Когда мы проводим оценку кандидатов или сотрудников, в первую очередь обращаем внимание на soft skills. В зависимости от позиции их набор и уровень может быть разным. Они важнее прикладных технических навыков. Во многих компаниях существуют карты компетенций с описанием soft skills, которыми должен обладать человек на определенной должности:
- Системность мышления
- Умение вести переговоры
- Навык презентации
- Навык делегирования
- Умение работать в команде
- Креативность
- Честность и другие
Большинство этих навыков рождается на стыке характера, привычек, личных качеств и жизненного опыта. Именно поэтому так мало ответов, как их замерять и развивать, кроме как повторением. Но для любой команды soft skills — это ключевой рабочий инструмент. Поэтому мы выработали схему, которая позволяет совершенствовать их, как и любой другой навык.
Делите задачу на этапы
Крупные проекты и задачи всегда можно разделить на понятные этапы и подзадачи. Откажитесь от общих понятий.
Как применять в работе
Допустим, вам нужно подготовить и успешно презентовать концепцию будущего проекта клиенту. Разделите задачу на ключевые этапы и двигайтесь по ним:
- Четко сформулируйте для себя, чего именно хочет клиент
- Определите, каким образом лучше показать, что концепция отвечает целям клиента
- Продумайте возражения людей, которые будут принимать концепцию, и отработайте их
- Подготовьте сторителлинг и презентацию. Вспомните лайфхаки и находки с прошлых проектов
- Потренируйте выступление
Наши менеджеры прогоняют презентацию по три раза перед разной аудиторией коллег для того, чтобы выявить узкие места, и возможно, подправить что-то в предыдущих пунктах.
Ставьте измеримые цели
В каждой коммуникации (короткая встреча или стратегическая презентация) должна быть четко сформулированная цель. И это не должно быть, как «хорошо выступить на вебинаре». Если цель такого выступления обозначена не совсем четко, можно упустить важные слова или информацию.
Как примерять в работе
Ставьте конкретную измеряемую цель и готовьте аргументы, которые помогут ее достичь. Для управления командой — это может быть скорость и бюджет проекта. А для hr-практик — количество привлеченных сотрудников.
Когда я проводила hr-вебинар, его целью было привлечь как можно больше людей на летнюю стажировку. Было логично в конце выступления рассказать о том, что у нас есть такая практика, в каком формате это работает, объяснить, как оставить заявку и позаботиться о том, чтобы студенты нашли нас. Если ваша цель — улучшить бизнес-показатели, то расскажите про инновации, апеллируйте к предыдущим кейсам и тому, как вы решали подобные задачи в прошлом.
Подводите итоги
У любых навыков есть количественные и качественные показатели. Определите их заранее и выработайте способ оценки. Обратная связь поможет развиваться и не повторять ошибки.
Как применять в работе
Для любой задачи есть показатели, которые можно четко измерить. Например, количество звонков и отправленных писем, скорость реакции на них, объем прочитанной профессиональной литературы.
Очень важно фиксировать затраченное время по задачам. Как много ушло на анализ конкурентной среды, сбор презентации, брифинг команды, постановку задач. Подсчитайте их, сравните с прошлыми или сделайте ориентиром на будущее.
Для обратной связи с коллегами (и часто с клиентами) у нас есть список из трех простых вопросов: 1) что им понравилось в вашей работе? 2) что не понравилось или вызвало сомнения? 3) над чем еще стоит поработать?
Такие же вопросы стоит задать и себе: где вы нервничали в процессе? Что вдохновляло? Где вы растерялись и почему? Что получилось классно и почему?
Вопросы можно задавать лично, на общей встрече или запустить опросник. Полученные ответы — и есть ваши основные точки роста.
Например, участники команды сказали, что задача была не ясна им на старте. Это значит, что при постановке задачи в следующий раз надо заложить время на личный разговор с коллегами. Если на презентации вы нервничали на вопросах о бюджете — уделите больше внимания детальному просчету, чтобы чувствовать себя увереннее.
Выработайте привычки
Выработайте в себе привычки, которые не будут раздражать окружающих и помогут вам создать для себя безопасную психологическую зону, минимизировать стресс и чувствовать себя комфортно. Soft skills сильно связаны с привычными паттернами поведения и с комплексами. Именно поэтому важно научиться контролировать эмоции — они мешают развивать нужные навыки.
Как применять в работе
Мы советуем следить за политиками. Помните известную позу Ангелы Меркель, когда она прикасается кончиками пальцев, образуя форму треугольника? Его даже называют «треугольником медитации». Создавайте некоторое привычное действие или позу, в которой вы успокаиваетесь.
Например, положите одну руку всей ладонью на стол или откройте блокнот для записей и возьмите в руку карандаш. Важно сделать такое действие или позу специфической и точно ее воспроизводить. Например, не просто открыть блокнот и взять карандаш, а одним выверенным медленным движением открыть блокнот и положить руку так, чтобы карандаш завис над бумагой в 2 сантиметрах. Сделайте из этого привычку, которая будет отвлекать ваш стресс на себя в сложных для вас ситуациях.
Развивайте эрудицию
Повышайте эрудицию с помощью сложной литературы, музыки и фильмов. И наукой, и психологией доказано: сложные образные произведения формируют нейронные связи в мозге и развивают его. В свою очередь это помогает развить образное мышление и красивую речь.
Если вы смотрите фильмы Ингмара Бергмана или Андрея Тарковского, то они могут научить вас чувствовать и понимать неявные, тонкие грани характеров и жизненных ситуаций.
Слушая длинные классические произведения, человек учится долго удерживать внимание, сопоставлять то, что звучало 40 минут назад и звучит сейчас, делать нелинейные выводы.
Анализируя переживания героев художественной литературы, мы можем воспитать в себе эмпатию, способность принять точку зрения другого человека. Из сложных произведений можно черпать бесконечное множество примеров опыта, общения и ситуаций. Но важно понимать, что книги не сделают все за вас. К ним тоже надо подойти как к инструменту: ставить цели, проводить внутреннюю работу и анализ.
Как применять в работе
На старте проекта мы часто проводим интервью с владельцами бизнеса. Времени на него очень мало. При этом данные, которые мы собираем на этой встрече, становятся ключевыми. Обычно у нас есть список из нескольких вопросов, из ответов на которые мы делаем широкие выводы. И впоследствии мы уточняем их на следующих встречах с другими членами команды.
Например:
«На чем зарабатывает бизнес?». Ваш продукт должен обязательно учитывать это, даже если вас позвали за другим.
«Что мы будем считать успехом проекта?». Это может быть как прибыль, так и оценка конкурентов.
От ответов будет зависеть вектор, который вы возьмете в работе. А от вашего опыта строить нелинейные связи — насколько точно он будет соответствовать поставленной задаче.
Такие базовые принципы работают безотказно. Главное помнить, что самое трудное — это момент перехода. С каждым новым шагом ваше сознание будет все больше привыкать к новым паттернам поведения, и вы будете чувствовать себя все увереннее и комфортнее.
Статья была опубликована на rb.ru
Источник: сайт designpub.ru