Содержание статьи
Зачем тестировать дизайн на реальных людях?
Хороший дизайн — это не про красивые картинки, а про решение потребностей бизнеса. И единственный способ понять, насколько вам удалось достичь цели — запустить дизайн в работу, то есть протестировать. Полноценное юзабилити-тестирование, фокус-группы или дизайн-спринты — всё это дорого и может требовать вовлечения всей команды. Что же тогда остается?
Есть два бесплатных способа тестирования
- Эвристика юзабилити (подробнее читайте здесь). Метод, когда дизайнер сам оценивает интерфейс на соответствие принципам удобства использования («эвристика»). Но в этом случае результаты нельзя назвать объективными, потому как данные исходят от одного человека.
- Проверка юзабилити на коллегах и друзьях — об этом мы как раз и поговорим.
Шаг 1. Выберите часть функционала, которую будете тестировать
Начните проверку с небольшой и простой части вашего продукта, иначе тест займет много времени, а мотивация тестировщиков снизится.
Шаг 2. Создайте прототип для тестирования.
Для этого вполне подойдёт Фигма, но есть и другие инструменты.
Создайте последовательность страниц, охватывающую основной сценарий, который нужно проверить, и предусмотрите встроенные механизмы обратной связи, для ситуаций, когда пользователь делает что-то не то.
Шаг 3. Найдите тех, кто опробует ваш дизайн
На ключевые сценарии лучше приглашать людей, которые обладают знаниями, близкими к вашему продукту, но не знакомы с ним лично.
На менее специализированные вещи, вроде сайнапа или смены пароля, можно звать почти кого угодно.
Шаг 4. Правильно сформулируйте задачу
Шаг 5. Проведите ваш тест или исследование
a) В случае трудностей, постарайтесь не давать никаких подсказок тестировщикам и не влиять на их решение
Если ваш тестировщик застрял или думает слишком долго — спросите, о чем он думает, но никогда не предлагайте ему готовый следующий шаг, иначе результат будет необъективным.
Иногда тестирующие могут волноваться и нервничать, если видят, что на одну задачу уходит слишком много времени. Вам следует успокоить их и сказать, что время на обдумывание есть. И даже если они не смогут выполнить задачу — это будет вина разработчика, который сделал плохой дизайн.
b) Не задавайте наводящих вопросов или вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет».
c) Сдерживайте жалобы пользователей, если они выходят из-под контроля
Фиксировать недочёты в продукте — это нормально. Но если количество жалоб, направленных в вашу сторону, выходит из-под контроля — отведите этот поток от себя и предоставьте пользователю контакты службы поддержки или владельца продукта, и продолжайте процесс тестирования.
Возможна и обратная ситуация, когда тестировщик скрывает свои настоящие эмоции, боясь обидеть автора. Для этого есть один приём, который заключается в том, чтобы изначально дистанцироваться от прототипа и выдать его за работу какой-то совершенно другой команды, а вы только выступаете в роли независимого арбитра. Это даёт возможность людям свободнее выражать свои эмоции и не беспокоиться о том, чтобы не задеть ваши чувства *тут должен быть грустный мем.
d) Никогда не пытайтесь решать проблемы во время тестирования.
Если в процессе выполнения теста вам приходят какие-то идеи, дождитесь окончания. Скорее всего, вы отвлечете тестировщика и получите необъективный отзыв. Кроме того, исправлять и менять что-то на ходу — не самый подходящий способ проверять гипотезы и решать проблемы, так как вы рискуете наделать ошибок.
Шаг 6. Обработайте результаты
Как говорит Ким Гудвин, ориентироваться на первичные данные тестирования — то же самое, что съесть пирог перед тем, как его запечь.
Разделите эти типы данных и сгруппируйте следующим образом:
- Сложности — обозначают места, где пользователь не понимал, как работает приложение.
- Вопросы — указывают места, где пользователю было недостаточно информации.
- Одобрения — показывают места, которые действительно хорошо сработали для пользователя.
- Факты — информация, которую вы получили от пользователя во время исследования.
Отсортируйте их по частоте возникновения, начиная с наиболее часто встречающихся.
Шаг 7. Исправьте ошибки
По возможности, начните с самых простых, но тех, что способны принести максимум результата.