Это был 1994 год, когда Интернет вышел из тени академических кругов и попал на всеобщее обозрение. В частности, это была вторая половина второй недели декабря 1994 года, завершившая год тремя насыщенными событиями днями.
Члены Консорциума World Wide Web собрались за столом в Массачусетском технологическом институте в среду, 14 декабря . На встречу пришло около двух десятков человек — представители крупных технологических компаний, производителей браузеров и интернет-стартапов. Они были там, чтобы обсудить открытые стандарты для Интернета.
Когда все сделано правильно, стандарты устанавливают технический ориентир. Компании с конкурирующими интересами и приоритетами могут ориентироваться на общий набор согласованной документации о том, как должна работать технология. Консенсус в отношении общих стандартов создает возможность взаимодействия; конкуренция происходит через взаимодействие с пользователем, а не за техническую инфраструктуру.
Консорциум World Wide Web, или W3C, как его чаще называют, был в голове создателя сети, сэра Тима Бернерса-Ли, еще в 1992 году. Он говорил с постоянно меняющимся списком экспертов и советники об официальном органе по стандартизации веб-технологий. Лаборатория компьютерных наук Массачусетского технологического института вскоре стала его самым горячим союзником. После многих лет работы Бернерс-Ли оставил свою работу в ЦЕРНе в октябре 1994 года и возглавил консорциум в Массачусетском технологическом институте. Он не собирался быть диктатором. У него было твердое мнение о направлении развития Интернета, но он все же предпочитал слушать.
На повестке дня — после того, как таблица была очищена с некоторыми основными введениями — был длинный список административные детали, которые необходимо проработать. Роль консорциума, то, как он себя ведет, и его обязанности перед широкой сетью были не более чем обрисованы в общих чертах в начале встречи. Постепенно около 25 человек прошли по списку. К концу встречи группа была уверена, что будущее веб-стандартов ясно.
На следующий день, 15 декабря Джим Кларк и Марк Андреессен объявили о недавно переименованном Netscape Navigator версии 1.0. Он был выпущен в течение нескольких месяцев в бета-версии, но в тот четверг был выпущен более широкий выпуск. Стремясь к растущему рынку, его изначально раздавали бесплатно. Несколько месяцев спустя, после выпуска версии 1.1, Netscape пришлось бы отказаться от этого. В любом случае браузер имел коммерческий и технический успех, улучшив скорость, удобство использования и функции браузеров, которые были до него.
В пятницу, 16 декабря W3C пережил первую неудачу. Бернерс-Ли никогда не хотел, чтобы Массачусетский технологический институт был эксклюзивным участком консорциума. Он планировал, что ЦЕРН, колыбель Интернета и дом для некоторых из его величайших защитников, станет европейской принимающей стороной для организации. Однако 16 декабря ЦЕРН утвердил внушительный бюджет для своего Большого адронного коллайдера, вынудив их сменить приоритеты. Переориентированный бюджет оставил мало места для гипертекстовых Интернет-экспериментов, не вносящих прямого вклада в центральный проект физики элементарных частиц.
ЦЕРН больше не будет европейским хостом W3C. Еще не все потеряно. Несколько месяцев спустя W3C был создан при Национальном институте исследований в области компьютерных наук и управления Франции (INRIA). К 1996 году также будет открыт третий филиал в японском университете Кейо
.
Далеко не исключение, это не будет последняя неудача, с которой W3C когда-либо столкнулся, или которую он сможет преодолеть.
В 1999 году Бернерс-Ли опубликовал автобиографический отчет о создании Интернета в книге под названием Плетение сети . Это краткая и даже история, оживленная прогулка по основным вехам первого десятилетия Интернета. На протяжении всей книги он часто возвращается к теме W3C.
Он считает веб-консорциум, прежде всего, компромиссом. «Мне становилось ясно, что управление консорциумом всегда будет балансирующим действием между выделением времени, чтобы оставаться максимально открытым, и продвижением со скоростью, требуемой стремительным развитием технологий». Достижение баланса между общей совместимостью и более короткими и более короткими циклами выпуска браузеров станет основной целью W3C.
Веб-стандарты, признает он, процветают благодаря напряженности. Стандарты разрабатываются в условиях разногласий и тяжёлых сделок. Вспоминая время незадолго до создания W3C, Бернерс-Ли отмечает, как процесс стандартизации отражает структуру Интернета. «Меня поразило, что эти противоречия сделают консорциум испытательной площадкой для проверки относительных достоинств сетевых и древовидных социальных структур, — писал он, — я очень хотел начать эксперимент». Однако веб-консорциум, рожденный компромиссом и определяемый напряжением, не был первым планом Бернерса-Ли
.
