В марте 2021 года многие обсуждали громкую новость: американская компания Injective Protocol приобрела авторизованную копию работы уличного художника Бэнкси и устроила ее сожжение в прямом эфире. После сожжения цифровую версию работы превратили в NFT, невзаимозаменяемый токен (non-fungible token).
NFT создается по той же технологии, что и цифровые деньги, криптовалюта. Разница между ними в том, что если один биткоин можно заменить другим биткоином, то один уникальный виртуальный объект другим уникальным виртуальным объектом — нельзя.
Появившись в 2010-е, невзаимозаменяемые токены стали особенно популярными сегодня. Это предмет коллекционирования, поэтому на создании и продаже цифровых объектов зарабатывают художники, музыканты и другие работники творческих индустрий. Можно сказать, что благодаря NFT возник новый рынок цифрового искусства.
Чтобы понять, как устроен этот рынок изнутри, мы попросили дизайнера и молодую медиахудожницу Веронику Боглай рассказать о своем опыте работы с токенами.
Содержание статьи
С чего все началось
Я дизайнер и художник. Изучала дизайн в Высшей школе экономики, работала в студиях CLAN и Sila Sveta, где доросла до арт-директора, сейчас на фрилансе. В профессии я уже одиннадцать лет, часто занимаюсь компьютерной графикой и мультимедиа.
Об NFT я узнала от коллег в начале года и сразу заинтересовалась им. К тому же у нас был проект, который идеально подходил под этот новый движ — #PIGEONVRCHALLENGE. Весной 2020-го, когда мы с друзьями сидели на карантине и нам не хватало общения, я предложила по очереди изображать одного и того же персонажа в разных ситуациях. Это был голубь в VR-шлеме.
Я давно увлекаюсь эстетикой метамодернизма и придумала голубя как символ метамодерна. С одной стороны, эти птицы — часть нашей повседневности, мы видим их постоянно. С другой — VR-голубь такой смешной, технологичный, современный. Он как будто существует одновременно в двух разных мирах, и контраст между этими мирами позволил моей идее раскрыться.
В челлендже участвовали CG-художники Edza, Илья Балакин, Роман и Алена Кузьминых, Александра Дрозд, Лизавета Романова, Зоя Харакоз, Сергей Акуленок, Сергей Дворяшин и Дима Мельников. Я предложила ребятам рисовать по голубю еженедельно. В итоге за десять недель самоизоляции у нас получилось десять работ, плюс я сама нарисовала самого первого голубя, когда придумывала персонажа. Затем я составила из артов книжку, напечатала ее и подарила участникам проекта. На этом все могло бы и закончиться — но в марте 2021-го мы решили разместить работу на одной из NFT-площадок.
Как проходил аукцион
Мы с ребятами скинулись на gas — комиссию за совершение транзакций в криптовалюте Etherum. Тогда это было около 90 долларов, плюс еще столько же пришлось потратить, чтобы выставить проект на аукцион. Нашей площадкой стала Foundation. Вход там закрытый, по приглашениям, зато работы, которые выставляются, выглядят как высказывание: художники продают свое видение, концепцию и имя. Мне показалось, что наши голуби этого достойны, хотя размещение на Foundation стоит дороже, чем на площадках масс-маркета.
Стартовую цену работы мы назначили самостоятельно — 0,2 ETH (криптовалюта Etherum. — Прим. ред.). Когда аукцион начался, было страшновато, казалось, никто ничего не купит. В утро перед завершением торгов я даже поставила свечку в церкви. Но стоимость лота в итоге выросла до 0,5 ETH — 1100 долларов на тот момент. Голуби достались жителю Японии, который предложил эту цену. А мы получили от продажи в шесть раз больше денег, чем вложили.
Как создать токен
Цифровое искусство существует давно. Арт-объекты создаются в любом графическом редакторе.Просто до NFT они обычно становились постами в соцсетях или валялись у художников на жестких дисках.
Возможен и более сложный подход к созданию работ. Покрас Лампас, например, сделал свой первый объект четырехслойным. Сначала он от руки нарисовал арт, потом оцифровал его, затем спроецировал цифровой рисунок на стену Чиркейской ГЭС, сфотографировал и уже эту фотографию перевел в токен.
В сущности, в NFT картинка превращается именно в тот момент, когда ты платишь за gas и она улетает на аукцион как лот. Ключевую роль здесь играют площадки — сайты, на которых продаются арты: например, Rarible, Foundation, OpenSea, SuperRare.
Как NFT развивается в России
По моим ощущениям, в Россию NFT пришел немного позже, чем, например, в США. Но, судя по всему, по уровню продаж мы не отстаем и тоже находимся в авангарде. Сейчас я вижу настоящий взрыв активности среди моушен-художников, которые осваивают эту сферу. Мне самой нравятся работы Покраса Лампаса, Максима Жесткова, Драгоя и его команды fuckyou.digital. Запомнилась недавняя коллаборация Покраса и Димы Мельникова.
Одним из главных популяризаторов токенов в России стал художник Brickspacer — создатель телеграм-канала NFT Bastards. Когда о технологии только начинали говорить, ребята создавали много комнат в российском Clubhouse, чтобы делиться опытом и обсуждать стратегии продвижения. Вообще мне кажется, что вокруг NFT в стране сформировалось хорошее сообщество. Все стараются помогать друг другу, репостить работы, радуются чужим успехам.
Почему художники полюбили NFT
Благодаря NFT дизайнерам и художникам больше не нужно ориентироваться на требования клиента. Это очень комфортный формат, глоток свежего воздуха.
При этом все равно важно думать о будущем и не клепать однодневки, выстраивать свой личный бренд в новой реальности. Я думаю, NFT останется с нами навсегда в том или ином виде: могут измениться технические детали, но возможность продавать виртуальный арт сохранится. Поэтому художникам нужно учитывать, что их цифровые личности тоже стоят денег. Как и коллекционеры в «реальном» мире искусства, покупатели токенов ставят на работы, которые в будущем могут «взлететь», чтобы перепродать их дороже.
Что будет дальше
Мне кажется, сейчас мы движемся в сторону метаверса (термин, которым некоторые исследователи обозначают совокупность виртуальных миров и возможностей, доступных в этих мирах современным пользователям. — Прим. ред.). «Обычная» реальность как будто смешивается с цифровой. Виртуальное искусство вряд ли вытеснит материальное, но они будут сосуществовать параллельно или в симбиозе. Думаю, совсем скоро мы сможем сначала нарисовать что-то «в реальности», потом сделать из арта, например, мерч в NFT, а затем — перевести NFT «обратно» в материальный мир. Здесь возможны самые разные комбинации.
А подводные камни?
Блокчейн-искусство сейчас толком не защищено от плагиата, как мне кажется. Через месяц после того, как мы продали своих голубей на Foundation, очень похожий проект сделала лондонская дизайн-команда RTFKT Studios. Они специализируются на цифровой одежде, и у них появились виртуальные кроссовки с голубем, максимально похожим на нашего. Утверждать, что это плагиат, мы не можем, но все же RTFKT вполне могли заимствовать образ. Их объект ушел с аукциона за 25,3 ETH — почти 90 тысяч долларов.
К сожалению, продавая свою работу, ты не понимаешь, какая судьба ее ждет, как распорядится правами новый владелец. И ребят, которые скопировали твою идею, ты по факту не можешь привлечь к ответственности. Думаю, в будущем обязательно появятся законы, регулирующие вопросы об авторском праве в цифровой среде. Надеюсь, это будет следующий этап в развитии NFT.
Источник: miranna