Как бы странно это не звучало, но на фрилансе важно не то, сколько у вас клиентов, а какие они. Существует множество различных типов заказчиков: с одними работать легко и приятно, в то время как другие могут вызвать желание навсегда оставить удаленку.
Иногда вы замечаете признаки проблематичного клиента на раннем этапе, в других же случаях, все становится понятно в самом разгаре рабочего процесса, когда ваш мог готов буквально взорваться.
По правде говоря, будучи фрилансером, вы столкнетесь с одним или даже с несколькими из ниже описанных типов заказчиков. И если у вас есть выбор, избегайте их, как чумы.
Содержание статьи
- 1 1. Не знает, чего хочет
- 2 2. Быстро меняет исполнителей
- 3 3. Хочет получить «лучший» тариф
- 4 4. Думает, что его племянник справится с этим лучше
- 5 5. Не хочет подписывать контракт
- 6 6. Не выходит вовремя на связь
- 7 7. Всегда работает в спешке
- 8 8. Плохой бухгалтер
- 9 9. Хочет, чтобы вы выполняли специальную работу (как пример)
- 10 11. Никогда не бывает удовлетворен
- 11 В заключение
1. Не знает, чего хочет
У всех нас были клиенты, которые не знали, чего хотят. Что они подразумевают под «новым взглядом»? Они имеют в виду логотип, весь веб-сайт или просто обновленный текст? Обычно масштаб проекта можно быстро выяснить, задав правильные вопросы.
Наличие и использование стандартного списка вопросов — отличный способ устранить путаницу и добраться до сути проблемы еще до того, как будет начата какая-либо работа.
Но время от времени попадается клиент, который не может объяснить, чего он хочет, даже после ответов на все животрепещущие вопросы, или же он просто не согласен с вашей оценкой проекта, например, в то время как по его ответам видно, что необходимо провести полноценный ребрендинг, клиент остается непреклонным в том, что ему нужен всего лишь новый логотип.
Держите ухо востро с таким клиентом — велика вероятность, что он никогда не будет удовлетворен результатом. А хуже всего, когда работа уже выполнена, заказчик приходит к вам и утверждает, что вы все сделали не так и, несмотря на то, что он не мог сказать вам, что конкретно требовалось от вас, он каким-то образом знает: ваша работа — это абсолютно не то, что он хотел.
2. Быстро меняет исполнителей
Если ваш клиент упоминает в разговоре, что у него было много проблем с предыдущим фрилансером (или фрилансерами), тогда будьте осторожны! Один или два проблемных исполнителя — обычное явление, но если сотрудничество каждый раз оказывалось слишком коротким, то проблема может быть в самом клиенте.
По возможности поспрашивайте на форумах фрилансеров или среди коллег о данном клиенте, прежде чем браться за его проект. Попробуйте связаться с предыдущим исполнителем, и посмотрите, что он скажет. Если проблема окажется в клиенте, максимально вежливо отклоните предложение.
3. Хочет получить «лучший» тариф
Когда клиент запрашивает ваш лучший тариф, он подразумевает ваши самые дешевые расценки. А вскоре вы почувствуете, что теряете свою самооценку. Мягко напомните клиенту, что ваши цены отражают качество проделанной вами работы.
Никогда не снижайте ставку без возможности вернуться к прежней цене. Если вы предоставите скидку сейчас, заказчик, скорее всего будет ждать таких же цен и для будущих проектов.
4. Думает, что его племянник справится с этим лучше
Мы все, наверное, слышали подобное. Это может быть недовольство вашими ценами или отсутствием способности понимать его тарабарщину и читать мысли. Когда ожидания не оправдываются, могут вспыхнуть настоящие бразильские страсти, а клиент начнет выдавать странные оправдания тому, что ему не нравится в вашей работе — оправдания вроде тех, что один из его племянников тоже дизайнер и мог бы все сделать гораздо лучше.
Если бы его племянница и племянник могли сделать это лучше, ему бы не пришлось обращаться к вам и так далее. Но, честно говоря, если клиенту не нравится ваша работа, он волен попросить членов своей семьи сделать ее «как следует».
И напоследок не забудьте сообщить недовольному заказчику, что, поскольку он отклонил вашу работу, он не может ее использовать, ведь авторские права по-прежнему принадлежат вам.
5. Не хочет подписывать контракт
Наличие контракта — это стандартная практика. Если у вас его нет, пожалуйста, сделайте это, даже если это будет просто копирование содержимого электронных писем, которыми вы обменялись с клиентом, пока уточняете детали. Превратите все это в документ и отправьте клиенту на утверждение.
Если клиент откажется подписывать контракт, вы можете столкнуться с проблемами позже в рамках проекта. Вся ситуация с отказом от «черного по белому» попахивает неприятностями. Если заказчик говорит что-то вроде «я вам доверяю, и вы тоже можете доверять мне», просто скажите ему, что это делается для предотвращения путаницы и двойной работы в будущем.