В марте 1992 года Бернерс-Ли вылетел в Сан-Диего, чтобы принять участие в заседании Инженерной группы Интернета (IETF). Созданная в 1986 году, IETF разрабатывает стандарты для Интернета, начиная от сетей и заканчивая маршрутизацией и DNS. Стандарты IETF не подлежат исполнению и полностью добровольны. Они не санкционированы каким-либо мировым правительством и не подпадают под действие каких-либо правил. Ни одно юридическое лицо не обязано их использовать. Вместо этого IETF полагается на простое тщеславие: совместимость помогает всем. Этого было достаточно, чтобы поддерживать организацию в течение десятилетий.
Поскольку все является добровольным, IETF управляется запутанным набором правил и ритуальных процессов, которые может быть трудно понять. Формального членства нет, хотя присоединиться может любой желающий (по его собственным словам, у него «нет членов и нет взносов»). Все волонтеры, никому не платят. Группа встречается лично три раза в год в сменных местах.
IETF работает по принципу, известному как грубый консенсус (и, зачастую, работающий код). В отличие от формального процесса голосования, оспариваемые предложения должны прийти к некоторому соглашению, с которым согласны большинство, если не вообще, члены технологической рабочей группы. Члены рабочей группы решают, когда был достигнут приблизительный консенсус, и его критерии меняются из года в год и от группы к группе. В некоторых случаях IETF использовал гудение, чтобы измерить температуру в комнате. «Когда, например, у нас личные встречи… вместо того, чтобы поднимать руки, иногда председатель просит каждую сторону напевать по конкретному вопросу, либо« за », либо« против »»
Именно на фоне этих идиосинкразических правил Бернерс-Ли впервые пришел в IETF в марте 1992 года. Он надеялся создать рабочую группу для каждой из основных технологий Интернета: HTTP, HTML и URI (который позже будет переименован в URL через IETF). В марте ему сказали, что ему понадобится еще одна встреча, на этот раз в июне, чтобы официально предложить рабочие группы. Где-то в конце 1993 года, через полтора года после того, как он начал, он убедил IETF создать все три.
Процесс приблизительного консенсуса может быть медленным. Интернет, напротив, изменил определение того, как может выглядеть быстрое. Новые поколения браузеров выходили через месяцы, а не годы. И это было до того, как в дело вмешались Netscape и Microsoft.
Развитие Интернета шло по спирали за пределы сферы влияния Бернерса-Ли. Встроенные изображения — функция, возможно, наиболее ответственная за успех сети — стала продуктом ночного мозгового штурма над закусками и газировкой в подвале университетской лаборатории. Бернерс-Ли узнал об этом, как и все остальные, когда Марк Андриссен разместил его в списке рассылки www-talk.
Напряжение. Бернерс-Ли знал, что это произойдет. Например, он надеялся, что к изображениям можно будет относиться по-другому («Летом 93-го Тим отругал меня за добавление изображений к этому предмету», — позже скажет Андреессен), но Интернет не принадлежал ему. Это не было ничьим. Он так и задумал.
Со всеми своими правилами и ритуалами IETF не подходила для веб-стандартов. В частных беседах в университетах и исследовательских лабораториях Бернерс-Ли начал искать новый путь. Что-то вроде консорциума заинтересованных сторон в Интернете — группы компаний, которые создают браузеры, веб-сайты и программное обеспечение, — которые могут собраться вместе, чтобы прийти к общему мнению для себя. К концу 1993 года его работа над W3C уже началась.
Дэйв Рэггетт, опытный исследователь из Hewlett-Packard, имел другой взгляд на Интернет. Он не из академических кругов и не работал над браузером (во всяком случае, пока). Он почти инстинктивно понимал полезность Интернета как коммерческого программного обеспечения. Что-то менее похожее на цифровую телефонную книгу, а больше на безумно успешное приложение Apple Hypercard.
Не сумев убедить своих боссов в обещаниях Интернета, Рэггетт использовал десять процентов времени, которое HP предоставляла своим сотрудникам, для проведения независимых исследований, чтобы начать работу с Интернетом. Он привязался к сообществу, был активным участником списка рассылки www-talk и регулярно присутствовал на собраниях IETF. Осенью 1992 года ему довелось побывать с Бернерсом-Ли в ЦЕРНе.
