Все началось в апреле ‘18, когда я стала замечать легкую усталость и опустошенность по будним дням. В выходные все проходило и мне казалось, что я просто не высыпаюсь и стоит мне выкроить 1–2 дня на долгий сон и все будет как раньше. Кроме работы я успевала ходить в спортзал, учиться в Школе Вовлеченного Искусства, писать статьи в канал и выступать на конференциях.
К маю я поняла, что выспаться у меня не получается — к тому же начались проблемы со сном, которых раньше никогда не было. Я решила, что надо в отпуск и поискать вдохновение на каком-нибудь масштабном событии. Так я поехала на OFFF Barcelona 2018.
На какое-то время это помогло — вернулись состояние потока и силы на активную жизненную позицию. Но продлилось все не долго и скоро я снова не могла заставить себя встать по утрам и ничком падала в кровать вечером.
Я решила, что все дело в месте где я работала и стала искать что-то новое. Тогда я работала арт-директором в Nimax Agency и уже чувствовала небольшой стеклянный потолок, хотя я подозреваю, что его можно было пробить, но у меня не было сил. К тому же давно хотелось поработать на западный рынок и я перешла в Clay Global.
Перед новой работой я съездила в еще один маленький отпуск и впервые вернулась не отдохнувшей. Но на какое-то время новая работа подняла мой тонус—я чувствовала драйв и желание учиться. Однако в ноябре усталость вернулась и ее уже было невозможно игнорировать. Тогда я вспомнила о термине «выгорание» и начала изучать тему.
Выгорание не проявляется внезапной остановкой жизненных систем.
Это я бы заметила. Я теряла интерес постепенно, просто все сложнее стало попадать в состояние потока, тяжелее вставать по утрам, труднее обрабатывать комментарии клиентов, неохотнее встречаться с друзьями. Я винила себя в лени и прокрастинации, через надрыв заставляла себя продолжать, потому что объективных причин происходящему я не видела.
В январе закончился первый курс в Школе Вовлеченного Искусства и на финальный перформанс я бросила все оставшиеся силы. Мы отлично выступили, но на следующий день я не могла встать с кровати и по-настоящему испугалась.
Забегая вперед скажу, что сейчас я уже выбираюсь из этого состояния, поэтому могу его анализировать, но тогда мне было очень тяжело и плохо. Я буквально достигла дна, меня больше не вдохновляло ничего, хотя я продолжала выполнять все обязательства. Я знала, что дальше только настоящая клиническая депрессия, но я проходила терапию и отслеживала состояние поэтому до этого не дошло.
Я думаю, у выгорания есть несколько причин
и некоторые специфичны для дизайна:
- Работа под НДА
Сейчас я работаю на топовой работе с интересными проектами, известными клиентами и это то, к чему я стремилась всю жизнь. Но я не могу этим делиться. Возможно я такой человек, но мне важно получать отдачу не только от коллег и клиентов, мне хочется, чтобы мои проекты видел мир и знал, что это я. Но чем к более крупным клиентам подбираешься в дизайне, тем меньше можешь о них распространяться. - Ощущение, что вы чьи-то руки
Не знаю насколько представители других профессий сталкиваются с этим, но в дизайне приходится постоянно работать с чужим мнением, даже если это мнение арт-директора. На интенсиве Карпова в Британке мы играли в игру: каждый рисовал дизайн на заданную тему, затем передавал ноут по часовой стрелки другому дизайнеру и тот вносил улучшения и пускал его дальше, когда файл проходил полный круг мы смотрели все версии. Эта игра научила меня тому, что все всегда можно улучшить по версии другого человека. Конца не существует. Но это и фрустрирует, потому что иногда твоя работа может быть переделана так, что с ней уже нельзя почувствовать единение. Это не значит, что за нее дизайнер сбрасывает ответственность, но уже просто тяжело испытать радость за результат. - Работа над чужими концепциями
Работа дизайнера часто строится по принципу художественных мастерских, где мастер задает идею, делает подмалевок и прописывает основные части, а подмастерья делают остальное. И есть шанс потом самому стать мастером, через много-много лет. Но мы все хотим жить здесь и сейчас, и как показывать такую работу в портфолио? Чья она? Опять же хороший дизайнер несет ответственность за результат и в этом случае, но ответственность без эмоциональной отдачи это бремя. - Проекты в стол
Можно сделать и концепцию самому и не получить большого числа правок, но проект не реализуется. На моей практике это происходит очень часто. И редко когда проект можно после этого показать. Это опять вызывает диспропорцию затраченых сил и результата. - Переработки
Переработки часто считаются нормой в профессии, особенно для фрилансеров. Что касается меня, то я перерабатывала сумарно по всем своим фронтам: работа, учеба, спорт, телеграм канал — все, что можно назвать работой занимало у меня более 12 часов каждый день. - Мысль о несерьезности работы
В начале карьеры об этом не думаешь. Дизайн представляется вечным фаном и самовыражением. Но потом смотришь как одноклассники разъезжают на Роллс-Ройсах, а ты сидишь и читаешь 5-ти тысячный в твоей жизни бриф и становится обидно. Мне кажется, здесь есть специфика именно российского общества, где только определенный набор профессий считается серьезными, а дизайн в принципе очень молод. На Дизайн Просмотре 2019 даже было замечание о том, что после 35 лет людей вымывает из профессии, хотя на любой западной конфе спикерам 35+. - Финансовый потолок
Будем честны — дизайном на яхту заработать сложно. Да, эта профессия дает неплохой и стабильный заработок при возможности удаленной работы, но если вдруг захочется увеличения дохода не по 10–20 тысяч в год за счет смена места работы, а с удвоением, утроением или вообще без потолка — приходится заниматься менеджментом: становиться управленцем в виде арт-директора или создавать свое агентство. Просто профессия дизайнера относится к немасштабируемой деятельности (по Н.Талебу), то есть за 1 единицу времени вы производите 1 единицу дизайна и вам за нее платят, как правило, 1 раз (по Р. Аллену). Отсюда неминуемый потолок и бесконечная гонка с инфляцией. - Отчужденность труда
Это термин Маркса. В этом плане работа дизайнером мало чем отличается от работы над производством деталей для автомобиля. Кратко: вы получаете не всю стоимость результата, а только часть ресурсов. Остальное отдаете дяде, отчего возникает экономическая и психологическая отчужденность от своего продукта. Я писала подробнее про это в канале. Этот феномен изучается философами уже 200 лет и хотя он не такой очевидный как предыдущие пункты, возможно его влияние самое большое.
Говорят выгорание случается только с теми кто любит свою работу. Я не хочу подвести к тому, что единственный выход — бросить все или стать фрилансером или бизнесменом. Просто нужно учитывать эти факторы, чтобы не допускать выгорания. Про мой выход из выгорания в следующих частях. Подписывайтесь! 😉ъ