7 июля в пространстве «Галерея XXI века» откроется выставка «Другой текстиль: другой текст, другой стиль». Участники проекта представят работы из разных областей декоративного искусства, которые расширяют привычное понимание этого направления. Мы поговорили с куратором Верой Занегиной и художниками о том, как сегодня эволюционирует жанр, каким может быть современный текстиль и как правильно переосмыслять традиции.
Содержание статьи
Вера Занегина художник, куратор выставки
В проекте «Другой текстиль» мне было важно объединить авторов, которые работают в разных областях искусства и дизайна, но создают произведения, так или иначе отвечающие характеристикам современного текстиля. Мы стремились создать целостную картину, демонстрирующую, как художники воспринимают выбранный ими материал, как они смело экспериментируют, добиваются текстильных форм посредством неожиданных технологических открытий.
Каждый из авторов не просто уникален своим творчеством, но ярок нестандартным подходом к выбранному материалу, технологиям, отношением к искусству. Все они ломают стереотип понимания текстиля, расширяя его привычное восприятие. Основываясь на исторически сложившихся понятиях о текстильных техниках и на аспектах национальной культуры, художники находят новые технологические ходы, непривычные формы текстиля.
Невозможно сохранить традиции и культурное наследие, не сделав их актуальными в настоящий момент.
Гобелен Веры Занегиной
На выставке я представлю работы в технике горячей эмали, в которой применила каменные волокна. Из базальтового щебня сегодня делают высокотемпературную ткань для промышленных целей, но путем аналитической и экспериментальной работы я поняла, что этот текстиль возможно обжигать и использовать в живописной эмали. Получаются очень неожиданные и интересные нерукотворные эффекты, с помощью которых можно создавать новые образные решения. Кроме того, я покажу работы из серии «Живой гобелен», сотканные из полевых трав и цветов, а также панно из скрученных осенних листьев.
«Тексты природы», Вера Занегина, 2022
Наталья Евсеева художник, дизайнер
Мне кажется, что текстильный дизайн движется в сторону самобытности, индивидуальности, неповторимости. Наблюдая за мировыми тенденциями, все более популярными становятся вышивки, узоры, макраме. На контрасте с растущей механизацией и виртуализацией нашей жизни, когда стираются грани реальности и становится непонятно, где настоящее и живое, с новой силой начал цениться ручной труд. Человек скучает по человеку, по реальным способностям, по тому, что можно пощупать, потрогать не через экран смартфона. У ручных работ есть история и душа, подчеркивающие неповторимость человека.
Ручной труд связывает прошлое и настоящее, создает устойчивость, которая очень необходима нам сегодня. Сохранять традиции можно, переосмыслив техники и принципы плетения, используя их в непривычных значениях. Соответствующие духу времени работы создаются под влиянием наблюдательности и своего личного отношения к происходящему в мире. «Другой текстиль» — это не механическая работа, а красота в моменте действия, это тактильные ощущения, чувство тепла, истории и души.
«Окно», Наталья Евсеева, 2021
Я создаю работы из картона, нарезая его на ленты, переплетая с нитью проволоки и наделяя формой и эмоциями. Для меня в творчестве главное — процесс, своеобразный recycle мыслей и материалов, игра в моменте света и тени, объема и воздуха. Тактильные ощущения и гибкость бумаги мне наиболее близки, от архитектурных макетов до экспериментов с переработанной бумагой.
Мария Ермолаева дизайнер, декоратор
Мне кажется, у текстильного дизайна открылось новое дыхание. Сегодня авторы не пытаются поразить масштабами, они сосредотачиваются не на размерах, а на сложной внутренней составляющей своих работ. Во многих можно увидеть черты национальной культуры, деликатно приобретающие новые образы. Такой подход позволит сохранить самобытность той или иной культуры и, в то же время, развивать дизайн с «лицом».
При размышлении о слове «текстиль» приходят такие ассоциации, как волокна, нити, переплетения, узелки, орнаменты. Это все — неотъемлемые элементы ткани. Но ведь можно попробовать выполнить перечисленное из стекла, металла или глины. Визуальное восприятие, возможно, будет схожее, но у материала появятся новые тактильные качества, хрупкость, вес и много других характеристик. Я за эксперименты!