Примерно в это же время он встретил Юрия Рубинского, восторженного защитника Стандартного общего языка разметки, или SGML, язык, на котором изначально был основан HTML. Рубинский считал, что ограничения HTML могут быть устранены более строгим соблюдением стандарта SGML. Он начал кампанию по внедрению SGML в Интернет. Рэггетт согласился, но до определенного момента. Он еще не был готов порвать с HTML.
Каждый раз, когда Mosaic выпускала новую версию или выпускал новый браузер, разрыв между исходной спецификацией HTML и реальной сетью увеличивался. Рэггетт считал, что требуется более полная запись HTML. Он начал работать над расширенной версией HTML и браузером, чтобы продемонстрировать его возможности. Его рабочее название — HTML +.
Работа Рэггета вскоре начала перетекать и в его домашнюю жизнь. Он проводил большую часть ночей «за большим компьютером, который занимал значительную часть обеденного стола, разделяя его слегка липкую поверхность с бумагой, мелками, кубиками Lego и кусочками недоеденного печенья, оставленными детьми». После года круглосуточной работы у Рэггетта была версия HTML +, готовая к выпуску в ноябре 1993 года. Его улучшения языка были далеко не поверхностными. Ему удалось добавить все мелочи, которые уже появились в браузерах: таблицы, изображения с подписями и рисунками, а также расширенные формы.
Несколько месяцев спустя, в мае 1994 года, разработчики и веб-энтузиасты съездили со всего мира, чтобы приехать на то, что некоторые участники полушутя назвали «Вудсток Интернета», первую официальную веб-конференцию, организованную Сотрудник ЦЕРН и пионер Интернета Роберт Каллиау. Из 800 человек, требовавших приехать, пространство в Женеве могло вместить только 350. Многие встречались впервые. «Все слонялись в вестибюле», — позже описал веб-историк Марк Вебер, «возбужденные тем же ощущением встречи лицом к лицу с реальными людьми, имена которых были просто именами в электронном письме или в рассылке www-talk [sic]. список »
Это произошло в тот момент, когда Интернет стоял на краю пропасти повсеместного распространения. Никто из команды Mosaic не смог этого сделать (у них была своя собственная конференция, назначенная всего несколько месяцев спустя), но уже ходили слухи о новом коммерческом браузере выпускника Mosaic Марка Андрессина, который позже будет называться Netscape Navigator. Тем временем Mosaic начала лицензировать свой браузер для коммерческого использования. Ранняя версия Yahoo! росла в геометрической прогрессии по мере того, как появлялось все больше и больше публикаций, таких как GNN, Wired, T New York Times и T он Wall Street Journal, ] подключился к сети.
С другой стороны, IETF продвигалась медленно. Это было слишком дотошно, слишком точно. Тем временем браузеры, такие как Mosaic, начали добавлять все, что хотели, особенно в HTML. Теги, поддерживаемые Mosaic, нельзя было найти больше нигде, и создатели веб-сайтов были вынуждены выбирать между передовыми технологиями и совместимостью с другими браузерами. Многие выбирали первое.
HTML + был самой большой темой обсуждения на конференции. Но еще одним ярким событием стало появление на сцену Дэн Коннолли — молодого «рыжеволосого техасца с темно-синей стрижкой», работавшего на производителе суперкомпьютеров Convex. Он выступил с докладом «Совместимость: почему все выигрывают». Позже, во многом благодаря этому разговору, Коннолли станет председателем рабочей группы IETF HTML.
В момент пророчества, уловив дух комнаты, Коннолли описал будущее, когда язык HTML сломался. Когда каждый браузер реализовал свой собственный набор HTML-тегов, чтобы опередить конкурентов. Он пришел к выводу, что решение — это стандарт HTML, который может развиваться вместе с развитием браузеров.
HTML + Рэггет убедительно показал, что он стал этим стандартом. Он был исчерпывающим и описывал новый HTML, используемый в таких браузерах, как Mosaic, с почти идеальной детализацией. «Я всегда был минималистом, вы знаете, с этим можно справиться, — сказал позже Коннолли, — с другой стороны, Рэггетт хотел все расширить». Эти двое достигли соглашения. Рэггетт продолжал работать через HTML +, в то время как Коннолли сосредоточился на более узком обновлении.
Версия Коннолли вскоре стала HTML 2, и после года непрерывного и грубого достижения консенсуса в IETF она стала официальным стандартом. В нем не было почти всех деталей HTML +, но Коннолли смог официально задокументировать функции, которые браузеры поддерживали в течение многих лет.
