Мадридский музей Прадо совместно с Национальным музеем искусства Каталонии представляет первую ретроспективную выставку Бартоломе Бермехо. Средневековым мастером из Кордовы историки долгое время пренебрегали и лишь в прошлом веке оценили его по достоинству.
Сведения о жизни Бартоломе де Карденаса, прозванного Эль Бермехо (1440–1501), крайне скудны и противоречивы. Исследователи, впрочем, сегодня сходятся на том, что он учился живописи в космополитичной Валенсии, куда во второй половине XV века уже проникли, и были впитаны художником, фламандские и итальянские стили портретной и религиозной живописи. В особенности, как говорят ученые, на него повлияли произведения Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена.
«Наряду с техническим мастерством, у него была удивительная способность разрабатывать новые интерпретации тем и иконографии. А исследования в области портретной и пейзажной живописи позволили создать инновационные для своего времени произведения искусства», — говорит куратор выставки Жоан Молина.
Талант живописца был по достоинству оценен при жизни — заказы на алтарные образы и портреты ему поступали из церкви и от местной знати, а композиции копировали современники. Но после смерти Бермехо о нем практически забыли, и его имя было вновь открыто на рубеже XIX–XX веков, когда им заинтересовались известные коллекционеры и даже появились первые подделки его работ.
Сегодня в Прадо собрали около 50 произведений из 25 музеев и частных коллекций, включая лондонскую Национальную галерею и Кафедральный собор Барселоны, выдавший для экспозиции свою масштабную «Пьету».

Bartolomé Bermejo
«Saint Michael Triumphant over the Devil with the Donor Antoni Joan»
1468
The National Gallery, London

Bartolomé Bermejo
«Muerte y Asunción de la Virgen»
1468 – 1472
Berlín, Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie

Bartolomé Bermejo
«Christ at the Tomb supported by Two Angels»
c. 1470 – 1475
Museo del Castillo de Peralada

Bartolomé Bermejo
«Descent of Christ into Limbo»
c. 1470 – 1475
Barcelona, Museu Nacional d’Art de Catalunya

Bartolomé Bermejo
«Flagellation of Saint Engracia»
c. 1472 – 1477
Bilbao, Museo de Bellas Artes

Bartolomé Bermejo
«Saint Dominic of Silos enthroned as Bishop»
1474 – 1477
Madrid, Museo Nacional del Prado

Bartolomé Bermejo
«A Bishop Saint / St. Benedict of Nursia»
c. 1477 – 1485
Chicago, The Art Institute of Chicago

Bartolomé Bermejo and Martín Bernat
«Virgin of Mercy»
1479 – 1484
Grand Rapids Art Museum

Bartolomé Bermejo
«Triptych of the Virgin of Montserrat»
c. 1483 – 1489
Cattedrale Nostra Signora Assunta, Aula Capitolare, Acqui Terme

Bartolomé Bermejo
«Desplà Pietà»
1490
Barcelona, Catedral de Barcelona

Edmond Dyer
«Saint Michael»
1926
Córdoba, Palacio de Viana, Fundación Cajasur