Мария Ермолаева, «Корзина», 2021
Мне не очень нравится слово «тренды» — оно временное, сиюминутное. Скорее всего сохранить традиции можно, прибегнув к переосмыслению и поискам новых форм подачи традиционного ремесла. Необходимо создавать современный предметный ряд, при этом бережно сохраняя особенности и преобразуя технологии. Мне кажется, сейчас наметились положительные тенденции в этом направлении.
Сегодня многие художники и дизайнеры стали работать с натуральными материалами. Я же, наоборот, занимаюсь ткачеством, плетением из силикона, полиэтилена, целлофана и синтетических нитей. Если эти элементы сложно переработать, то пусть они станут новой визуальной историей.
Людмила Крутикова художник
Последнее время текстиль активно внедряется в сферу современного искусства. Это гигантские текстильные скульптуры, инсталляции, самые разнообразные настенные панно. Порой не всегда понятно, что это текстиль: авторы используют новые материалы, технологии, способы соединения разных волокон, что сбивает зрителя с толку, дает иные визуальные и тактильные ощущения.
«Другой текстиль» — это тема, которая органично вписывается во время. Сегодня возникает потребность искать новые формы, смыслы и способы применения этого материала. Традиции, ремесленные наработки в произведениях художников проходят трансформацию времени, обретают новое содержание. В современном искусстве текстиль часто соединяется с новыми медиатехнологиями, компьютерной графикой, видео, проникает в живопись, скульптуру.
«Хрупкость», Людмила Крутикова, 2018
Так сложилось, что я работаю в разных в техниках — керамика, живопись, скульптура, графика. Идея определяет выбор основы: например, для работ в рамках выставки я использовала глину в качестве скульптурного материала. Она, как мне кажется, очень созвучна с текстилем по своим свойствам, обладая пластичностью, способностью держать заданную форму, неограниченной цветовой палитрой для декорирования, высокой прочностью и вместе с тем хрупкостью. Еще одна работа, которая будет представлена на экспозиции, выполнена из фарфора. Фарфор — это уникальный материал, обладающий свечением. Керамика дает возможность зафиксировать и потрогать сиюминутную пластику летящей ткани.
Елена Татаринцева дизайнер, график
Концепция выставки «Другой текстиль» расширяет понятие традиционного текстиля, к которому мы все привыкли, и позволяет увидеть его там, где его, кажется, и быть не может. Но мы не догадываемся, что в жизни он окружает нас повсюду: от небесного полотна до полотен земли, стали, железной дороги, холста художника. Совершенно любой материал может выступить в качестве текстиля, стоит только присмотреться.
Конечно, тема затрагивает и современные тренды. Сейчас набирает популярность актуализация ручного труда и ремесел, но если во времена наших прабабушек это было доступной необходимостью, то сейчас «лапти» становятся роскошью. Главная задача художника — пронести ценность, данную природой и прогрессом, передать ее в осознанных формах и подарить свое искусное слово зрителю.
Работа Елены Татаринцевой в интерьере ресторана по проекту Дарьи Дурневой
В своих работах я использую славянский материал — луб молодой липы (или лыко). С помощью послойного нанесения недорогого расходника для лаптей, мочалок и ковриков, материал приобретает новые значения, демонстрирует свою удивительную и богатую фактуру. Взяв в руки тонкое белое лыко, вы сразу согласитесь со мной — это не что иное, как текстиль.
Этот экологически чистый материал я вижу только в натуральной переработке — так он сохраняет запах смолы и текстуру, которая со временем не теряет своей красоты. Кроме того, он отличается разнообразной фактурой: на лыковом полотне можно увидеть всю красоту дерева, а также разводы, глазки от сучков и кору.
Выставка «Другой текстиль: другой текст, другой стиль». будет открыта в «Галерее XXI века» с 7 по 31 июля.
На обложке: работа Веры Занегиной из серии «Живой гобелен».
Материал с сайта: https://design-mate.ru