережил кризис и был перезапущен в 2017-м. Сейчас компания фокусируется на сохранении творческого наследия Джанфранко Ферре, а также разрабатывает интерьерные решения для девелоперов, занимающихся застройкой эксклюзивной недвижимости на Ближнем Востоке. У Ferré Home нет громких медийных проектов, коллабораций и приглашенных звезд, но есть вневременный дизайн, который выглядит актуальнее многих современных аналогов.

Столик Veil. Дизайн Gianfranco Ferre Home © Фото: gianfrancoferrehome.com

Кресло Columbus. Дизайн Gianfranco Ferre Home © Фото: gianfrancoferrehome.com
Обивочный текстиль и отдельные предметы интерьера появились у Etro еще в двухтысячных, но официальная линейка Etro Home Interiors оформилась к 2020 году. Визуальный код модного дома вдохновлен путешествиями его основателя — Джероламо Этро. Узор пейсли в виде «восточного огурца» — излюбленный визуальный мотив бренда, отсылающий к орнаментам кашмирских шалей XIX века. ДНК марки эклектично сочетает винтажную эстетику, растительные паттерны, жаккардовые техники и вышивку.
В 2019 году Etro Home Interiors вошла в состав итальянского холдинга Oniro Group, специализирующегося на производстве мебели для люксовых брендов. В рамках этого сотрудничества компания существенно расширила свое интерьерное направление и стала экспонировать мебель не только в бутиках, но и на таких крупных профильных выставках, как Salone del Mobile. Одна из последних ярких премьер бренда — коллекция Retro Futurism, созданная Марко де Винченцо — креативным директором Etro.

Кресло Cushy. Дизайн Марко де Винченцо © Фото: onirogroup.it

Кресло Levity с сумкой Vela. Дизайн Марко де Винченцо © Фото: onirogroup.it
Созданный в 2004 году Roberto Cavalli Home переносит «звериный» характер марки в мир интерьеров. Глядя на мебель, обои и аксессуары бренда, словно отправляешься на гламурное сафари. Анималистичные принты и бунтарский китч добавляют обстановке страсти, переводя дизайн в область провокационного искусства. Леопард, тигр, кожа питона и перья страуса — наиболее яркие и узнаваемые коды флорентийского модельера. У Roberto Cavalli Home нет полутонов — только безудержная роскошь и дерзкая чувственность.
Кресло Wings. Дизайн Roberto Cavalli Home Interiors © Фото: onirogroup.it
Обеденный стол Ray Of Gold. Дизайн Roberto Cavalli Home Interiors © Фото: onirogroup.it
Конечно же, не только итальянские дома проявляют интерес к предметному дизайну. В начале двухтысячных экспериментировать с мебелью стал японский модельер Иссей Мияке. В то время его диваны и кресла не выпускались серийно и создавались, скорее, как антураж для витрин с одеждой бренда. Однако позже, в 2012 году, Miyake Design Studio вместе с Artemide сделали серию складных светильников из переработанного пластика в технике оригами, которая получила премию Red Dot Design Awards. В 2016-м Мияке разработал коллекцию керамической посуды с финским брендом littala, которая была презентована на Stockholm Design Week.
Иссей Мияке со светильником IN-EI
Набор посуды Issey Miyake x Littala
Среди многих фэшн-брендов, кричащих люксом, этот разговаривает шепотом — но так, что слышат все. Предметами интерьера Bottega Veneta Home занимается с 2006 года. Модный дом завоевал известность благодаря своей технике плетения Intrecciato, которой в этом году исполнилось 50 лет. Их предметы — про текстуру, традиции и размеренность. Примечательной работой стал рестайлинг серии настольных ламп Model 600 в коллаборации с Flos. Светодизайнер Джино Сарфатти придумал свою лампу-неваляшку в 1966 году — тогда же, когда в Виченце была основана компания Bottega Veneta. В 2014 году лампа получила обновление основания в виде культовой кожаной плетенки и фирменного бутылочно-зеленого оттенка бренда.

