Досье FT
Имя: Владимир Мехов
Возраст: 31 год
Город: Сыктывкар
На фрилансе: 6 лет
Специализация: логотипы
Образование: без специальности
Профиль на Freelance.ru
— Почему ты решил стать фрилансером?
— Если брать в целом, то основная причина становления меня как фрилансера – классическая. Свобода деятельности; как рабочей, так и личной.
У меня немного сложный характер: я всегда хотел быть лидером во всем, чем бы ни занимался. Быть более правильным среди других коллег. Например, когда я работал по найму я мог часто спорить с руководством в рабочих вопросах, в которых был более компетентен. Причем спор иногда переходил некую словесную грань, после которого обычно сотрудника увольняют, что и случилось со мной на последнем рабочем месте.
Возможно, или даже скорее всего, этот рабочий момент стал переломным, и окончательно изменил мою жизнь. К моменту увольнения, моему второму ребенку исполнился всего лишь месяц. Также на руках была жена в декрете, старший 3-х летний сын и двадцать рублей в кармане. Расчет я так и не получил, кстати.
Я с детства хорошо рисую, и повзрослев, порой подумывал о работе в сфере искусства. Хотя признаться, я бы тогда ни за что не поверил, что стану заниматься делом своей мечты. В 2012 году, работая поваром в ресторане (одном из лучших в городе), я решил, что необходимо все-таки вектор деятельности менять, ибо понимал, что работа по найму и под предводительством кого-то — это далеко не мое. Получилось так, что днем я работал поваром, ночью насколько хватало сил штудировал методички по логотипостроению и программе Illustrator. Видео-курсы в качестве учебников всерьёз я не воспринимаю до сих пор, только бумажная литература от именитых дизайнеров. Чуть более трех лет я изучал графический дизайн в любое свободное время, учитывая, что ни жена, ни ребенок у меня не работали времени было крайне мало. Также я рассматривал различные площадки фриланса (впоследствии, по неким внутренним причинам я развивался исключительно на Freelance.ru), и потихоньку начал участвовать в конкурсах на разработку логотипов.
В общем, оказавшись уволенным, без денег и перспектив я не понимал, что делать дальше. Посовещавшись со скептически настроенной женой, путем долгих уговоров, я начал подавать заявки на все подряд, что связано с графикой. Так как на тот момент в портфолио у меня уже было порядка 10-15 конкурсных работ, заказ на логотип я получил уже на следующее утро.
— Каковы основные проблемы и трудности, с которыми приходится столкнуться новичкам и как возможно их избежать?
— Дело в том, что каждый человек по своей природе уникален, у каждого есть своя судьба, пожелания, прихоти, проблемы. Что касается конкретно фриланса, на мой взгляд, самая основная проблема — это страх проиграть на ринге. Также на многих сказывается отсутствие конкретной цели и мотивации; образно говоря, не заработать денег здесь и сейчас, а что я получу завтра, используя данное средство сегодня. По этой причине многие талантливые ребята не могут себе позволить даже попробовать начать. То же самое касается и конкуренции. По большому счету работа у нас сугубо интеллектуальная, необходимо учится “продавать себя” в качестве инструмента, который решает определённые задачи уважаемого заказчика. Конечно, все эти проблемы в голове, и с этим необходимо бороться. С помощью чего-то или без нее.
— С какими трудностями столкнулся лично ты, впервые попав на фриланс?
— Если честно, даже и не припомню. Я, вообще, старался не обращать внимания на какие-либо трудности. Моей мотивацией к плодотворной работе были дети и жена, которых необходимо было содержать, поэтому я ни на что не обращал внимания. Например, для меня не существует таких слов как “конкуренция”, или “у меня вот так никогда не получится”, и тому подобные гадости. Были, конечно (и до сих пор есть), проблемы с реализацией некоторых заказов, основы и техническая часть которых не были заложены в учебниках, и приходилось буквально изучать некоторые тонкости работы на лету. Трудности скорее были в домашней семейной обстановке: было очень трудно отвоевать себе кусочек рабочего места и времени. Приходилось одновременно работать и помогать супруге по хозяйственным делам. Также я приверженец телефонных голосовых диалогов, нежели чатов и почты, и поначалу было крайне трудно регулировать деловые переговоры с кричащими под ногами малышами. Сейчас у меня свой домашний обставленный офис. В целом, сложность была в крайне резкой смене рабочего климата, переход от найма к свободному плаванию. Вчера я готовил превосходный борщ, а сегодня стачиваю третий за утро карандаш (за деньги).