Предложение Рэггета, переименованное в HTML 3, застряло. Стремясь приспособиться к расширяющейся сети, она продолжала расти в размерах. «Достижение консенсуса по проекту объемом 150 страниц, по поводу которого каждый хотел бы высказать свое мнение, было оптимистичным, мягко говоря, — сказал позже Рэггетт довольно прямо. Но к тому времени Рэггетт уже работал в W3C, где HTML 3 вскоре стал реальностью.
Бернерс-Ли также выступил на первой веб-конференции в Женеве, завершив ее основным докладом. Он не упомянул W3C. Вместо этого он сосредоточился на роли Интернета. «Присутствующие люди были теми, кто сейчас создает Интернет», — напишет он позже о своем выступлении, — «и поэтому они были единственными, кто мог быть уверен, что то, что производят системы, будет соответствовать разумному и справедливому обществу»
. ]
В октябре 1994 года он приступил к собственному участию в создании более справедливого и доступного будущего для Интернета. Официально объявлен консорциум World Wide Web. К Бернерс-Ли присоединилась горстка сотрудников, в список которых входили как Дэйв Рэггетт, так и Дэн Коннолли. Два месяца спустя, во второй половине второй недели декабря 1994 года, члены W3C встретились впервые.
Перед встречей Бернерс-Ли сделал набросок того, как будет работать W3C. Любая компания или организация могут присоединиться при условии оплаты членских взносов, многоуровневой структуры ценообразования, привязанной к размеру этой компании. Организации-члены будут отправлять представителей на собрания W3C, чтобы внести свой вклад в процесс создания стандартов. Ограничив процедуры W3C платными членами, Бернерс-Ли надеялся сфокусировать и охватить разговоры реальными реализациями веб-технологий.
Тем не менее, несмотря на закрытое членство, W3C по возможности работает открыто. Заметки о встречах и документация открыты для всех. Любой код, написанный в рамках экспериментов с новыми стандартами, можно загрузить бесплатно.
Собравшись в Массачусетском технологическом институте, члены W3C должны были решить, как будут работать его стандарты. Они приняли решение о процессе, который практически не дает приблизиться к консенсусу. Хотя их часто называют стандартами, W3C не создает официальных стандартов для Интернета. Технические спецификации, разработанные W3C, известны в их окончательной форме как рекомендации.
По сути, это предложения. Они очень подробно описывают, как именно работает технология. Но они оставляют достаточно открытыми, чтобы браузеры могли выяснить, как именно работает реализация. «Цель W3C — обеспечить интерпретируемость Интернета, и в долгосрочной перспективе это реально», — однажды описала это бывший руководитель отдела коммуникаций W3C Салли Худаири, — «но в краткосрочной перспективе мы не собираемся играть в Интернет. полицейские за соблюдение… мы не можем заставить членов выполнять какие-то действия ».
Первоначальные проекты создают петлю обратной связи между W3C и его членами. Они предоставляют руководство по веб-технологиям, но даже когда спецификации находятся в процессе разработки, браузеры начинают их вводить, и разработчикам предлагается поэкспериментировать с ними. Каждый раз, когда обнаруживаются проблемы, проект пересматривается до тех пор, пока не будет достигнут достаточный консенсус. В этот момент черновик становится рекомендацией.
Напряжение будет всегда, и Бернерс-Ли это хорошо понимал. Уловка заключалась не в том, чтобы сопротивляться этому, а в том, чтобы создать процесс, в котором он становится активом. Таков был ожидаемый эффект рекомендаций.
В конце 1995 года рабочая группа IETF HTML была заменена недавно созданным Редакционным советом W3C HTML. HTML 3.2 станет первой версией HTML, полностью выпущенной W3C и в значительной степени основанной на HTML + Рэггета.
В веб-разработке был 1997 год, когда браузеры отошли от все еще новых рекомендаций W3C. Microsoft и Netscape начали выпускать новый набор функций отдельно от согласованных стандартов. У них даже было название. Они назвали их динамическим HTML или DHTML. И они почти разделили сеть на две части.
Изначально DHTML был отмечен. Динамический означает жидкость. Естественная эволюция исходного инертного состояния HTML. Другими словами, Интернет ожил.
Рекламируя его возможности, в Wired в 1997 году DHTML был назван «волшебной палочкой, которую долгое время искали веб-мастера». В своем энтузиазме по поводу новой технологии он отмечает, что «Microsoft и Netscape, надо отдать им должное, работали с органами по стандартизации», в частности, над внедрением каскадных таблиц стилей или CSS, но большинство функций добавлялись. «Без особого внимания к совместимости».
