Зачем дизайнеру маркетинг? Имеется три веских причины, о которых я хочу сегодня рассказать, возможно, заразив интересом к этой теме, с которой лично я, не без удовольствия и пользы, вожусь уже лет десять.
Первое обстоятельство наиболее очевидное и не требующее сложных доказательств. Дизайн — это инструмент маркетинговых коммуникаций. Коммуникаций между кем и кем? Между производителем товара и его потребителем. А при чём тут дизайнер? А дизайнер в этой коммуникации играет важнейшую посредническую роль. Он переводит смыслы, которые бизнес хочет донести до своего покупателя на язык дизайна. А почему нельзя обойтись без дизайна? Прийти к покупателю и сказать простым человеческим языком — “купи слона!”
К большому огорчению бизнеса и к нашей дизайнерской радости, вот это вот “купи слона!”- не работает. С момента построения пирамиды потребностей Маслоу, известно, что потребитель покупает не вещь и не набор её функций, он покупает эмоцию. Вернее так — платит он в конечном итоге за вещь, но если она не будет обернута в эмоцию, он её не купит и отправится дальше уныло блуждать вдоль магазинных полок. Эта “обёртка” в теории брендинга и называется маркетинговой оболочкой. Маркетинг — это способ коммуникации, а дизайн — это язык этой самой коммуникации. В рассматриваемой ситуации, дизайнер играет, в первую очередь, роль переводчика, или пересказчика, и только во вторую — художника, который «делает вам красиво». Таким образом, дизайнеру в современных рыночных обстоятельствах без знаний основ маркетинга — не жизнь. Ну, если и жизнь, то жизнь безденежная и унылая.
С этим, надеюсь всё понятно, двигаемся дальше. К чему в контексте саморазвития должен стремиться графический дизайнер? Он должен стремится стать арт-директором, для него это и цель и по большому счёту высшая карьерная точка. Грустно признаться, но арт- директорингу нигде у нас не учат. Арт-директор, обычно, вырастает из дизайнера по мере накопления опыта и расширения своих компетенций. По моему глубокому убеждению, эффективный арт директор — это дизайнер с прокачанными маркетинговыми знаниями. Иногда арт-директор вырастает из маркетолога, но гораздо проще дизайнера обучить маркетингу, чем маркетолога дизайну. Последнее практически не возможно.
Третье обстоятельство, состоит в том, что язык маркетинга — это язык бизнеса. Дизайнер, в большинстве случаев — художник, рефлексирующая натура, которой сложно установить с представителем бизнеса продуктивный диалог. Дизайнер говорит о визуальной гармонии, о стиле, о композиции, а бизнес о затратах и прибылях. И вот этот самый язык маркетинга может стать (лично для меня стал) тем универсальным языком, который понятен как дизайнеру, так и бизнесмену. Когда ты говоришь, оперируя и опираясь на такие понятия, как «целевая аудитория», «лояльность», «узнаваемость», «релевантность», «точки контакта с брендом», заказчик проникается к тебе уважением и готов видеть в тебе партнёра для решения своих стратегических и тактических задач, а не просто «рисователя логотипов и сайтов».
Вот 3 момента, которые, я думаю, вполне убедительно объясняют, зачем дизайнеру маркетинг. По крайней мере, их достаточно для того, чтобы найти время и начать систематически этим вопросом заниматься. Для всех подписчиков Кабака, заинтересовавшихся этой темой, я решил на недельку открыть доступ к записи своего интенсива «Брендинг для дизайнеров и рекламистов». Этот учебный кейс — компактный вариант моего курса основ брендинга, который я читаю студентам маркетологам в Высшей школе экономики. Это 3-х часовое выступление я заточил непосредственно под дизайнеров, убрав сложную маркетинговую казуистику, оставив только «то, что доктор прописал». После того, как я почистил и смонтировал запись, у меня получилось двухчасовое видео, которое я разбил на 2 части. Торопитесь посмотреть и послушать, через неделю я закрою бесплатный доступ к контенту. И не забывайте ставить лайки и подписываться. Это критически важно для развития моего Youtube канала.
Ссылки на лекции, часть 1 и 2: