Во французской столице с 7 по 11 ноября проходит вторая ярмарка Fine Arts Paris. За пока незнакомым широкому кругу названием «скрываются» старейшие парижские маршаны и организаторы других успешных ярмарок.
Поводов запустить в Париже в 2017 году новую ярмарку изящных искусств было, как кажется, предостаточно. Это и недовольство ряда видных дилеров новым руководством и политикой Парижской биеннале. И международные скандалы с участием известных французских антикваров, связанные с подделками старинной мебели. И временный простой уже набравшей обороты ярмарки Paris Tableau, сначала вступившей в коллаборацию с Биеннале, а затем попытавшейся захватить Брюссель — увы, туда смотр не зашел. Последняя как раз и стала соорганизатором новой ярмарки, а основным — учредители Salon du Dessin (Салон рисунка), ярмарки с безупречной репутацией, проходящей в Париже с 1991 года. Президент Салона Луи де Бейзер занял аналогичную позицию и в Fine Arts Paris, концепция которой должна была нивелировать весь накопленный негатив и утихомирить страсти внутри антикварного цеха. Именно поэтому было принято элегантное решение сосредоточиться на чистом искусстве — живописи, графике и скульптуре, оставив за бортом оскандалившееся декоративно-прикладное искусство, а попутно и современность, с которой так любят заигрывать сегодня ярмарки антиквариата.
После прошлогоднего смотра в Palais Brongniart новая ярмарка пополнилась участниками — их стало более сорока — и переехала в пространство Carrousel du Louvre, разместившись прямо под главным французским музеем. Камерное пространство обеспечило ярмарке соответствующий почти интимный формат, по которому, как здесь упоминают, так соскучились коллекционеры — строгий без излишеств декор, небольшие стенды у каждого участника, размером не более 15 кв. м., в тон им и произведения искусства, подходящие для любой скромности парижских апартаментов. В этом сезоне в фокусе смотра оказалась скульптура (ей будет посвящен и специальный симпозиум, и музейные выставки в городе, и открытие новой Галереи скульптуры в Petit Palais), поэтому небольшие работы и мелкую пластику европейских авторов XVIII–XX веков можно встретить практически в любом уголке залов.
Уже в первый час VIP-превью на стенде Trebosc & Van Lelyveld был продан терракотовый бюст баронессы де Сипье работы Жан-Батиста Карпо за €120 тыс., а также выполненный в аналогичной технике портрет скульптора Альбера Эрнеста Каррье-Беллёза работы Родена. Успокоительными красными метками обзавелись «Девочка с яблоком» Шарлотты Бенар в Galerie Chaptal, анималистические произведения Франсуа Помпона в Univers Du Bronze (стоимость кабинетного формата бронзовых птичек колебалась от €60 тыс. до €100 тыс.) и роскошный барельеф в стилистике ар-нуво Жана Ривьера в Mathieu Néouze.
Не менее сильно, чем центральная тема, на ярмарочные стенды повлиял Salon du Dessin — у каждой второй галереи на стенах непременно присутствовали рисунки и гуаши старых мастеров, импрессионистов и модернистов. В Galerie Tarantino, например, за €60 тыс. предлагают «Святого Бернара» ателье Пьетро Перуджино в аутентичной раме XVI века (без нее рисунок выйдет на €10 тыс. дешевле). Фигура солдата работы итальянского маньериста Кристофоро Ронкалли (подготовительный рисунок к фреске в римской часовне Делла-Валле) обойдется на стенде Galerie de Bayser, принадлежащей президенту ярмарки, в €15 тыс., а «Доктор медицины» Антуана Ватто в F. Baulme Fine Arts — в €25 тыс. Самыми дорогими в этой секции оказались сатирическая зарисовка Пикассо «Мужчина, женщина и ребенок» 1966 года в Bailly Gallery, оцененная в €230 тыс., и крупный рисунок Жан-Франсуа Милле «Крестьяне в шляпах» в нью-йоркской Jill Newhouse Gallery, за который просят €250 тыс.
Живописная секция ярмарки оказалась не столь сильна, какой она бывает на брюссельской BRAFA или маастрихтской Tefaf. За редким исключением — Jacques Leegenhoek Gallery предложила симпатичную маленькую копию тициановской «Лавинии» кисти Давида Тенирса Младшего (€60 тыс.), побывавшую на выставке в Музее истории искусств в Вене, и «Валаамову ослицу» Франческо Коццы — здесь представлены в основном работы модернистов, столь популярные у местных коллекционеров искусства. Bailly Gallery и Galerie de la Présidence показывают впечатляюще полотна Альбера Марке (€135 тыс. и €220 тыс.), а небольшие работы художников Парижской школы с вариативными ценами до €100 тыс. можно найти у 80% дилеров-участников. Впрочем, одна из самых дорогих работ ярмарки принадлежит не им, а представителю французского романтизма Теодору Жерико. За его небольшого «Мальчика, кормящего лошадь» представители Galerie Eric Coatalem просят €800 тыс.
Не забывают здесь и о русских коллекционерах, с традиционным пиететом относящихся к любой парижской арт-инициативе. Galerie de la Présidence и Galerie Orsay представляют соответственно работы Сержа Полякова и Сони Делоне (ее небольшие гуаши с эскизами узоров для тканей продают от €2000 до €6500). Galerie Berès, в офисе которой можно разыскать несметное количество работ Сергея Ястребцова, превратившегося с легкой руки Пикассо в Сержа Фера, выставила за €70 тыс. рисунок Жака Липшица, чью ретроспективу готовит Московский музей современного искусства. А в Galerie Charvet найдется мужской портрет работы Дмитрия Кузнецова за €45 тыс.