Представьте: вы дизайнер интерфейсов. Вам приходит ТЗ на новое приложение. В документе описаны требования, технически подробности и прочие нюансы.
Вы открываете любимый редактор и впадает в ступор. Не знаете с чего начать, отвлекаетесь, ждете вдохновение.
Знакомая ситуация?
Это — страх чистого листа.
Он бывает у специалистов разного уровня и профессий: у художников, писателей, маркетологов, архитекторов и, разумеется, у дизайнеров.
Ступор при работе над чем-то новым, перед принятием решений и комплексными задачами может не просто снизить вашу эффективность но и стать причиной отказа (осознанного или подсознательного) от проекта.
Давайте разберемся откуда берется страх чистого листа и что с ним делать.
Содержание статьи
#1 Попытка съесть слона целиком
Комплексная, масштабная “слоновая” задача кажется непосильной. Большая и неповоротливая, она порождает хаос в понимании, как к ней подступиться и с чего начать. Слишком глобально, много, неподъемно.
“Разгребу другие, более понятные дела, а потом попробую еще раз, вдруг отпустит” — не отпустит. Сложная задача сама себя простой не сделает.
#2 Страх провала
“А вдруг дизайн-проект не будет принят и одобрен заказчиком, пользователями, разработчиками? Лучше уж совсем ничего не делать, чем сталкиваться с этим.” Именно такие мысли нашептывает подсознание, напуганное потенциальной неудачей и падением в чужих глазах.
Нам обязательно нужны гарантии, что все получится и старания будут оценены. Эти гарантии вам может дать только мама, гордая любой поделкой своего ребенка.
Во взрослом мире не ошибается только тот, кто ничего не делает.
#3 Перфекционизм
О своем перфекционизме люди говорят с гордостью. Принято считать, что перфекционист выполнит работу хорошо и ему можно доверять.
Однако, существует большая разница между стремлением сделать классно и болезненной потребностью довести до идеала.
Вычисляя идеальный размер, цвет и положение первого же элемента на экране, вы рискуете застрять в начале работы и зафакапить все сроки.
В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.
Лев Толстой, русский писатель
Сформулируйте достижимую цель
“Спроектировать интерфейс приложения” — цель не самой удачной формулировки. Что конкретно имеется в виду под интерфейсом приложения? Из чего он должен состоять? Когда он должен быть готов?
У хорошо сформулированной цели однозначный признак достижения и четкие сроки.
“К пятнице отрисовать главную страницу с [фича1], [фича2] и [фича3]” — звучит куда лучше, примерно понятно что делать и к какому сроку.
В формулировке краткосрочных целей помогает подход SMART.
SMART — это аббревиатура из 5 характеристик цели:
- S = Specific (конкретная),
- M = Measurable (измеримая),
- A = Achievable (достижимая),
- R = Relevant/Realistic/Results Focused (релевантная/реалистичная/ориентированная на результат),
- T = Timely/Trackable (своевременная/отслеживаемая).
SMART-цель проще начать и легче достигнуть, так как ожидаемый результат ясен и измерим, сроки выполнения понятны.
Изучите предметную область
Сложно понять дизайн-задачу, если не понимаешь, о чем проект.
Чтобы сделать хороший интерфейс, нужно понимать, в каком контексте будет жить система и кто ею будет пользоваться.
Например, если вы делаете проект для бухгалтерского учета, можно:
- обратиться к проектной документации,
- почитать в интернете о том, как работают бухгалтера,
- посмотреть, какие решения уже существуют на рынке,
- провести интервью с заказчиком,
- поспрашивать пользователей об их работе и рутинных задачах.
Разобравшись в предметной области, будет проще понять, о чем говорится в ТЗ, почему от вас требуется то или иное решение и как можно сделать лучше.
Ешьте слона по частям
“Как съесть слона целиком? По кусочку!”
Сложную задачу нужно разбить на более мелкие промежуточные подзадачи. Это называется декомпозиция. После декомпозиции «слоны» уже не выглядят огромными и пугающими.
У вас уже сформулирована достижимая цель. Задайте себе вопрос “что нужно сделать чтобы ее достичь?”
Запишите каждый шаг. Составьте из них план с датами и следуйте ему.
Пара примеров:
Посмотрите референсы
Есть такая книга “Кради как художник”. Основная ее идея в том, что любое творчество опирается на созданное ранее.
Копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих — проводите исследование.
Работая с референсами интерфейсов, помните:
- Нет смысла искать готовое решение (если бы оно было — проект был бы не нужен). Не тратьте на референсы много времени.
- Нельзя слепо следовать референсам: “раз [известная компания] так сделали, значит это правильно”. Рискуете получить споры и неуместные дизайн-решения.
- Нужно оценивать качество референса и насколько он подходит вашей ситуации.
Как оценивать референсы я подробно рассказываю тут.
Опишите сценарий
Невозможно нарисовать все-все макеты, экраны и состояния. Нужно понять, какие именно будут необходимы и достаточны.
Для этого подойдут методы сценариев, флоу и юзкейсов. С их помощью в удобной форме (текст, диаграммы) описывается то, как пользователь взаимодействует с системой в рамках определенной цели.
Замечательный пример применения техники Use Case в текстовом формате. Можно еще составить диаграмму использования, зарисовать флоу, или даже сделать комикс-сториборд.
Главное — понять, по каким экранам и состояниям будет двигаться пользователь. Это даст понимание объема работы и избавит от рисования лишних макетов.
Кроме того, сценарии помогают спроектировать наилучший путь пользователя в системе и создать для него позитивный опыт.
Смиритесь
Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.
Иоганн Фридрих Шиллер, немецкий поэт, драматург
Финальный дизайн не понравится ни вам ни заказчику, это 100%.
Но это вообще не проблема, как раз наоборот. Ведь, если есть результат, его можно улучить. Показать клиенту и улучшить еще разок.
Важно понимать, что интерфейс никогда не будет идеальным, его можно улучшать бесконечно. Чаще всего, правда, на это не бывает времени и денег.
Вобщем, будьте готовы остановиться на неидеальном решении и не бойтесь критики. Критикуют, разумеется, не вас лично, а работу.
Используйте прогрессивный джипег
Этот метод применительно к дизайну описал Артемий Лебедев.
Изначально прогрессивный джипег — способ подгрузки изображений на веб-странице. Раньше картинки грузились сверху вниз.
С приходом прогрессивного джипега ждать появления картинки больше не нужно. Ее можно угадать по очертаниям, даже если она не прогрузилась полностью.
Применим аналогию к работе дизайнера: не нужно пытаться сделать один кусок идеально. Лучше набросать общее решение, не прорабатывая детали. Таким образом ваш дизайн будет всегда на 100% готов. Просто не проработан.
Например, не стоит тратить время на подбор иконок, пока у вас не отрисован основной каркас страницы.
В зависимости от имеющегося времени проект можно прорабатывать до пикселя, а можно оставить на стадии концептуальной зарисовки.
По сути, чтобы избавиться от страха чистого листа важно проанализировать условия, обозначить четкую цель, план работы и начать с малого. Да, неидеально. Да, без деталей.
Но именно так чистый лист превратится в место для улучшений и развития новых идей.