Содержание статьи
Структура
Сначала я хотел написать универсальную книгу «Как стать дизайнером», проанализировав свой опыт и информацию из интернета, но быстро понял, что этот путь мне не подходит. Я не хотел писать о вещах, которые сам не испробовал, поэтому выработал правило: я пишу только о том, что хотел бы передать себе на старте карьеры. Этот путь более честный, и мне он сразу понравился.
После этого я составил список из 30 тем, на которые мне было что сказать, и начал писать. Здесь была моя первая ошибка — я слишком быстро приступил к написанию, тогда как следовало больше внимания уделить продумыванию структуры.
В итоге спустя месяц работы я понял, что формат выбран неверно, из-за чего мне пришлось выбросить почти все наработки и начать заново. Второй план был куда лучше, и в немного измененном виде он дошёл до печати.
Самый лучший совет по планированию структуры я узнал в книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»:
«Темы глав этой книги я тоже выбираю исходя из своей прокрастинации. Если я медлю с написанием главы, значит, она не нужна. Это простая этика: почему я должен дурачить читателей, сочиняя что-то о предметах, которые меня совсем не цепляют?»
— Нассим Талеб
Другими словами, если автору не интересно писать главу, читателю будет не интересно ее читать. Осознав это, я спокойно избавлялся от ряда глав, начало работы над которыми вызывало у меня тоску. Это, кстати, хороший тест: если вам сложно писать какой-либо материал, то, может быть, на эту тему вам нечего сказать или эта тема не такая важная.
Я считаю, что не так важно количество страниц в книге. Важны знания и идеи. Но издательство рекомендует, чтобы текста было на восемь авторских листов. Авторский лист — это 40 тысяч символов с пробелами, то есть для книги нужно 320 тысяч символов. Это 200–250 напечатанных страниц, в зависимости от вёрстки. Опирайтесь на эту цифру, когда будете планировать структуру.
Написание
Я провёл много экспериментов: писал утром до работы, понемногу вечером или сразу несколько глав за выходные. В итоге выработал схему, которая помогала сохранять дисциплину и ежедневно двигаться к цели.
Накануне я планировал четыре-шесть спринтов по 25 минут. У меня не было нормы символов или глав, только количество спринтов. Время суток значения не имело, главное — это полный фокус. Я убирал телефон в другую комнату, закрывал лишние приложения, включал таймер и садился за работу. Сделав один спринт, я ставил одну галочку в кружок и делал небольшой перерыв.
Мне нравится этот подход тем, что с какой скоростью я бы ни писал, время рабочего дня не меняется, что позволяет сфокусироваться на качестве. Мозг будто бы успокаивается, понимая, что нет смысла прокрастинировать или спешить, ведь объём работы остаётся одним и тем же.
Могу точно сказать, что наибольшее удовлетворение от рабочего дня я получал, работая в фокусе. А чем больше отвлекался, тем менее продуктивным казался день.
Работа спринтами в полном фокусе — единственный совет по продуктивности, который я бы передал начинающему автору. Но сложность, конечно, не в самом процессе. Сложность в том, чтобы следовать ему на протяжении нескольких месяцев по шесть-семь дней в неделю. Пожалуй, именно эта способность отличает людей, которые только хотят написать книгу, от тех, кто это сделал.
У меня не было иллюзий по поводу книжного бизнеса. Я понимал, что написать книгу мало. Нужно ещё заинтересовать издательство, а это делается не текстом, а личностью автора.
Сами подумайте, издательство не может содержать в штате специалистов всех сфер. Другими словами, оно не может определить ценность профильной книги, поэтому обращает внимание на авторитет автора. К тому же мало издать хорошую книгу, важно, чтобы ещё об этом узнала нужная аудитория. Я это понимал с самого начала, поэтому подготовился заранее.
К тому времени у меня уже был популярный блог на Medium, который должен был стать отличным аргументом, но я посчитал, что этого мало, и завёл Telegram-канал The Design Times.
