Сегодняшний мой пост на тему, которая актуальна как для дизайнера, так и для заказчика дизайн продуктов. Зачем, по большому счёту, дизайнер нужен бизнесу? Какую роль играет дизайн в системе маркетинговых коммуникаций компании? Почему один дизайн продает, а другой нет?
Спустя два с лишним десятилетия работы в графическом дизайне, я пришел к пониманию, что работая над проектом, сталкиваясь со сложностями, решая всевозможные логические, технологические или творческие задачи, я тем самым, в первую очередь, решаю проблемы собственника бизнеса, а не свои. Это понимание вытолкнуло меня на новый уровень взаимоотношений с заказчиком и эти отношения стали по-настоящему партнерскими. Когда ты объявляешь своему клиенту, что ты не «рисовальщик картинок», а ты его стратегический партнер в рамках конкретной бизнес задачи — это поначалу вызывает у него удивления, потом — уважение, а в случае удачного завершения проекта — обожание.
Оговорюсь, что прежде чем заявить собственнику бизнесу такое, надо чтобы это партнерство в полной мере объективировалось в вашем сознании. Попросту — для роли стратегического партнера нужно созреть, в противном случае вам не поверят.
Зачем вообще дизайнер нужен бизнесу? Что заставляет представителей бизнеса, людей бережливых, умеющих считать каждый доллар, делиться с дизайнером, откусывая от своей прибыли? Чего такого бизнесмен не может сделать сам?
Ответ для меня очевиден — бизнес не может самостоятельно, без помощи дизайнера, убедить покупателя расстаться с деньгами. И эта неспособность связана отнюдь не с нехваткой мозгов у «комерсов». Все дело в различных способах мышления человека бизнеса и человека творчества.
Способ мышления бизнесмена можно описать, как «продуктовый». Бизнесмен способен удерживать в памяти и свободно оперировать бесконечным списком физических и эксплуатационных характеристик собственного товара, знать о нем такие тонкости и нюансы, которых хватило бы на семь научных статей. Однако, потребитель в массе — иррационален, он не желает принимать решение о покупке на основе длинного списка опций, он хочет, чтобы все ценности, продукта, были описаны в виде короткого, понятного и убедительного для него месседжа.
Как добиться этой лаконичности и убедительности? Только через картинку! И вот, придя к этому пониманию, бизнес вспоминает о дизайнере — человеке с иным способом мышления, «визуальным».
Ученые доказали, что 86% коммуникации мы воспринимаем глазами. Почему? Во-первых — изображения усваиваются мозгом в 6000 раз быстрее, чем текст. Второе, и возможно более важное — это то, что визуальное сообщение, в отличие от вербального, тонко воздействует на психику, через композицию, цвет, форму и фактуру, что заряжает сообщение эмоцией, а эмоция, в свою очередь, формирует лояльность потребителя к бренду, что и является конечной целью всей суеты под названием «продвижение».
По большому счету, графический дизайн — это искусство переведения смыслов в визуальные образы, для установления коммуникации между производителем и потребителем, а дизайнер — носитель специфического, во многом иррационального способа мышления, называемого визуальным.
Потому, что одно визуальное высказывание понятно потребителю, а другое нет. Что является препятствием для нашего понимания? Да, масса всего, это и гендерные, и национальные различия, и возрастные, и поведенческие. «Что русскому хорошо, то иностранцу — смерть» — гласит поговорка. Я бы ее переиначил в контексте нашего обсуждения: «Что русскому понятно, то для иностранца — «What The Fuck?».
Сможем ли мы решить все проблемы коммуникации, создавая простые и понятные визуальные высказывания? И да, и нет…
Важно понимать, что простота является необходимым, но не достаточным условием установления устойчивой коммуникации «я говорю — ты понимаешь». Есть еще одно важное обстоятельство — это заинтересованность зрителя. Визуальное высказывание может быть абсолютно понятным большей части аудитории, как то, что вино нужно пить холодным, а кофе горячим, но при этом быть банальным, скучным, а потому безынтересным зрителю. Секрет в том, что все обыденное и банальное наш мозг причисляет к стереотипной части реальности и проскальзывает мимо этого, не фокусируясь.
Подведу итог:
Сложное, запутанное послание аудитория проигнорирует вследствие его мутности, а понятное, но скучное, она проигнорирует, потому, что оно «не цепляет».
В идеале, дизайнеру необходимо преодолеть два соблазна — не стать многословным в донесении идеи, не погрязнуть в украшательстве с одной стороны и не соблазниться на очевидные, банальные решения с другой.
Каким же должен быть качественный графический дизайн? Мой глубокоуважаемый и постоянно цитируемый Пол Ренд, в своей книге «Дизайн. Форма и хаос» пишет:
«Качество в дизайне — это идея, а не техника, точность, а не беспорядок, простота, а не бессодержательность, изящество, а не крикливость, чувствительность, а не пошлость».
Спасибо, Пол, все ясно, но кто арбитр, определяющий качество дизайна? Заказчик, или сам дизайнер? Ни первое, ни второе, единственный арбитр, чьё мнение важно — это покупатель. Покупатель, который верит или не верит вашему визуальному высказыванию и поэтому либо покупает, либо нет. А что собственник бизнеса, он ведь платит деньги? Собственник, он же заказчик, формулирует продающую идею — оффер и предоставляет маркетинговую информацию. Дизайнер, в свою очередь, интерпретирует ее понятным для потребителя образом.
Дизайнер не порождает смыслы, он просто переводит сообщение бизнеса на визуальный язык и переправляет его получателю. Логично, что дизайнер с заказчиком делят ответственность, как за успех, так и за провал дизайн-проекта, и только понимание обеими сторонами того, что они являются стратегическими партнерами в рамках решаемой коммуникативной задачи, способно обеспечить победу в нелегкой борьбе за лояльность покупателя.