— Хорошо, а какие личностные качества необходимы фрилансеру, чтобы добиться успеха, и суметь сделать действительно успешную и доходную карьеру на фрилансе?
— Самое важное, по моему мнению, это дисциплинированность, бесстрашие и понимание ответственности за свою работу. Ты должен четко определить, где стоит цель и какие преграды необходимо преодолеть, чтобы эту цель достичь. Как сказал великий Чак Клоуз: «Вдохновение для дилетантов, остальные просто работают». Очень важны умения любить свое дело и поверить в него, а также способность уважать гостя твоей рабочей зоны. Без доброты и вежливости, оптимизма и уверенности в себе никогда не добиться успеха.
— С чего нужно необходимо начать свое обучение, когда хочешь заниматься логотипами? Без каких знаний и навыков просто не обойтись?
— Начинать в первую очередь нужно с изучения и понимания логотипостроения. Кстати, навык изучения в будущем очень сильно пригодится, и его также необходимо развивать. Необходимо изучить, что такое логотип, для кого и для чего он необходим, какие задачи должен выполнять; я думаю, что это самое главное. Что же касается деталей, хочу подчеркнуть жирной линией, что необязательно уметь рисовать, но уметь «держать в руке» карандаш, думаю, жизненно необходимо. Лично я начал изучать сразу тяжелую артиллерию – Illustrator CS6, далее Creative Cloud. Так на нем впоследствии и засел, ибо вещи можно вытворять просто невероятные. Был небольшой опыт работы (тестировал около месяца) в Affinity Designer — тоже очень хорошее ПО и легкое на подъем, но мы так и не подружились. Далее, учебные материалы. Ещё раз хочу повторить, что я не приветствую видео-уроки. Рекомендую читать и изучать литературу, завязанную именно на разработке логотипа – Эйри, либо Краузе. Можно многое узнать интересного и познавательного обо всех аспектах работы конкретно в этом направлении. И, кстати, даже Illustrator я изучал по учебнику.
Ну и напоследок, необходимы знания этикета и делового общения, понимания душевного состояния заказчика, так как бюджет будущих проектов, а вместе с этим и толщина кошелька будут напрямую от этого зависеть.
— Ты заговорил про заказчиков. Как известно, среди клиентов попадаются довольно тяжелые люди. Как ты распознаешь, если перед тобой «адовый клиент» и, с кем из них ни за какие деньги не согласишься работать?
— Конкретно определениями не могу выразить, но в процессе переговоров уже после первых стандартных (что, зачем, почему) вопросов становится более или менее понятно, что за товарищ на том конце провода, какой у него настрой, и в целом способность выразить свои чувства. В чатах, например, я сразу вижу, если заказчик пишет в каждом сообщении по одному слову, возможно, сейчас это модно, проект, скорее всего, будет долгий и сложный. Меня в принципе это не особо пугает: сложный клиент сейчас «через одного». Мне также безразлично, какого политического взгляда и вероисповедания мой собеседник. Иногда прогуливаюсь по портфолио своих коллег и у некоторых замечаю, пишут: «Не работаю (либо не пишите мне) с политиками, церквями, коровниками и т.д.». Глупости на самом деле — деньги не пахнут. Ты просто делаешь свою работу, не более того. На мой взгляд, «адовый» клиент иной раз жизненно необходим, чтоб не расслабиться. Наверное, единственное, что мне не по душе и не располагает к сотрудничеству — это грубый матерящийся заказчик. Таких я сразу отсеиваю, и разговор редко когда доходит даже до обсуждения предоплаты.
— Какие пункты должен содержать хороший бриф или ТЗ, чтобы обеспечить максимально успешный результат и сотрудничество?
— Если брать в целом, то задаваемые вопросы вполне себе очевидны. Минимум, техническое задание должно содержать как можно более развернутую информацию о компании, о ее продукте и целевой аудитории, позиционирование, ценовой диапазон. Все остальное уже второстепенные детали. На мой взгляд, многое зависит конкретно от дизайнера, опыта работы, какие данные ему нужны для решения задачи. На самом деле, бриф – это такая вещь, изучение и заполнение которой требует усердной внимательной работы.
— А были ли у тебя случаи сотрудничества, которые ты до сих пор вспоминаешь со смехом или же, наоборот, с ужасом?
