Анна Жукова, художник-керамист из Нижнего Новгорода и основательница одноименной студии, разработала коллекцию, в которой переосмыслила элементы традиционной деревянной архитектуры. В серию вошли торшер и журнальный столик: к созданию каждого предмета Анна подошла аналитически, тщательно изучив узнаваемые для ее родного города мотивы.
В своем творчестве Анна Жукова часто прибегает к классическим архитектурным формам, интерпретируя их в декоративной и интерьерной керамике. Свой новый проект, получивший название «Основы», художница создала к выставке «Трын*Трава. Современный русский стиль». На этот раз объектом изучения Анны стал древний аграрный календарь, когда-то игравший важную роль в жизни нижегородцев.
Содержание статьи
Анна Жукова художник-керамист,
основатель студии Anna Jukova Ceramics
Идея и концепция
Обычно я подхожу к созданию предметов в большей степени аналитически, нежели под воздействием вдохновения и творческого порыва. В основе проекта всегда лежит сознательное, а какой-то мере и подсознательное осмысление накопленной визуальной информации; полученной из книг и других источников. В какой-то момент она словно пазл складывается в образ конкретного предмета, а затем он проходит долгий путь, подвергаясь многочисленным модификациям, пока не обретет свою конечную форму.
Большую часть моего творчества составляет переосмысление архитектурных мотивов. В моем родном городе – Нижнем Новгороде – сохранились деревянные дома конца XIX–XX века постройки с прекрасными образцами декоративной резьбы по дереву. Именно их я использовала при создании керамического торшера и столика. Например, общая ритмика композиции предметов отсылает к балясинам с их ритмичным чередованием геометрических элементов. Причем композиция составлена таким образом, чтобы дополнительно наделить объекты антропоморфными чертами.
Кадр из фильма Станислава Миклина
В основе орнамента лежит художественная интерпретация водно-солярной знаковой композиции, составляющей древний аграрный календарь.
Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек, и такие композиции были характерны для домов местных жителей, чья жизнь подчинялась разным состояниям воды: ледоходам, разливам и паводкам.
Эскизы и первый прототип
Самые первые эскизы представляли собой вертикальные последовательности геометрических элементов и многочисленные комбинации символов аграрного календаря. Они ложились на эти последовательности лучше всего с эстетической и смысловой точки зрения.
Кадр из фильма Станислава Миклина
В целом от зарождения идеи торшера до ее воплощения прошло примерно полгода. Сложно сказать, с какого раза получился первый прототип. Создание чего-то нового в керамике — это вообще не быстрый процесс, так как каждая деталь требует, чтобы ее слепили, тщательно просушили и обожгли. А если таких деталей много, и каждый раз возникают новые нюансы технического характера, которые необходимо учитывать, то работа растягивается на месяца. Со столиком я уже шла по проторенной дорожке, поэтому на его создание ушло всего пара месяцев.
В торшере я решила оставить оттенок и текстуру материалов естественными, а столик покрыт глазурью насыщенного голубого цвета — символ ясного неба над головой.
Особенности работы
Глина — это очень пластичный материал, склонный к деформации при обжиге. Поэтому нужно достаточно много времени, чтобы обеспечить точную подгонку составных частей предмета друг к другу. Каждую часть торшера или столика я делаю вручную и затем шлифую для более точной стыковки. Чтобы предмет воспринимался максимально цельно, я использовала в конструкции определенные декоративные элементы, которые скрывают места скрепления.
Важно сказать, что при создании торшера я адаптировала декоративный орнамент к его форме, уступая исторической точности в пользу гармонии общего художественного замысла. Читая орнамент на торшере снизу вверх, можно увидеть символ весеннего половодья, для которого характерны две волны. Затем взгляд попадает на засеянное поле (большое кольцо торшера) — аналог солярного знака или день летнего солнцестояния. Следующий элемент — символ дождя, который воплотился во втором кольце и иллюстрирует очередную важную веху, Ильин день. Затем идет жатва, осенние паводки и птицы, улетающие на юг и символизирующие окончание годичного цикла и переход природы в состояние покоя. Схожие элементы характерны и для столика.
Во время изготовления торшера важно было продумать достаточно надежный механизм сборки из нескольких частей. Причем это должно было осуществляться таким образом, чтобы внутри можно было протянуть провод, так как слепить и обжечь его целиком не представлялось возможным.
В результате и торшер, и столик собраны на каркасе из полых труб, которые проходят особым образом внутри конструкции.
Ценообразование предметов и планы на будущее
Факторов, которые формируют стоимость конечного предмета, достаточно много. Главную роль играют, конечно, материалы: керамические массы, глазури и инструменты, которые сейчас существенно подорожали. Сюда добавляются амортизация оборудования, стоимость электроэнергии, которая выходит при регулярном обжиге достаточно высокой, аренда мастерской, упаковочные материалы (для безопасного перемещения торшера, например, мы изготовили специальный ящик из фанеры). Помимо подобных регулярных затрат, приходиться также учитывать и стоимость съемок новых коллекций, участия в выставках, содержания сайта, комиссии партнеров при реализации работ через шоурумы, магазины или галереи.
Завершая работу над столиком, я уже планировала, каким предметом хотела бы дополнить коллекцию. Но, к сожалению, пришлось отложить этот проект до улучшения ситуации на рынке керамических материалов.
Все фото: Наталья Краснова.
Материал с сайта: https://design-mate.ru