Содержание статьи
Текущая ситуация
Железнодорожный транспорт в Германии делится на два вида поездов:
- поезда дальнего следования (Интерсити и Интерсити экспресс — IC и ICE) — быстрый, но и более дорогой способ перемещения.
- региональные и местные поезда — IRE, RE, RB и S-Bahn.
Оператором практически всех поездов дальнего следования выступает Deutsche Bahn — акционерное общество, в котором все акции на сегодня принадлежат государству. Перевозки региональными поездами осуществляют как отделения Deutsche Bahn, так и различные частные компании.
В населенных пунктах компании-перевозчики объединяются в транспортные объединения (сети), которые предоставляют услугу проезда на всех видах местного общественного транспорта по единому билету. В эту же систему интегрированы и поездки региональным железнодорожным транспортом. Если в пределах действия одного транспортного объединения необходимо добраться из пункта А в пункт Б с одной или несколькими пересадками, достаточно одного билета. Например, чтобы региональным поездом приехать на центральную станцию, затем на городской электричке S-Bahn доехать до нужного района города, и оттуда местным автобусом добраться до необходимого объекта — вам не надо покупать билеты на отдельные сегменты.
Помимо разовых билетов на одну поездку, существуют дневные проездные билеты на неограниченное число поездок, позволяющие совершать переезды туда-обратно и круговые перемещения на региональных поездах и городском транспорте. Как правило, такие дневные билеты окупаются уже на второй-третьей поездке, а для групповых путешествий могут окупиться с первой же поездки.
В рамках одной федеральной земли обычно функционируют несколько транспортных объединений, которые на своей территории определяют типы билетов, и самостоятельно проводят политику ценообразования. Кроме билетов для перемещения внутри зоны действия транспортного объединения, есть дополнительные билеты для переезда из одной сети в другую, а также «земельные» билеты, дающие возможность передвигаться по всей территории определенной федеральной земли.
Разнообразие типов билетов, тарифных зон, и разные условия действия билетов, отличающиеся от одного транспортного объединения к другому, приводят в ступор многих наших соотечественников, впервые сталкивающихся с такой непривычной для нас системой.
В фокусе: Северный Рейн–Вестафалия
Для создания прототипа приложения по подбору оптимальных железнодорожных билетов мной была выбрана федеральная земля Северный Рейн–Вестфалия (нем. Nordrhein-Westfalen, англ. North Rhine-Westphalia, общеупотребительная аббревиатура NRW). Это — самая населенная земля Германии. 10 из 20 крупнейших городов Германии расположены именно в NRW, включая Кельн, Дюссельдорф и бывшую столицу ФРГ — Бонн. На территории NRW расположены 4 крупных международных аэропорта, в которые совершают рейсы как традиционные авиакомпании, так и лоукосты. Северный Рейн–Вестфалия граничит с Бельгией и Нидерландами. Развитая инфраструктура и наличие большого количества интересных мест на любой вкус делает NRW привлекательной для самостоятельных туристов.
Несмотря на наличие высокоскоростных автобанов, из-за большого количества собственного и транзитного автотранспорта на центральных автодорогах региона часто наблюдаются «пробки» и «тянучки», что является еще одним аргументом в пользу использования общественного транспорта в сравнении с арендой авто.
Еще несколько лет назад в NRW автономно работали 9 транспортных объединений, и у каждого из них были свои тарифы со своими правилами. На сегодня многое в значительной степени упростилось: так сеть VRR поглотила сеть VGN, произошло расширение зоны действия билетов сети VRS при перемещении в сеть AVV (направление Кёльн-Ахен), а пять транспортных объединений на северо-востоке земли в 2017 году ввели единый «вестфальский» тариф.
На сегодня, помимо земельного тарифа, в NRW действуют тарифы четырех транспортных объединений, условия которых значительно отличаются между собой, так:
- сеть VRS предлагает дневные билеты, которые действительны до 3 утра следующего дня, в то время, как подобные дневные билеты в сети VRR действительны в течение 24 часов с момента валидации;
- в VRR стоимость детского разового билета равна 1,60 евро, фиксирована и не зависит от тарифной зоны/стоимости взрослого билета, а в VRS и в Westafalen tarif его стоимость зависит от тарифной зоны и составляет около 45% от стоимости соответствующего взрослого билета;
- в VRS и в Westafalen tarif групповой дневной тариф стоит одинаково как для 2 человек, так и для 5 (максимально возможное количество взрослых по данному типу билету), в VRR каждый последующий человек оплачивается дополнительно к стоимости первого пассажира;
- в VRS и VRR с дневным билетом на 1 человека взрослый пассажир по нему не имеет права дополнительно провезти детей от 6 до 14 лет, а в Westafalen tarif одиночный дневной билет дает право бесплатно провезти троих детей.
Кроме того, транспортные сети периодически пересматривают тарифы и условия, вводя новые типы билетов и изменяя тарифные зоны. Так, с 1 января 2018 года VRR вместо дневных билетов ввела 24- и 48-часовые билеты и существенно изменила подход к определению тарифных зон.
