Каждый из нас хотя бы раз да сталкивался с негативом с сети. Каждый день мы видим сотни сообщений, комментариев, в которых кто-то пытается оскорбить, унизить, обгадить кого-то другого. Неважно, из-за чего – политических взглядов, зависти, плохого настроения, другой точки зрения.
Помню свой первый опыт столкновения с матерым троллем. Я тогда, сама невинность, только начала пользоваться интернетом, и зарегистрировалась на сайте, где такие же, как я, выставляли напоказ свое творчество. Естественно, другие оценивали, оставляли комментарии – кто-то по делу, конструктивную критику задвигал, кто-то стебался, кто-то просто смайлик кидал и все.
Мои рисунки собрали несколько хороших комментариев. И тут пришел ОН. Я уже не помню, что он там мне написал дословно, но что-то в духе – «работы – коричневая субстанция, автор – лох». Было обидно и неприятно. Так как опыта общения в сети у меня еще не было, я еще попыталась вести какой-то диалог с данным анонимусом, но понятно, что ничего хорошего из этого не вышло.
Это потом я узнала, что столкнулась с троллем, да еще и покормила его хорошенько в тот вечер.
С тех пор прошло около десяти лет. Интернет развивается. На смену форумам и болталкам пришли соцсети. Но тролли, как вид, не вымерли. Да что там тролли… в сети много негатива. На удивление много. Кажется, что сюда народ приходит слить всю свою желчь, оставаясь неопознанным за аватарками и фальшивыми именами.
Фрилансеры, как постоянные обитатели сети, видят много негатива каждый день (и сами его плодят и распространяют – чего уж там).
Например.
Новичок просит в профильном сообществе оценить его работы. О, жертва на растерзание – на него сразу набрасывается стая акул, пытаясь за его счет самоутвердиться. Конструктивная критика? Она тоже будет, конечно же. Но большинство комментаторов либо оскорбят, либо постараются задеть, либо показать на фоне новичка свое превосходство. Топи-унижай.
В другом сообществе для предпринимателей кто-то спрашивает или просит совета. Советчики набегают, за полчаса сотня комментов… но, читая их, понимаешь, что и тут самоутверждаются за счет ТС. Каждый старается упомянуть свои достижения и регалии, и не упустит возможности ткнуть вопрошающего носом «как такое можно не знать», и «куда вы лезете, если не знаете основ». Что-то ценное из всего этого автор то вынесет, если не потеряет самооценку окончательно.
А вот и заказчики объявились. С кого-то там потребовали предоплату – и он давай на все лады обзывать фрилансеров мошенниками и разводилами. Трубит по соцсетям, черным спискам и профильным форумам. В ответ получает тоже кучу негатива – «не понимаешь, как тут что работает – сунься»; «сам дурак», «а как вы тестовое бесплатное требуете»… и так далее. Срач обретает новые краски и оттенки.
А тут вот администрация паблика скучает – народ не комментирует. И задвигает провокационный пост, под которым ну обязательно должен начаться холивар. И холивар начинается. Иногда такой, что и паблику достается на орехи – его поносят по другим каналам, а особо обиженные отписываются.
Интернет – это то самое место, куда все бегут рассказывать о неудачном опыте сотрудничества с разными брендами в том числе. Обсчитали на рынке? Расскажи об этом в паблике своего города. Нахамили в кафе или магазине? Напиши гневный пост у себя на стене. Если есть видео – его туда же!
Хорошо, что бренды в основном (опытные, которые не первый день на рынке) уже научились негатив отслеживать и мудро его обрабатывать. Кто еще не совсем умный – пытается доказывать свою правоту, переходя на оскорбления и личности, тем самым втаптывая свою репутацию еще поглубже в грязь.
Фрилансеров это тоже, кстати, касается… далеко не все умеют отвечать на претензии адекватно.
Откуда же берется весь этот негатив? Почему люди такие злые?
Причин много. И исследований на эту тему проведено немало.
Одни ученые утверждают, что виной всему – элементарная зависть. Люди злятся, что не могут в жизни добиться того же, что и вы. Отсюда гневные комментарии и подколки под постами, где кто-то хвастается своим счастьем: отношениями, поездкой, новой машиной.
Есть категория людей – тролли, для которых негатив – это способ самовыражения. Обычно эти люди склонны к насилию или глубоко несчастны, поэтому получают удовольствие, унижая других и доставляя страдания. Такие себе сетевые маньяки…
Третьи сливают негатив в сеть, чтобы не выливать его где-то еще. Они в миру – спокойные, милые люди. И только в интернете срывают маску и могут быть сами собой, отрываться, срывать злость, подкалывать и унижать. Такая себе отдушина. Вид развлечения. Тем более в интернете для этого масса возможностей.
Недопонимание, попытка самоутвердиться, манипулировать другими – тоже причины негатива.
И что с этим всем делать?
Если сами вы не приемлете негатив, и очень болезненно относитесь ко всяким нападкам в свой адрес – совет один. Поменьше общаться и светиться в сети. Другого способа просто нет.
Если у вас компания, и вы не хотите видеть плохие отзывы о себе – ваша задача делать просто шикарный сервис. И то рано или поздно вы все равно нарветесь на индивида, которому покажется «сахар сильно сладкий, а официант улыбался как больной». Научитесь просто воспринимать негатив как явление, от которого никуда не деться. И учитесь адекватно, спокойно на него реагировать, при этом не оставляя без ответа.
Фрилансеру избежать негатива тоже непросто. Но можно вооружиться некоторыми приемами:
— чтобы не получать негатива от клиентов, старайтесь избегать неадекватов – их видно еще на этапе обсуждения проекта. Только видите, что не сработаетесь — бегите. Лучше сразу.
— если плохого отзыва не удалось избежать, но вы правы, попробуйте ответить на него (если это возможно) и разъяснить ситуацию. Обратитесь в арбитраж, если все происходит на бирже. Если есть доказательства и заказчик действительно неправ – негативный отзыв могут снять.
— точно так же можно обработать плохие отзывы в социальных сетях – просто дав четкий, аргументированный ответ, пояснив ситуацию со своей стороны. С другой колокольни дело может выглядеть совсем не так.
— если неправы – умейте извиниться, и нести ответственность за свои поступки. Иногда это тоже играет на руку.
— не просите совета у коллег, особенно что касается оценки вашей работы. Вашу работу оценят клиенты: критикой (да, не всегда конструктивной), правками и деньгами. А ответы практически на все вопросы можно найти в Гугле, серьезно. Если так уже нужно, и ответа не найти – лучше заплатить эксперту за консультацию, толку будет больше, а негатива – меньше.
Вообще старайтесь не ввязываться в холивары и спорные обсуждения, если не любите читать негатив в свою сторону. Избегайте общения с аудиторией, которая всегда настроена на негатив. Вы не поверите, сколько этого всего можно почерпнуть на мамских форумах! Просто жесть, сколько злобы сидит в женщинах, в каждой теме куча негатива. Потому обхожу их десятой дорогой, хотя сразу после рождения сына пыталась там найти какие-то дельные советы и общение, наивная.
Не пишите у себя провокационные посты и не комментируйте такие посты у других. Следите за тем, что репостите.
Не нарушайте авторские права, не приписывайте себе авторство чужих фото, цитат, других произведений. Всегда найдется умник, который уличит тебя в воровстве.
Это сложно, но это выход для тех, кто не приемлет негатив и кому больно (реально больно) читать и видеть его, адресованного в свою сторону. Если же у вас есть доля здорового пофигизма, или холивары – это ваше, вы и сами знаете правила игры.
С сайта freelance.today