Моя логика была простой: даже если в моём канале будет лишь 100 подписчиков, пять-десять купят книгу, а один-два оставят отзывы, это уже будет неплохо. Но случилось так, что, не затратив ни рубля на продвижение, The Design Times спустя несколько месяцев достиг отметки в 1000 подписчиков и превратился в отдельный проект, который я полюбил даже больше, чем блог на Medium.
Чуть позже я попробовал перенести The Design Times в Instagram, но схожего роста не обнаружил, несмотря на эксперименты с форматом. Помимо этого, личный Instagram понемногу рос и стал дополнительным аргументом для издательства.
Мой план на неделю был следующим:
Таким образом по вечерам и выходным я работал более полугода.
Поиск и выбор издательства
На начальном этапе я допустил ещё одну ошибку, рано написав в издательства «Манн, Иванов и Фербер» и «Альпина Паблишер». Совершил ошибку, потому что сделал это в сентябре, когда черновик был ещё слабоват, а в канале было лишь 100 подписчиков.
Спустя несколько недель, «МИФ» ответил отказом, побоявшись, что не сможет выйти на нужную аудиторию. С «Альпиной» общались чуть дольше, но отказ был таким же.
Меня это нисколько не сломило (вспомните мою стратегию). Я продолжил работу над книгой и в конце осени начал искать другое издательство.
Я сразу исключал издательства, от которых ответа нужно ждать от полугода, и искал те, которые смогут качественно сверстать книгу. Бродя по Ozon, я нашёл издательство «Олимп-Бизнес», в котором вышла биография Илона Маска. Сайт выглядел современно, в описании написано, что отвечают быстро, поэтому воскресным утром я написал письмо и получил ответ в течение дня: им была интересна тема и мы договорились о встрече.
На встрече я рассказал о своём опыте и онлайн-площадках. Издательство заинтересовалось, и мы договорились, что до конца года я допишу книгу. Сделав обещанное, сразу после новогодних выходных, мы встретились снова, чтобы обсудить условия сотрудничества.
Здесь я, возможно, развею некоторые иллюзии начинающих авторов. Для издательства каждая книга — как стартап. Если вы не популярный автор, то выпуск книги — это риск потерять деньги, поэтому с новыми авторами обычно работают следующим образом.
Вы находите себе спонсора, который оплачивает часть издательских работ и размещает свой логотип на обложке. Я обратился к нескольким знакомым руководителям дизайн-команд, но выделить необходимую сумму они не смогли. (Могу их понять, так как логотип на книге, возможно, не самая эффективная реклама в наше время.)
Рейтинг дизайн-студий открыт, и я знал, что при желании мог бы найти компанию для сотрудничества, но мне претила мысль писать всем подряд и просить помощи (видимо, виною тому эго), поэтому решил финансировать книгу самостоятельно. Мы подписали с издательством договор и начали работу.
Работа с издательством состоит из нескольких этапов: редактура, обложка, верстка, печать и дистрибуция.
Редактура
Сначала редактор прошёлся по книге и предложил улучшения. Некоторые изменения я согласовывал, другие отклонял (использовали Google Docs). Это рутинная работа, но очень ценная. Я как будто прошёл тренинг, наблюдая, каким образом можно улучшить мой текст. У этого процесса было несколько итераций, и занял он около месяца.
На этом этапе я отправил текст книги опытному дизайнеру для отзыва на обложке, хотя сделать это нужно было ещё до общения с издательством. Причём не один раз. Но к счастью, книга понравилась.
Обложка
Обложки деловых книг радуют очень редко, поэтому свою я решил сделать сам. При этом я не графический дизайнер (больше продуктовый), поэтому спектр моих возможностей был невелик. Используя текст и простые геометрические формы, я создал дизайн, который вы можете видеть сегодня на книге. Им я доволен.
Вёрстка
С вёрсткой схожая история. В Figma я набросал примеры страниц и передал их верстальщику в издательство, которая подготовила всю книгу. Спустя несколько итераций мы пришли к варианту, которым все остались довольны.
Печать
Согласовав общий PDF-макет, мы отправили его в типографию. Печать заняла две недели.
Дистрибуция
Эту работу полностью берёт на себя издательство. Я лишь уточнил, будет ли книга в популярных книжных сетях, и получил положительный ответ.