Анализ потребности, определение целевой аудитории
Для многих самостоятельных путешественников основным ресурсом, на котором можно задать вопрос и получить квалифицированный ответ-совет, является Форум Винского. Он же, в основном, послужил источником информации и при проектировании приложения по подбору билетов.
В разделе форума «Общественный транспорт в Германии. Как добраться до…» на сегодня более 500 тем, в которых обсуждаются вопросы перемещения общественным транспортом по Германии.
Общая тема покупки билетов Дойчебана занимает 155 страниц обсуждения, а более узкая «Транспорт в Дюссельдорфе и Кельне» на момент написания данной статьи насчитывала 37 страниц и 731 сообщение. Также билетам на поездки в пределах NRW посвящены еще несколько десятков более узких тем форума.
Анализ данных тем дает возможность получить объективную информацию о реальных запросах реальных людей.
В другом разделе того же Форума Винского есть темы, касающиеся мест в NRW, интересных для посещения. Обсуждение достопримечательностей земли Северный Рейн-Вестфалия — в топе тем форума:
- «Кёльн и окрестности» — 353 сообщения;
- «Дюссельдорф — вопросы и ответы» — 637 сообщений;
Анализ соответствующих тем на Форуме Винского и других туристических ресурсах, позволил составить портрет представителя целевой аудитории и ожидаемую модель поведения пользователя проектируемого приложения:
Самостоятельный путешественник, заинтересованный в достаточно комфортном и быстром перемещении по территории земли Северный Рейн-Вестфалия, но при этом ищущий возможности оптимизировать расходы на поездки. Находится в NRW с туристическими целями и не берет в аренду автомобиль. Обычно путешествует с семьей. В качестве места базирования выбирает один из четырех городов: Кёльн, Дюссельдорф, Бонн или Дортмунд. Отдает предпочтение радиальным вылазкам с возвращением в гостиницу в тот же день. Сам планирует поездки, но не хочет или не имеет возможности глубоко разбираться во всех хитросплетениях различных ж/д тарифов.
Проектирование контента и экранов
На основе портрета потенциального пользователя приложения, для проектирования выделяем три типичных сценария:
Сценарий № 1. Путешественник только прилетел в аэропорт, и ему необходимо добраться в город проживания.
Сценарий № 2. Путешественник уже живет в NRW и планирует поездки в близлежащие города.
Подвариантом второго сценария является случай, когда путешественник покидает Северный Рейн-Вестфалию, и ему необходимо добраться из места проживания в аэропорт вылета.
Сценарий № 3. У путешественника длительная стыковка в одном из аэропортов, достаточная для выезда в город и прогулки по нему между рейсами.
Третий сценарий для целей проектирования вполне можно совместить с первым, предусмотрев опцию «обратно в тот же день». Эта же опция будет использоваться при проектировании второго сценария, поскольку, как мы помним, наш путешественник отдает предпочтение радиальным вылазкам.
Важным является вопрос определения возможных пунктов назначения. С одной стороны, путешественник должен найти в приложении все наиболее интересные места. С другой стороны, надо не впасть в крайность и не перегрузить приложение всеми возможными городами и достопримечательностями, большинство из которых окажутся неактуальными для массового туриста, пусть и самостоятельного.
Здесь на помощь приходит принцип Парето. Применительно к нашему вопросу его можно сформулировать следующим образом: 80% всех поездок будут составлять поездки в 20% от общего списка мест назначения в NRW. Отобранные города целесообразно сгруппировать по определенным признакам для удобства выбора.
При проектирования прототипа я остановился на следующей выборке:
- Большие города — это города, в которых много локаций, которые стоит посетить, вследствие чего вылазка в такой город — это поездка на целый день. К этим городам я отнес четыре города базирования (напомню: Кёльн, Дюссельдорф, Бонн или Дортмунд) плюс Мюнстер.
- Старинные места — города и городки, в которых сохранились исторические постройки. В них турист едет, чтобы прочувствовать дух средневековья. В эту группу я внес Ахен, Кёнигсвинтер (с замком Драхенбург), Хаттинген и Бад-Мюнстерайфель. По поводу последнего был выбор между ним и Моншау — похожей средневековой живописной деревушкой, но расположенной чуть более неудобно для доезда общественным транспортом.
- Места для любителей индустриального туризма. Достаточно специфическое направление – что называется, на любителя. Но Северный Рейн-Вестфалия, и в частности регион Рургебит, — просто находка для любителей индустриального туризма. Десятки некогда действовавших заводов и шахт сегодня переоборудованы в интерактивные объекты-музеи. Власти NRW даже создали специальный туристический маршрут «Дорога индустриальной культуры». В этой категории я отобрал Эссен с шахтой Цольферайн, Вупперталь с подвесной трамвайной дорогой Швебебан, Оберхаузен с выставочным залом в бывшем газометре и Дуйсбург с ландшафтным парком на месте закрытого металлургического завода.
При проектировании определились следующие экраны для сценариев № 1 и № 3:
Экран 1: выбор сценария
Экран 2: выбор аэропорта прилета
Экран 3: выбор города проживания
Экран 4: уточнение параметров — количество пассажиров и наличие опции «обратно в тот же день».
