Хочу вам признаться, я перфекционист, но работаю над собой, искореняя в себе это. Этот термин обозначает убеждённость в том, что идеал может и должен быть достигнут. Иногда перфекционизм ещё называют «синдромом отличника» из-за желания все в жизни делать на «отлично». Однако, как это не прискорбно, погоня за идеальным в жизни взрослой, после школьной, практически не оставляет шанса перфекционисту оставаться в «отличниках». В этой статье я хочу поделиться своими соображениями по поводу перфекционизма в графическом дизайне, чем он вреден и как с ним бороться.
С одной стороны, дизайнер сдвинувшийся на перфекционизме, лучше, чем равнодушный к конечному результату пофигист. С другой стороны, если перфекционизм укоренился на психофизиологическом уровне, стал «историей болезни», это может сыграть злую шутку и принести много огорчений.
В прошлом году мне на глаза попался сайт одного Берлинского издательства, которое специализируется на русской периодике. Я обнаружил в их редакционном портфеле медицинский журнал, который они печатали для русскоязычной публики, живущей в Германии и странах Бенилюкса. Сам журнал, с точки зрения его дизайна, был полным «колхозом». А у меня, по случаю, лежал невостребованный заказчиком макет аналогичного издания для федеральной аптечной сети. Отлично, подумал я, немного изменю свой макет под берлинский формат, выйду на главного редактора и предложу ему рестайлинг. Сел верстать и залип. Залип месяца на 4. Сначала я поменял шрифты, потом сетку издания, цветовую палитру, затем ещё чего-то по мелочам. Потом мне показалось, что будет более наглядно, если я возьму один из их берлинских номеров и полностью переверстаю в новом стиле. Через 4 месяца у меня на руках был макет, в котором мне не хотелось ничего поменять. Я встал из-за компьютера, отёр рукавом пот со лба, достал из холодильника банку пива… и понял, что не хочу больше заниматься этим проектом. И что же я сделал? А ничего, даже не стал макет в Берлин отсылать. Творческий процесс походу выжег все силы и вытеснил цель моих усилий. Что в остатке? Получилось так, что я бессознательно разделил проектные действия на приятные и неприятные, отдав все силы приятным. Приятными были дизайн и вёрстка, я вообще люблю поверстать. Неприятными были: созвон, переговоры, одним словом — продажа проекта. Вот моё подсознание и вытеснило эту задачу в область необязательного. В результате — «помереть не померла, только время провела», как поётся в старинном городском романсе.
И всё же, что за метаморфоза происходит с нами в подобные моменты? Может быть, попадая в ситуацию многозадачности, мы включаем ребёнка, как бы отказываясь есть кашу, требуя сразу сладенького? Но сладкое отбивает аппетит и, съев шоколадный батончик, мы вряд ли потом будем есть кашу. Перфекционизм — это отказ от решения трудных задач в пользу тех, которые способны доставить нам удовольствие. В каком то смысле, наш перфекционизм — это подсознательное желания оставаться ребёнком, занятым приятным процессом, но не берущем ответственность за результат. Между тем мы понимаем, что бизнес ждёт от дизайнера противоположного поведения.
Вы замечали, что мы редко залипаем на креативные задачи, в основном — на элементарные, с минусовой креативностью. Наш ленивый мозг постоянно уводит нас от сложного к простому, и это простое пожирает всё наше рабочее время. Что же делать? Вариантов не особо много. Для начала надо научиться управлять своей креативностью, и походу получать от этого удовольствие.
Для этого я рекомендую выстраивать проектную работу, чередуя задачи креативные и чисто технические — поработали головой, поработаем ручками, затем опять головой. Второе, что лично мне помогает не залипать на бесконечном улучшении одного и того же (за вычетом случая с медицинским журналом) — это навык вести работу сразу в трёх направлениях. Не важно, над каким проектом работаю, над логотипом, рекламным постером, или упаковкой, я сразу создаю 3 рабочих пространства и готовлю для заказчика 3 решения. Почему к заказчику правильнее идти с тремя вариантами? Так проще продать проект. Меньше трёх — у него будет ощущение, что ему чего-то не до дали, больше трёх — он обязательно запутается в вариантах и будет требовать «ещё и ещё».
Важное замечание: и количество эскизов и последовательность ваших действий, должны быть описаны в договоре, либо в каком то ином документе, в котором вы фиксируете взаимные обязательства. Ещё до начала работ, читая договор, заказчик должен объективировать, что проектирование — это сложная, пошаговая процедура, требующая временных затрат от вас и финансовых от него.
И ещё важный совет! Никогда не сравнивайте себя с другими более опытными дизайнерами. Вы есть такой, какой есть в данный момент времени в этой точке пространства. Не ругайте себя за неудачи, а воспринимайте их как неотъемлемую составляющую вашего профессионального роста.
Как совладать с внутренним перфекционизмом, мы вроде разобрались. А как быть с внешним, с часто встречающимся, патологическим желанием заказчика бесконечно вносить правки, улучшать проект, всеми этими — «а поиграйте шрифтами», «а пойдите туда, не знаю куда» и так далее? Я подарю вам волшебных два слова, которые действуют на заказчика успокаивающе и умиротворяюще. Эти слова… барабанная дробь — «проектная дисциплина». Произносите их ему время от времени, когда ему захочется внести тупые правки в ваш проект не по делу, а так, от внутренних сомнений, или из-за того, что сотрудник что то буркнул негативное, или из-за того, что на улице дождь и слякоть. Скажите ему торжественно и со значением: «Давайте не будем нарушать проектную дисциплину, последовательность и характер работ описаны в нашем договоре, а отклонение от него ставит под угрозу конечный результат». Круто? Но для того, чтобы эти слова приобрели вес и подействовали, вы сами должны железно придерживаться написанного в договоре, о чём я уже говорил в предыдущем абзаце. То есть понятие «проектная дисциплина», должно стать волшебным не только для заказчика, но и для вас. Для вас, возможно, в первую очередь.
И последний совет, который могу дать — это с первого дня начать аккуратно воспитывать своего заказчика. Хорошим результатом будет, если из вашего общения и обсуждений вы исключите такие оценочные эпитеты, как «красиво — некрасиво», «нравится — не нравится», и начнёте работать с такими понятиями как:
- подходит
- не совсем подходит
- совсем не подходит
Важно донести до заказчика мысль, что ваша сверхзадача не создать нечто совершенное, «чего не бывает», ваша задача наиболее точно перевести на визуальный язык содержание, которое он собирается донести до своего покупателя. Дизайнер не творец красивого, дизайнер — коммуникатор. В подтверждение этого приведу слова великого американского коммерческого графика Пола Ренда:
«Дизайнер — стратегический партнёр бизнеса, а не поставщик картинок. Задача маркетинга — предоставить информацию, задача дизайнера — её интерпретировать».
А у меня на сегодня всё. Делайте дизайн и не страдайте перфекционизмом!