Истина на местах заключалась в том, что использование DHTML требовало нацеливания на тот или иной браузер, Netscape или Internet Explorer. Некоторые разработчики предпочли просто выбрать путь, установив баннер внизу своего сайта, на котором в том или ином браузере отображалось «Лучше всего просматривается…». Другие полностью игнорировали эту технологию, надеясь избежать ее запутанной сложности.
У браузеров, конечно же, были свои причины. Разработчики и пользователи просили вещи, не включенные в официальную спецификацию HTML. Как сказал один представитель Microsoft: «Чтобы внедрить новые технологии в органы стандартизации, нужно продолжать внедрять инновации… Я несу ответственность перед своими клиентами, как и люди из Netscape».
Более динамичная сеть была неплохим делом, но расщепленная сеть была несостоятельной. Для некоторых разработчиков это окажется последней каплей.
После выпуска HTML 3.2 и быстрого развития браузеров Редакционная коллегия HTML была разделена на три части. Каждому была дана отдельная сфера ответственности, в которой он должен был прогрессировать, независимо от других.
Лорен Вуд стала председателем Рабочей группы по объектной модели документа. Бывший теоретический физик-ядерщик, Вуд был директором по технологиям продуктов в SoftQuad, компании, основанной адвокатом SGML Юрием Рубинским. Находясь там, она помогала работать над редактором HTML HoTMetaL. Спецификация DOM создала для браузеров стандартизированный способ реализации динамического HTML. «Вам нужен способ связать ваши данные и ваши программы вместе, — так описал это Вуд, — и объектная модель документа является этим связующим звеном». Ее работа над объектной моделью документа, а затем и над XML, окажет долгосрочное влияние на Интернет.
Рабочую группу по каскадным таблицам стилей возглавил Крис Лилли. В прошлом Лилли занимался компьютерной графикой в качестве преподавателя и специалиста в отделе компьютерной графики Манчестерского университета. Лилли работал в IETF над спецификацией HTML 2, а также над спецификацией для переносимой сетевой графики (PNG), но это было его первое занятие в качестве председателя рабочей группы.
В 1997 году CSS все еще был относительным новичком. Над ним работали многие годы, но до сих пор не было основного выпуска. Лилли работал вместе с создателями CSS — Хоконом Ли и Бертом Босом — над созданием первого стандарта CSS.
Последняя рабочая группа была по HTML, оставленная под эгидой Дэна Коннолли, продолжившего свою позицию из IETF. Коннолли был в сети почти столько же, сколько и Бернерс-Ли. Он был одним из тех, за кем следили в октябре 1991 года, когда Бернерс-Ли продемонстрировал Интернет для небольшой группы людей, не впечатленных на гипертекстовой конференции в Сан-Антонио. Фактически, именно на этой конференции он впервые встретил женщину, которая впоследствии стала его женой.
Вернувшись домой, он экспериментировал с Интернетом. Через месяц он написал Бернерсу-Ли. Всего было три слова: «Вам нужен DTD».
Когда Бернерс-Ли разработал язык HTML, он позаимствовал его условные обозначения у своего предшественника, SGML. IBM разработала Generalized Markup Language (GML) в начале 1970-х, чтобы облегчить машинистам создание отформатированных книг и отчетов. Однако это быстро вышло из-под контроля, поскольку люди использовали ярлыки и использовали те версии тегов, которые хотели.
Именно тогда они разработали определение типа документа, или, как назвал его Коннолли, DTD. DTD — это то, что добавило «S» (стандартизованный) к GML. Используя SGML, вы можете создать стандартизированный набор инструкций для ваших данных, их схемы и структуры, чтобы помочь компьютерам понять, как их интерпретировать. Эти инструкции представляют собой определение типа документа.
Начиная с версии 2, Коннолли добавил определение типа в HTML. Это ограничило язык меньшим набором согласованных тегов. На практике браузеры рассматривали это скорее как вольное определение, продолжая реализовывать свои собственные функции и теги DHTML. Но это был первый шаг.
В 1997 году рабочая группа HTML, теперь входящая в состав W3C, начала работу над четвертой версией HTML. Он расширил язык, добавив в спецификацию гораздо более продвинутых функций, сложных таблиц и форм, улучшенной доступности и более определенных отношений с CSS. Но он также разделяет HTML из единой схемы на три разных определения типа документа, которые могут быть приняты браузерами.