Экран 5: финальный экран «печати» билета
Для сценария № 2 добавляется экран с выбором категории мест назначения. Также я добавил необязательный экран, где пользователи могут получить дополнительную информацию о городе и подтвердить свое желание ехать в это место назначения или выбрать другое.
Также я посчитал целесообразным, чтобы с экрана «печати» билетов были доступны еще два необязательных экрана, показываемых в режиме lightbox: расписание движения и пересадки по выбранному маршруту, а также изображение карты NRW с отмеченными начальным и конечным пунктами маршрута.
Количество взрослых пассажиров я ограничил пятью (при большем количестве есть смысл задумываться о специальных билетах для больших групп), а детей от 6 до 14 лет — тремя (дети младше шести лет в Германии ездят бесплатно). Также при проектировании прототипа было заложено, что дети не могут самостоятельно ехать, нужен минимум один взрослый.
Я посчитал необходимым, чтобы на финальном экране “печати” билетов выводились немецкие названия необходимых типов билетов, их количество и стоимость, а также тарифная зона и логотип транспортной сети, чей тариф применяется. Сверка данных параметров с информацией на экране билетного автомата непосредственно перед покупкой билетов позволит путешественнику избежать ошибок.
Реализация
Поскольку планировалось создать прототип на основе реальных данных, то и взаимодействия я решил сделать тоже максимально близкими к функционированию реального приложения. На мой взгляд, оптимальным инструментом, который бы позволял использовать реальные данные и реализовать достаточную сложную логику взаимодействия является программа Axure RP. В плане дизайна элементов интерфейса она, безусловно, уступает Sketch или Figma, но в вопросе реализации множественных условий и интерактивности мало программ, которые могли бы сравниться с Axure.
Значительная часть элементов экранов была реализована при помощи динамических панелей:
- выбор начальной и конечной точек маршрута;
- экраны с дополнительной информацией о городах;
- фотобэкграунды мест назначений на экране уточнений параметров и на экране «печати» билетов;
- вывод логотипа транспортного объединения в зависимости от маршрута поездки;
- увеличение/уменьшение количества пассажиров и графическое отображение изменений состава пассажиров;
- отображение пунктов назначения на схематической карте.
«Информационным» сердцем прототипа стал виджет Repeater, в который были заложены данные о типах билетов и их стоимости.
Всего основной Repeater получился из 880 строк и 9 столбцов, 4 из которых использовались для фильтрации, а 5 — для вывода информации на последнем экране.
Для создания прототипа, по состоянию на 01 июня 2018 года, были проработаны все возможные маршруты региональных поездов и определены тарифные зоны. Для случаев с пересечением зон действия различных транспортных объединений — определена соответствующая стоимость разовых поездок по NRW-тарифу. Маршруты с одинаковыми тарифными зонами для целей определения стоимости поездки были объединены, получилось 22 различных по стоимости значения, в каждом из которых было по 40 вариаций, в зависимости от количества взрослых и детей, а также от наличия или отсутствия опции «обратно в тот же день».
Для каждой вариации была просчитана стоимость поездок во 2-м классе при покупке билетов в автоматах:
- при покупке разовых билетов;
- при покупке дневных проездных на 1 человека;
- при покупке групповых проездных билетов;
- а также варианты с дневными билетами, когда на детей докупались разовые детские билеты.
В результате были определены оптимальные по стоимости варианты, которые и были внесены в основной Repeater.
Еще один Repeater, но значительно меньший по объему информации, был использован для вывода расписания движения поездов и пересадок по выбранному маршруту.
Плюсы и минусы реализации
Минусы:
- Долгая загрузка. Связано с большим объемом информации из Repeater’а, которая полностью подгружается при загрузке страницы. Если без Repeater’а со всеми фото первый экран грузился 3–5 секунд, то после заполнения Repeater’а данными о билетах время загрузки первого экрана увеличилось до полминуты. Но после полной загрузки первого экрана прототип быстро откликается на действия пользователя.
- Сгенерированный в Axure код не подходит для передачи верстальщикам.
- Не учтены маршруты независимых автобусных компаний (таких как FlixBus, DeinBus, Flibco и др.), которые могут быть дешевле; данные в прототипе не изменяются автоматически при утверждении перевозчиками новых цен и изменении расписания.
Плюсы:
- Возможность использования и обработки большого объема реальных данных.
- Возможность формулировки и исполнения сложных условий.
- Простая реализация маленьких, но важных для положительного восприятия «штрихов»: неактивные кнопки изменения количества пассажиров при достижении граничных значений; контрольное повторение введенных параметров запроса на последнем экране; логотип транспортной сети, чтобы не запутаться при выборе билетного автомата; затененный второй билет при пустых значениях и др.
Резюме
Axure позволяет создавать функциональные интерактивные прототипы с использованием большого объема реальных данных. Спроектированного прототипа вполне достаточно для реального планирования поездок Дойчебаном по федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия до изменения стоимости билетов.
Интерактивный прототип доступен по ссылке https://fzfhkf.axshare.com/nrw.html (первый экран грузится полминуты — пожалуйста, дождитесь загрузки).
Источник: сайт designpub.ru