Чтобы было ясно, вести переговоры по условиям и положениям контракта — это нормально. Предупреждающим знаком является «неподписание или задержка подписания». Даже если заказчик сказал, что подпишет документ, из соображений осторожности не начинайте работу над проектом, пока не получите обратно копию подписанного договора.
6. Не выходит вовремя на связь
Вы работаете над срочным проектом для клиента; выполняете свою часть сделки и отправляете работу на утверждение или рецензию; затем вы ждете, пока вам ответят.
Неделю спустя вы все еще ждете, а потом ни с того ни с сего вам пишет клиент и сообщает, что ему нужно внести изменения, и в течение двух дней, потому что у него горят сроки.
Кому-то нравятся такие клиенты? Отправьте заказчику электронное письмо с напоминанием о том, что он не прислал запрошенную вами информацию или отзыв вовремя, и в результате вы не сможете уложиться в установленный срок сейчас.
7. Всегда работает в спешке
Если вы достаточно часто выполняете срочную работу для конкретного клиента, скорее всего он будет ожидать от вас быстрого выполнения каждый раз. Поговорите со своим клиентом о том, чтобы он не тянул до конца, отдавая вам проект в последний момент. Даже если заказчик платит вам больше, стресс, связанный с работой всю ночь, не оправдывает полученных денег.
Если клиент не желает отказываться от срочной работы, возможно, пришло время попрощаться с ним. В конце концов, вы же не хотите перегореть – если только вас не устраивает, что клиент всегда хочет работать в спешке и оказывает на вас давление, потому что именно так вы делаете все на высшем уровне. В таком случае, во что бы то ни стало, держитесь!
8. Плохой бухгалтер
То, что клиент платит, не делает его хорошим бухгалтером. Клиент считается плохим плательщиком, если он платит с опозданием, меняет график платежей и платит в рассрочку или меньше, чем было оговорено (со мной такое случалось).
Найдите клиента, который платит вовремя или, что еще лучше, платит заранее, и держитесь за него. Если у вас возникнет искушение дать плохому заказчику шанс – хорошенько подумайте об этом. По моему опыту, если клиент начинает задерживать платежи или меняет условия в середине проекта, это явный признак проблемы.
9. Хочет, чтобы вы выполняли специальную работу (как пример)
Специальная работа — это проклятие карьеры фрилансера.
Работа, которую вы добавляете к своей основной работе (если ее запрашивает клиент), не будет оплачена, если клиенту не понравится то, что он увидит, поэтому здесь присутствует определенный фактор риска.
На мой взгляд, клиенты должны платить за примерную работу, которую они попросили выполнить фрилансера, независимо от того, нанимают они его или нет, просто потому, что эта работа съедает оплачиваемые часы. Конечно, есть исключения, но в 9 случаях из 10 специальная работа противоречит вашим целям фриланса.
Даже если вы сделали что-то в качество образца, вы должны получить за это деньги.
10. Обещает будущую работу, если вы сейчас сделаете все максимально дешево
Вы когда-нибудь получали емейл от потенциального клиента, который говорит, что у него будет больше работы для вас в будущем, если вы сейчас согласитесь на мизерную оплату? Или что он заплатит вам больше, как только его бизнес будет налажен, и он заработает деньги?
Срочные новости: Этого никогда не произойдет. Если только это не дядя, который обдирает своих племянников и племянниц.
11. Никогда не бывает удовлетворен
Вы усердно работаете над проектом, вкладываете все, что у вас есть, и отправляете результат клиенту. Он отправляет проект вам обратно для внесения серьезных изменений. Вы вносите изменения; отправляете его клиенту снова только для того, чтобы его в очередной раз отправили вам для внесения правок, и снова, и снова, и снова.
Только если вы на самом деле не испортили проект, можно с уверенностью сказать, что, когда клиент продолжает отправлять вам вашу работу для внесения изменений, он никогда не будет удовлетворен.
Взимание платы за дополнительные изменения обычно кладет этому конец. Как только вы закончите с проектом и у вас появятся более адекватные клиенты, прекратите сотрудничество.
В заключение
Избегать клиентов, которые могут создать проблемы в будущем — разумный шаг. Что неразумно, так это строго судить потенциальных клиентов. Они не всегда виноваты. Фрилансеры, как известно, тоже проблемная категория людей. Никто не любит признавать свою неправоту, но прежде чем вы решите, что клиент непригоден для работы, внимательно посмотрите свое отношение и на себя. Ваша работа безупречна?
Эффективно ли вы общались с клиентом, соблюдали ли сроки и старались ли изо всех сил сотрудничать с ним? Самое главное, относитесь ли вы к своим клиентам так, как хотите, чтобы относились к вам?
Зачастую то, что мы, фрилансеры, считаем признаками проблем у клиента, может оказаться просто оплошностью. Обсудите это со своим заказчиком, сообщите ему о проблеме, с которой вы столкнулись, и посмотрите, что он может сделать для ее устранения, прежде чем принимать решение о продолжении работы с ним или поиске другого клиента.
Всем успешной работы и творчества!
Источник