Первый, Frameset, обычно не использовался. Вторая, Transitional, должна была включать ошибки прошлого. Он расширил более крупное подмножество HTML, которое включало нестандартный презентационный HTML, который браузеры использовали в течение многих лет, например
и
. Это было установлено по умолчанию для браузеров.
Третье DTD называлось Strict. Согласно строгому определению, HTML был сокращен до его стандартных, не презентационных функций. Он удалил все уникальные теги, представленные Netscape и Microsoft, оставив только структурированные элементы. Если вы используете HTML сегодня, он, вероятно, использует ту же базу тегов.
Строгое определение нарисовало черту на песке. Он сказал: это HTML. И, наконец, это дало разработчикам возможность кодировать один раз для каждого браузера.
В августовском выпуске Computerworld за 1998 год, заправленном между крупными статьями о надвигающейся гибели 2000 года, ощетинившимся потенциалом выставления счетов во всемирной паутине и антимонопольными опасениями в отношении Microsoft, было небольшое объявление. Его заголовок гласил: «B rowser standard targete d.» Речь шла о создании новой массовой организации веб-разработчиков, нацеленной на обеспечение поддержки веб-стандартов в браузеры. Он назывался «Проект веб-стандартов».
В объявлении цитируется Гленн Дэвис, соавтор проекта. «Проблема в том, что с каждым поколением браузеров производители браузеров все дальше отходят от поддержки стандартов». Разработчикам, которым годами приходилось писать разный код для разных браузеров, было достаточно. Несколько непринужденных разговоров в списках рассылки превратились в полноценное движение. На момент запуска уже было зарегистрировано 450 разработчиков и дизайнеров.
Дэвис не был новичком в сети, и он понимал ее проблемы. Его первый опыт в Интернете датируется 1994 годом, сразу после того, как Mosaic впервые представил встроенные изображения, когда он создал сайт галереи Cool Site of the Day . Каждый день он показывал одну домашнюю страницу с интересного, модного или экспериментального сайта. Для все еще небольшого сообщества веб-дизайнеров это мгновенно стало хитом.
Не было никаких других критериев, кроме сайтов, которые, по мнению Дэвиса, заслуживали внимания. «Я всегда искал то, что раздвигало границы», — так он позже определил это. Дэвис помог переопределить ожидания ранней сети, используя прозвище круто как сокращение, охватывающее множество возможностей. Dot-com Design автор и профессор СМИ ** Меган Анкерсон указывает, что «эта экосистема крутых сайтов указала на широкий спектр вещей, которыми может быть Интернет: ее временные и пространственные дислокации, ее отличие от и расширение. основных средств массовой информации, его обещания как средства для самостоятельной публикации, а также невероятного сочетания личного, приземленного и экстраординарного ». Какое-то время в сети Дэвис считал крутым арбитром.
Со временем Дэвис преобразовал свой сайт в Project Cool ресурс для создания веб-сайтов. Во времена DHTML учебные пособия Дэвиса по Project Cool предоставляли конструктивные и практические методы для максимально эффективного использования Интернета. И большая часть его работ была посвящена объяснению того, как писать код, который можно использовать как в Netscape Navigator, так и в Microsoft Internet Explorer. В конце концов, он, как и многие другие, достиг критической точки. В конце 1997 года Netscape и Microsoft выпустили свои браузеры 4.0 с неоднородной поддержкой стандартов. Уже было ясно, что в грядущих выпусках 5.0 планируется дальнейшее развитие неровных и противоречивых расширений DHTML.
Терпение закончилось, и Дэвис помог создать список рассылки с Джорджем Олсеном и Джеффри Зельдманом. Список начинался с двух десятков человек, но быстро получил поддержку. Проект веб-стандартов, известный как WaSP, официально стартовал из этого списка в августе 1998 года. Он начался с нескольких сотен участников и объявлений в таких журналах, как Computer World . Через несколько месяцев в нем будут десятки тысяч членов.
Стратегия WaSP заключалась в том, чтобы подтолкнуть браузеры — публично и приватно — к поддержке веб-стандартов. Название WaSP не должно было быть гиперболическим ». W3C рекомендует стандарты. Он не может их заставить, — однажды сказал Зельдман о стратегии организации, — и уж точно не собирается устраивать публичные истерики из-за несоблюдения. Так что мы делаем эту работу ».
Выдающийся дизайнер и защитник стандартов, Зельдман оказал непреходящее влияние на создателей Интернета. Позже он будет руководить WaSP в течение нескольких наиболее влиятельных лет. Его веб-сайт и список рассылки A List Apart станут местом встречи дизайнеров, которые заботятся о веб-стандартах и используют новейшие веб-технологии.