— Было не то что бы ужасное сотрудничество, а скорее не особо приятное общение с заказчиком, когда он обливает вонючими помоями твой дизайн, из-за которого ты не спал и не ел много дней, при этом никоим образом не аргументируя свое недовольство. Более того, ещё и не выплатив вторую половину гонорара. Да, бывает и такое. А бывает, что ко всему этому со временем находишь облитый помоями и неоплаченный логотип уже на хозяйском сайте. Каждый случай по-своему уникальный, но в целом примерно 95-97% проектов идут слаженно и хорошо. Ну а со смехом я могу только смотреть на свое портфолио; вот гляжу на некоторые работы, сделанные, например, года полтора назад и думаю «Как вот это, вообще, могли согласовать и принять?!». Думаю, многим дизайнерам этот момент очень знаком.
— Насколько реально добиться успеха на фрилансе, будучи самоучкой, ведь есть множество дизайнеров, которые окончили ВУЗы по данной специальности? Проще говоря, может ли им составить конкуренцию, человек, не имеющий профильного образования?
— Я думаю, вполне возможно. Образование, безусловно, дает мощный фундамент, и огромнейшее преимущество для начала карьеры, и в целом глубокое понимание этой области. Но с другой стороны, графический дизайн — это спорт, в котором необходимо регулярно держать темп развития, модернизировать свои навыки, технические и ментальные. В 16-18 лет, имея среднее российское образование я, наверное, мог бы дать фору выпускнику любой «художки» в искусстве владения карандашом, именно потому, что мне было интересно рисование в качестве досуга, но, к сожалению, будучи раздолбаем в то время, я и понятия не имел, что такое фриланс и интернет. Здесь важно понимать, что для прогрессивной, успешной и плодотворной работы дизайнеру, независимо от наличия какого-либо образования, необходимо четко понимать и видеть горизонт своего развития, желаемую цель, а также иметь мотивацию.
Если не будет желания развиваться, любое образование независимо от ранга будет обузой, тратой времени и кучи денег.
Если брать вопрос в целом, и без меня известно, что многие топовые дизайнеры, необязательно связанные с графикой, никогда не получали профильного образования тли же были выгнаны из академий, при этом сегодня они сами задают вектор для последователей, показывают вершины своего мастерства, о которых можно только мечтать, к которым хочется стремиться и быть похожими.
— Какие планы у тебя на будущее и чего бы ты хотел добиться как фрилансер?
— Безусловно, это создание студии какого-нибудь федерального значения, со штатом, специализирующимся конкретно на графике. И, что самое важное, не веб-команда, а в классическом ее понимании. В данный момент это, конечно, маловероятно: необходимо многое сделать, как минимум чего-то добиться как фрилансер и собрать толковое портфолио, но цель определенно такова.
Конкретно сейчас как у фрилансера у меня две цели, к которым я стараюсь уверенно идти. Первое, подготовка сайта-портфолио, работ, которые давно закончены, но по причине катастрофической нехватки времени нет возможности грамотно оформить и опубликовать их даже на бирже. Возможно, также по причине того, что я до сих пор не определился в стилистике будущего портфолил и в целом стратегии продвижения. Если посмотреть на мои работы, оценить общее представление, в них нет какой-либо определенности, не хватает духа и возможно профессионализма, и это меня очень терзает и тормозит. Думаю, я просто боюсь ошибиться и выбрать неверный путь. Время покажет. Ну и второе; параллельно работе на Freelance.ru, с недавних пор я снова начал работать на Upwork, и хотелось бы попасть обратно в топ исполнителей, постараться занять первые строчки рейтинга. Прошедшей весной этого года я оказался в Upwork Top Rated, но позже был исключен по причине высокой занятости в нашем регионе. В принципе, планы вот такие.
— Твои пожелания или совет начинающим фрилансерам?
— Самое главное, поздравляю всех моих коллег, заказчиков и администрацию с наступающим Новым Годом! Искренне желаю вам самого крепкого здоровья и настоящего счастья. Все остальное можно купить за деньги.
Новичкам — не отступайте и не сдавайтесь; не бойтесь трудностей, падений и разочарований, это часть любой профессии, верьте в себя и свои силы, учитесь у лучших. Труды и ресурсы, затраченные в начале пути обязательно дадут свои плоды в будущем, рано или поздно.
С сайта freelance.today