Весной два экспертных издания, Architects’s Journal (AJ) и The Architectural Review, вручили ежегодную награду Women in Architecture Awards. Лауреатом премии в этом году стала перуанка, соосновательница архитектурного бюро Barclay & Crousse, Сандра Барклай. Ее наградили за амбициозный проект Археологического музея на пустынном (в буквальном смысле) полуострове Паракас. Новый музей построили на руинах старого, разрушенного до основания во время землетрясения в 2007 году – мы уже рассказывали о нем раньше. В этом материале – о том, кто такая Сандра Барклай, и почему она стала лучшей.
Сандра родилась в 1967 году в Лиме и познакомилась с архитектурой еще в детстве. Архитектором был ее отец, и она до сих пор вспоминает, как в четыре годика ходила с ним на стройку их будущего дома – девушка уверяет, что этот этот процесс ее еще тогда очень впечатлил. В период с 1986 по 1990 год она изучала архитектуру в частном Университете Рикардо Пальмы (URP), а после окончания учебы отправилась продолжать образование и набираться зарубежного опыта во Францию. В париже она училась в архитектурной школе Belleville и получила за свой дипломный проект специальную премию, которую присуждает французская академия архитектуры.
Археологический музей в Паракасе
Еще во время учебы в URP Сандра познакомилась с Жаном-Пьером Крусс, и вместе они даже заняли второе место в архитектурном конкурсе на лучший проект реконструкции музея Europan в Гавре. В 1994 году – оба на тот момент уже получили европейское образование – Барклай и Крусс открыли собственное архитектурное бюро с простым названием Barclay & Crousse Architecture. Архитекторы стали партнерами не только в работе, но и в жизни: скоро у них родились две дочери. Работы во Франции было предостаточно, но в 2001 году фирма получила сразу три заказа в Перу – нужно было спроектировать три дома на полоске побережья на окраине пустыни. Так архитекторы снова связали свою жизнь с Лимой, а в 2006 году твердо решили вернуться на родину. В перуанской столице они открыли новую штаб-квартиру Barclay & Crousse Architecture, но оставили офис и в Париже, где теперь работают через посредников. «Переезд был радикальным решением, – вспоминает Сандра в интервью для The Architectural Review, – но мы возвращались в город, который сильно отличается от Парижа, но в Лиме мы родились, мы ее чувствовали». Сейчас в бюро помимо Сандры и Жана-Пьера работают еще 8 сотрудников.
Частный дом в Лиме
Даже получив два образования и ворох профессиональных наград, Сандра не перестает учиться. Перебравшись в Перу, она окончила аспирантуру в Университете Диего Порталес – изучала территории и ландшафты, – и тогда же стала преподавать в частном Понтификальном университете Лимы.
Работа Barclay & Crousse Architecture всегда фокусировалась на взаимоотношениях архитектуры и ландшафта, а основная цель проектов бюро заключается в том, чтобы адаптировать природную среду для жизни человека, не нарушив при этом ее гармонии. «Нам нравится рассматривать свои проекты в качестве исследовательской лаборатории, которая изучает связи между ландшафтом, климатом и архитектурой. Внимание к времени и месту для нас превыше всего», – говорят архитекторы.
Ресторан AmarDeLima в Лиме
«Простые вещи можно делать, и не задействуя большие технологии: климат и ландшафт в этом случае только помогают, – уверена Сандра. – Просто работая с пространством, можно дать человеку благополучие, в котором он нуждается». Именно такой подход – не только высокое внимание к материалам, но и подробная работа с ландшафтом – был отмечен жюри. Страсть, с которой был реализован проект музея в Паракасе, они назвали заразительной, а энтузиазм архитектора – необычайным.
На XV Венецианской архитектурной биеннале Сандра Барклай и Жан-Пьер Крусс курировали павильон Лимы. Свою экспозицию они посвятили тому, как архитектура спасет мир. Начать решили с Амазонии, которую европейцы тщетно пытались покорить и сделать частью своего «цивилизованного мира». Архитекторы придумали протянуть через весь павильон черную ленту, которая символизировала одновременно саму реку Амазонку и уязвимость баланса эко-системы региона. Если «плыть по течению», то попадаешь в зал с подробными планами и проектами школьных зданий – сейчас дорога до школы у большинства детей Амазонии занимает в среднем 5 часов, но новый проект школ должен это изменить.
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции
Кажется, именно такой – делающей мир лучше – и должна быть современная архитектура, а потому любовь Сандры Барклай к своему региону и неуемное желание сделать жизнь соотечественников лучше, даже поставив на карту собственную карьеру в Европе, не может не восхищать.