WaSP несколько раз меняли фокус за время своего полутора десятилетнего пребывания в должности. Они подтолкнули браузеры к лучшему использованию HTML и CSS. Они научили разработчиков писать код, основанный на стандартах. Они выступали за большую доступность и за инструменты, которые поддерживают стандарты из коробки.
Но их миссия, опубликованная на их веб-сайте в первый день запуска, никогда не сорвется. «Наша цель — поддерживать эти основные стандарты и побуждать производителей браузеров делать то же самое, тем самым обеспечивая простой и доступный доступ к веб-технологиям для всех»
WaSP несколько раз успешно выполнила свою миссию. В некоторых браузерах, особенно в Opera, изначально были заложены стандарты; их усилия были высоко оценены WaSP. Но два браузера, которые в совокупности составляют большую часть использования Интернета — Internet Explorer и Netscape Navigator — потребуют некоторой доработки.
Продажа AOL в 1998 г. за четыре миллиарда долларов была недостаточной для Netscape, чтобы конкурировать с Microsoft. После выпуска Netscape 4.0 они удвоили смелую стратегию, решив выпустить весь код браузера с открытым исходным кодом в рамках проекта Mozilla. Обычные потребители могли скачать его бесплатно; кодировщиков поощряли вносить непосредственный вклад.
Члены сообщества вскоре кое-что заметили в Mozilla. У него был новый движок рендеринга, часто называемый Gecko. В отличие от запланированных выпусков Netscape 5, которые в лучшем случае поддерживали неоднородные стандарты, Gecko поддерживал довольно полную версию HTML 4 и CSS.
WaSP отвлекли свое внушительное членство на задачу подтолкнуть Netscape к включению Gecko в свой следующий крупный выпуск. Одна знакомая тактика WaSP была известна как перекрытие дорог. Некоторые из ее членов работали в таких изданиях, как HotWired и CNet. WaSP would coordinate articles across several outlets all at once criticizing, for instance, Netscape’s neglect of standards in the face of a perfectly reasonable solution in Gecko. By doing so, they were often able to capture the attention of at least one news cycle.
WaSP also took more direct action. Members were asked to send emails to browsers, or sign petitions showing widespread support for standards. Overwhelming pressure from developers was occasionally enough to push browsers in the right direction.
In part because of WaSP, Netscape agreed to make Gecko part of version 5.0. Beta versions of Netscape 5 would indeed have standards-compliant HTML and CSS, but it was beset with issues elsewhere. It would take years for a release. By then, Microsoft’s dominion over the browser market would be near complete.
As one of the largest tech companies in the world, Microsoft was more insulated from grassroots pressure. The on-the-ground tactics of WaSP proved less successful when turned against the tech giant.
But inside the walls of Microsoft, WaSP had at least one faithful follower, developer Tantek Çelik. Çelik has tirelessly fought on the side of web standards as far back as his web career stretches. He would later become a member of the WaSP Steering Committee and a representative for a number of working groups at the W3C working directly on the development of standards.
Çelik ran a team inside of Internet Explorer for Mac. Though it shared a name, branding, and general features with its far more ubiquitous Windows counterpart, IE for Mac ran on a separate codebase. Çelik’s team was largely left to its own devices in a colossal organization with other priorities working on a browser that not many people were using.
With the direction of the browser largely left up to him, Çelik began to reach out to web designers in San Francisco at the cutting edge of web technology. Through a stroke of luck he was connected to several members of the Web Standards Project. He’d visit with them and ask what they wanted to see in the Mac IE browser. “The answer: better standards support.”
They helped Çelik realize that his work on a smaller browser could be impactful. If he was able to support standards, as they were defined by the W3C, it could serve as a baseline for the code that the designers were writing. They had enough to worry about with buggy standards in IE for Windows and Netscape, in other words. They didn’t need to also worry about IE for Mac.
That was all that Çelik needed to hear. When Internet Explorer 5.0 for Mac launched in 2000, it had across the board support for web standards; HTML, PNG images, and most impressively, one of the most ambitious implementations of the new Cascading Style Sheets (CSS) specification.
It would take years for the Windows version to get anywhere close to the same kind of support. Even half a decade later, after Çelik left to work at the search engine Technorati, they were still playing catch-up.
