Нам кажется, что покупая дорогую машину — мы покупаем все лучшее сразу. Логика примерно как с настройками в Айфоне: «За меня уже все проверили, решили, как будет лучше, и оставили самый минимум для изменений, чтобы сам себе хуже не сделал».
И во многом так и есть: экстерьер, интерьер, системы подвески и безопасности — все очень круто. За исключением одной детали — системы управления, которая обычно выглядит примерно так:
Большинство автомобильных мультимедиа систем безнадежно отстали в своем развитии и забыли об удобстве для пользователей. Почему оно так — давайте разбираться.
Содержание статьи
Как мы к этому пришли
В начале ХХ века, когда начал развиваться автопром, дизайнеры вдохновлялись приборными панелями самолетов. Например, Rolls Royce производил автомобили и авиационные двигатели, так что соседство было довольно близким.
Время шло — авиация развивалась, автомобили не отставали: со временем, мы получили массу новых и полезных функций, вот только не смогли их нормально «упаковать» на приборной панели.
Не стоит сравнивать самолет и автомобиль — все-таки очень разные по сложности и квалификации водителей устройства. Но иногда, видимо, очень хочется:
В какой-то момент люксовость, премиальность автомобиля стала проявляться в том, чтобы напихать как можно больше кнопок на панель и сделать её максимально насыщенной. Чтобы было видно, какая мощная машина — во сколько всего может!
Почему раньше было достаточно иконки с направлением воздушного потока, а теперь нужно демонстрировать, как именно распространяется воздух по салону? Водитель что, не поймет?
Или вот, излюбленный ход в гибридных автомобилях — показывать на весь экран, как на ведущую ось передается энергия от батареи. Зачем мне эта информация?!
Во что это вылилось
У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — не понятно. Но обратите внимание, это есть почти во всех машинах:
Нередко, интерфейсы слабо приоритизированы — все элементы кучей вывалены на панель — нет главного, доминанты:
Еще один пример отсталости автомобильных интерфейсов — в них до сих пор нет свайпов. То, что кажется уже нормой для дизайнеров touch-интерфейсов, но не для автопроизводителей.
Слабые интерфейсы выглядят особенно нелепо в интерьерах ультра-дорогих машин, таких как Rolls Royce Phantom, где каждый стежок на сидении вышит вручную:
Иногда производителям лень и они берут что-то у предшественников — как сделали Ferrari, позаимствовав дисплей у дешевенького минивэна Chrysler:
Все это накладывается на довольно слабое железо, от чего система тормозит, даже в дорогих спорткарах Porsche.
Если вы подумали: «Ну, у Теслы же нет этого автомобильного наследия». А откуда, по-вашему, она переманивает дизайнеров?
Кажется ведь просто — спросить водителей, что для них важно, чем они пользуются постоянно, чем вообще никогда, что их бесит, что не удобно. Новые модели выпускаются каждые два года и можно найти время поговорить с покупателями, устранить недостатки.
Но нет же, лучше мы заменим панель с кнопками на подобие компьютерной мышки и добавим курсор!
Проектировщик информационной системы должен стремиться к тому, чтобы водитель как можно меньше отвлекался от дороги. Сейчас, кажется, система работает ровно в обратном направлении.
И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета, которые используются на табло (например, красный), и что Adobe еще в 1997 (!) году добавила в Photoshop модуль для людей с монохромным зрением, а автомобильный воз и ныне там.
Почему так происходит
Вообще, эти примеры хорошо иллюстрируют неравномерность прогресса. Мы можем встроить в руль кондиционирование и обогрев, но у нас будет убогая мультимедиа-система (представьте, если бы ваш айфон XS заряжался от медной проволоки, толщиной с мизинец).
В ответ на критику, производители ссылаются на:
- Рост числа функций, слияние мультимедиа и климата в единую панель;
- Регулирование, бюрократию, нормы и стандарты;
- Большое количество поставщиков и партнеров — автомобили и системы (их комплектующие) собираются на десятках заводов;
- И то, что слишком дорого делать большие изменения для одной модели — нужно мыслить сразу модельным рядом (а это умножает все три предыдущих пункта на количество моделей).
Но все это не имеет никакого значения, когда мы говорим о готовом продукте, который попадает потребителю. There is no excuse, как говорится. Думаете, банкам легко с их регуляторами, хакерами и мошенниками? И ничего, активно мигрируют в веб и мобайл, учатся работать с цифровой средой.
Видимо, интерфейсная проблема не кажется важной для автопроизводителей, что странно. Ведь до автономных машин еще далеко, а вот улучшение пользовательского опыта — отличная конкурентная возможность уже сейчас (ведь никто из производителей не хочет оказаться в числе commodity и ищет точки отстройки). Это то, что оценит каждый водитель.
Мультимедиа и климатом пользуются 100% водителей. Девушки могут ничего не понимать в работе пневмоподвески или ABS, но точно испытывают дискомфорт от неудобной системы управления.
Более того, это то, что в мире мобильных телефонов может стать решающим. Ведь удобство кнопочек может оценить каждый. Это важная часть удовольствия от поездки, владения автомобилем.
Как пытаются решать
Пока автопроизводители заняты облачными вычислениями и мыслями о том, как монетизировать данные из бортового компьютера, независимые разработчики и интернет-гиганты стараются своими силами решать проблемы с интерфейсами, но во многом упираются в то же слабое железо или встают в общую очередь поставщиков концернов.
Дизайнеры-энтузиасты, при попытке переосмыслить водительскую панель, делают ровно две вещи: убирают тахометр (который занимает половину пространства и совершенно не нужен на автоматической трансмиссии) и втыкают на его место карту и медиа-плеер. То есть, если раньше у вас не было повода переводить взгляд с дороги на панель, то теперь он есть!
Google и Apple тоже не стоят в стороне и делают шаги в автомобильном направлении. Кстати, у Google и Apple принципиально разный подход к этой задаче: Гугл пытаются мыслить интегрировано, концепцией Andoid-автомобиля, а купертиновцы — наложить поверх основной свою собственную систему CarPlay (и, как пользователь оной, могу сказать, что там тоже не без проблем).
В последние годы наметился тренд интеграции автомобиля и смартфона, сделать машину продолжением телефонной трубки, но мне вот что не понятно:
Почему автомобиль не может быть просто автомобилем? Почему он обязательно должен быть или самолетом, или телефоном?
Принимать звонки, рассказывать о пробках и проигрывать музыку современные системы уже могут по простому bluetooth-соединению — что еще нужно-то?
Чего хочется от бортовой информационной системы
Во-первых, ускорить систему аппаратно, чтобы отклик был выше. Затем убрать все сглаз долой и оповещать голосом («поверните налево», «мама звонит»):
Что долго объяснять голосом — аккуратно выводить на лобовое стекло. Проекционные дисплеи вообще хорошая штука. Например, уже есть экраны с ночной подсветкой пешеходов.
Для ключевых элементов можно оставить механику — не будешь же каждый раз голосом говорить «теплее!». Всего должно быть в меру:
Цифровые панели можно легко подстроить под контекст — в поездках по городу и за городом водителю нужны разные функции (зачем в пробках круиз-контроль?) и можно выводить то, что подходит сейчас. Производители сложного софта давно этому научились:
Остается надеяться, что либо кто-то из производителей это скоро осознает, либо интернет-компании им об этом «намекнут».
PS. Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего продукта или сервиса был построен с учетом потребностей клиентов и пользователей, напишите нам — мы готовы поработать с вами над его созданием или обновлением.
Источник: сайт designpub.ru