Корзина-гнездо. Дизайн Bottega Veneta Home © bottegaveneta.com

Лампа Model 600. Дизайн Bottega Veneta Home © bottegaveneta.com
Направление Loro Piana Interiors, основанное в 2006 году, было создано с идеей привнести в дома клиентов те же благородные материалы, что применяются в изготовлении одежды. В начале появилась коллекция мебельного текстиля. Тогда компания пригасила к сотрудничеству дизайнера Паолу Навоне — она придумала для Loro Piana стул. В 2021 году архитектор Рафаэль Навот разработал для бренда коллекцию Palm. Ее дизайн, как кашемировый свитер, — идеальный спутник для тех, кто ценит комфорт, спокойствие и приятные тактильные ощущения.

Пуфы из коллекции Palm, дизайнер Рафаэль Навот. © Фото: loropiana.com

Столик из коллекции Palm, дизайнер Рафаэль Навот. © Фото: loropiana.com
Направление Gucci Decor появилось в 2017 году. Их интерьерная линейка эклектична и не придерживается единого стиля — периодически бренд радикально меняет характер своих коллекций. Первые предметы обстановки, представленные Алессандро Микеле, напоминали винтажные театральные декорации на манер художника Уильяма Морриса. Особенно выделяется бархатное «бабушкино» кресло GG с монограммой Гуччи, обитое по краю кисточками и декорированное латунными заклепками, а также многочисленные декоративные подушки с животными, повторяющие вышивки и принты из коллекций мужской и женской одежды бренда.

Кресло GG jacquard. Дизайн Gucci Decor © Фото: gucci.com

Подушки Gucci Decor. Дизайн Gucci Decor © Фото: gucci.com
Идентичность марки Saint Laurent также не ограничивается гардеробом. C 2019 года компания имеет концепт-стор Rive Droite — гибридный бутик в Париже, где продается как одежда, так и предметы интерьера, включая спортивный инвентарь и мебель. При выборе партнеров для коллабораций креативный директор марки Энтони Ваккарелло отдает предпочтение компаниям и именам с большой историей. Коллекция стекла, созданная со знаменитым производителем хрусталя Baccarat, во многом придерживается заветов элегантности и выверенных пропорций, оставленных в наследство от Ива Сен-Лорана.

Скейтборд Saint Laurent © Фото: ysl.com

Бокал Saint Laurent х Baccarat © Фото: ysl.com
Симон Порт Жакмюс, представитель поколения миллениалов, взглянул на мебель как на возможность создать резонансный инфоповод. Одним из первых он сделал трендом курортные локации от кутюр. Летом 2023 года в Сен-Тропе открылся пляж Jacquemus. Побережье с желто-белой полоской мгновенно «завирусилось» в соцсетях. Дизайнер предоставил публике возможность почувствовать себя моделью на его показе, и бутик города распродал все вещи за два дня. В этом же году Jacquemus совместно с итальянской компанией Exteta перевыпустил коллекцию классической садовой мебели Locus Solus. В 1964 году дизайнер Гаэ Ауленти придумала конструкции шезлонга и кресел, а Жакмюс освежил обивку своей фирменной, коммерчески успешной лимонной палитрой, добавив предметам летний вайб южных регионов Франции.

Коллекция садовой мебели Locus Solus, дизайн Jacquemus x Exteta. © Фото: jacquemus.com

Коллекция садовой мебели Locus Solus, дизайн Jacquemus x Exteta. © Фото: archiproducts.com
Сегодня модная индустрия примеряет на себя роль министерства по обустройству жизни, где гардероб, парфюм, автомобиль и обстановка говорят на одном визуальном языке, транслируя социальный код. В эпоху, когда исчезает печатный глянец, а контент в социальных сетях стирает границы между публичным и частным, интерьер становится финальным штрихом к портрету. Ваш дом — такая же часть образа, как и ваш гардероб. Теперь роскошь — это не вещи, а атмосфера. И модные дома продают именно ее.
На обложке: ETRO Home Interiors, дизайн Марко Де Винченцо © Фото: archiproducts.com.
Материал с сайта: https://design-mate.ru