Towards the end of the millennium, the W3C found themselves at a fork in the road. They looked to their still-recent past and saw it filled with contentious support for standards — Incompatible browsers with their own priorities. Then they looked the other way, to their towering future. They saw a web that was already evolving beyond the confines personal computers. One that would soon exist on TVs and in cell phones and on devices we that hadn’t been dreamed up yet in paradigms yet to be invented. Their past and their future were incompatible. And so, they reacted.
Yuri Rubinsky had an unusual talent for making connections. In his time as a standards advocate, developer, and executive at a major software company, he had managed to find time to connect some of the web’s most influential proponents. Sadly, Rubinsky died suddenly and at a young age in 1996, but his influence would not soon be forgotten. He carried with him an infectious energy and a knack for persuasion. His friend and colleague Peter Sharpe would say upon his death that in “talking to the people from all walks of life who knew Yuri, there was a common theme: Yuri had entered their lives and changed them forever.”
Rubinsky devoted his career to making technology more accessible. He believed that without equitable access, technology was not worth building. It motivated all of the work he did, including his longstanding advocacy of SGML.
SGML is a meta-language and “you use it to build your own computer languages for your own purposes.” If you hand a document over to a computer, SGML is how you can give that computer instructions on how to understand it. It provides a standardized way to describe the structure of data — the tags that it uses and the order it is expected in. The ownership of data, therefore, is not locked up and defined at some unknown level, it is given to everybody.
Rubinsky believed in that kind of universal access, a world in which machines talked to each other in perfect harmony, passing sets of data between them, structured, ordered, and formatted for its users. His company, SoftQuad, built software for SGML. He organized and spoke at conferences about it. He created SGML Open, a consortium not unlike the W3C. “SGML provides an internationally standardized, vendor-supported, multi-purpose, independent way of doing business,” was how he once described it, “If you aren’t using it today, you will be next year.” He was almost right.
He had a mission on the web as well. HTML is actually based on SGML, though it uses only a small part of it. Rubinsky was beginning to have conversations with members of the W3C, like Berners-Lee and Raggett, about bringing a more comprehensive version of SGML to the web. He was even writing a book called SGML on the Web before his death.
In the hallways of conferences and in threaded mailing lists, Rubinsky used his unique propensity for persuasion to bring people several people together on the subject, including Dan Connolly, Lauren Wood, Jon Bosak, James Clark, Tim Bray, and others. Eventually, those conversations moved into the W3C. They formed a formal working group and, in November of 1996, eXtensible Markup Language (XML) was formally announced, and then adopted as a W3C Recommendation. The announcement took place at an annual SGML conference in Boston, run by an organization where Rubinsky sat on the Board of Directors.
XML is SGML, minus a few things, renamed and repackaged as a web language. That means it goes far beyond the capabilities of HTML, giving developers a way to define their own structured data with completely unique tags (e.g., an
tag in a recipe, or an
tag in an article). Over the years, XML has become the backbone of widely used technologies, like RSS and MathML, as well as server-level APIs.
XML was appealing to the maintainers of HTML, a language that was beginning to feel somewhat complete. “When we published HTML 4, the group was then basically closed,” Steve Pemberton, chair of the HTML working group at the time, described the situation. “Six months later, though, when XML was up and running, people came up with the idea that maybe there should be an XML version of HTML.” The merging of HTML and XML became known as XHTML. Within a year, it was the W3C’s main focus.
The first iterations of XHTML, drafted in 1998, were not that different from what already existed in the HTML specifications. The only real difference was that it had stricter rules for authors to follow. But that small constraint opened up new possibilities for the future, and XHTML was initially celebrated. The Web Standards Project issued a press release on the day of its release lauding its capabilities, and developers began to make use of the stricter markup rules required, in line with the work Connolly had already done with Document Type Definitions.
XHTML represented a web with deeper meaning. Data would be owned by the web’s creators. And together, computers and programmers, could create a more connected and understandable web. That meaning was labeled semantics. The Semantic Web would become the W3C’s greatest ambition, and they would chase it for close to a decade.
Subsequent versions of XHTML would introduce even stricter rules, leaning harder into the structure of XML. Released in 2002, the XHTML 2.0 specification became the language’s harbinger. It removed backwards compatibility with older versions of HTML, even as Microsoft’s Internet Explorer — the leading browser by a wide margin at this point — refused to support it. “XHTML 2 was a beautiful specification of philosophical purity that had absolutely no resemblance to the real world,” said Bruce Lawson, an HTML evangelist for Opera at the time.
Rather than uniting standards under a common banner, XHTML, and the refusal of major browsers to fully implement it, threatened the split the web apart permanently. It would take something bold to push web standards in a new direction. But that was still years away.