Летом провел пожалуй самую жесткую презентацию эвер. Не то что бы я сделал так себе дизайн, наоборот, я подготовился лучше чем когда-либо. Но кое-что пошло не так изначально и в итоге я даже заболел. А теперь по порядку, что пошло не так и какие я сделал выводы ↓
Ко мне обратился один знакомый за помощью в разработке айдентики для их семейного бизнеса. Я с удовольствием согласился. Я понимал, что мой знакомый не владелец компании, владелец — его отец. Но по всем вопросам я контактировал именно с мои знакомым: обсуждение цены, деталей сделки и, главное, заполнение брифа. Так же я знал, что владелец компании будет присутствовать на презентации, брать участие в принятии решения и я предполагал, что бриф заполнялся сообща.
Итак, презентация. Я познакомился с владельцем компании, это был высокий крепкий мужчина, чей внешний вид говорил: я здесь босс. И он явно был не в духе в тот день. Это было понятно по его настроению и по тому как он орал на подчиненных, которые ему звонили. Как я узнал позже, он сутки не спал и вошел в кабинет сразу с большой дороги. “Плохой звоночек”, — подумал я, но с уверенностью приступил к презентации.
Дальше началась жесть. Я представил первый вариант из 3‑х и вижу, что мой клиент начинает закипать изнутри. Я дал ему слово, выражения он старался подбирать, но спокойный тон сдержать не смог. Он высказал несколько возражений и вот тут начался пинг-понг. Я спокойным тоном отрабатывал его возражения, потому что все визуальные решения имели объяснения и я во многом опирался на бриф, который мне предоставили и на теорию, которой владею. В общем-то вся дальнейшая презентация напоминала какое-то противостояние. Было ощущение будто клиенту было интересно задавить меня своими претензиями, а новый дизайн ему вовсе не нужен.
Такого опыта у меня еще не было, но обычно если клиенту не нравится вариант, мы обсуждаем, что конкретно ему не нравится и как я могу это улучшить, чтоб было хорошо. Но не в этот раз.
Для примера абсурдности ситуации, после очередного возражения я понял, что клиент различает всего 3 шрифта: курсивный, рубленный и с засечками. Ответвлений не бывает. И так как 2 из этих шрифтов у него были ранее в логотипах, по его мнению, я ничего нового не предложил. Все логотипы он назвал “детскими рисунками”. И обвинил меня в том, что я потратил его время в пустую.
Мой знакомы тоже присутствовал на презентации. Он все то время молчал, периодически подмигивал, что ему нравится дизайн и лишь под конец вмешался в наш диалог. И тут стало окончательно ясно, что бриф был составлен моим знакомым, а решение принимает его отец и они несильно учитываю мнение друг друга. Дальше спор был уже между ними на тему куда стремится компания и какой визуал у нее должен быть.
В итоге мы договорились взять паузу на несколько дней, им нужно было решить чего же они хотят от нового дизайна. Мой знакомы провел меня к выходу, высказал восторг от моей работы и объяснил, что отец устал и сам по себе он человек настроения, завтра ему может все понравится.
Всю презентацию я держал спину ровно, речь уверенно ведь я считаю себя специалистом и задачу выполнил по брифу, который мне предоставили. Но после выхода за дверь меня резко окатило физическое и моральное истощение. Как будто грузовик переехал. Весь следующий день я был не в состоянии работать, а еще на следующий поднялась температура 38. Мое тело и разум кричали: “Это не твой клиент. Откажись от него”. Ребята думали неделю и после мы попрощались.
Вывод первый:
Бриф составлять нужно с тем человеком, который принимает решение.
Вывод второй:
По возможности общаться с клиентом на тему времени и места проведения презентации. Лучше всего утром, пока у заказчика еще не начался рабочий день.
Вывод третий:
Бывают НЕ свои клиенты, с которыми работать не комфортно. Поднятие цены за вредность не поможет, от них нужно отказываться сразу же. Себе дешевле. На их место обязательно придут другие, СВОИ клиенты.
Один из знаков особенно полюбился на той презентации. Это кресло ↓