2. Nobody really cares
Да, комплексы есть у каждого, но не давайте им взять над вами верх. Не стесняйтесь своего английского!
Когда я работала в США, я мало общалась со своими коллегами, потому что стеснялась. Думала, что меня не поймут из-за акцента или мне будет не хватать словарного запаса чтобы донести свои мысли.
Выкиньте в топку эти стеснения! Они вам мешают, не дают раскрыться. Из-за них вы меньше делитесь своими идеями с командой. А это сильно вредит вашей работе.
Если у вас барьер на личностном уровне, предложите человеку пойти на обед или вместе сходить куда-нибудь. Это очень сильно помогает и сближает. У меня были случаи на работе, когда не выходило с человеком найти общий язык. Вообще никак. Человек был против меня и вообще не хотел общаться. Тогда какой-то совместный досуг, разговоры на личные темы, про семью, увлечения помогали сблизиться. После таких тем вы выходите на какой-то другой уровень общения. А когда приходите на работу, этот человек уже более лояльно относился ко мне и моей работе.
Не зря компании тратят очень много денег на всякие корпоративы и тимбилдинги. Встречи с коллегами в неформальной обстановке помогают сотрудникам узнать друг друга поближе и выстроить более близкие и доверительные отношения. Не пренебрегайте такой возможностью — улучшайте связи с коллегами, общайтесь и заводите друзей на работе. Почему бы и нет?
3. Просите обратную связь как можно раньше
Это одна из вещей, которую в своих статьях упоминают все дизайнеры, но которой многие пренебрегают, как впрочем и я. Подчеркну этот пункт еще раз, и вот почему.
Лично у меня в самом начале работы в новой компании возникает некое ощущение уязвимости. Мне кажется, что у меня не очень экспертное мнение и я покажу свою слабость, если попрошу об обратной связи пораньше. Ведь все хотят сразу показать результат.
Это довольно распространенная ситуация. Пусть мы стараемся изо всех сил узнавать обо всем в новой команде, мы не можем знать того, чего не знаем. Поэтому мы обычно тратим много времени на проблемы, ища подход с неправильной стороны. Именно здесь пригодилась бы ранняя обратная связь. Чем раньше вы попросите фидбек, тем раньше другие люди определят ваши проблемы и помогут вернуться в нужное русло. Ранний запрос обратной связи поможет не терять время на неточные предположения и недоразумения.
Не стесняйтесь попросить совет у своих коллег. Как научиться? Где почитать? Пусть команда с вами поделится. Ведь в компанию взяли далеко непоследних людей. Они эксперты в своей области. Учитесь у своих коллег.
Еще один совет, скорее всего, для новичков. Я в первый раз работаю в стартапе, и для меня это новый опыт. Раньше product и project менеджеры обозначали для меня какие-то дедлайны, а тимлид оценивал за какой период должна быть выполнена задача. То есть часть ответственности всегда была на ком-то другом. Я просто знала, что в конце этой недели мне нужно что-то сдать. В моей компании в Берлине структура организации горизонтальная. Нет вертикального менеджмента. Никто не указывает, когда закончить какой проект, я самостоятельно оцениваю дедлайны и двигаюсь в своем комфортном ритме. И понятное дело, что если я не буду устанавливать для себя какие-то временные рамки, задача может растянуться на несколько недель. Поэтому для самодисциплины важен следующий пункт.
4. Составляйте список дел на день/неделю
Кроме еженедельного планирования с командой, в начале каждого рабочего дня я составляю список рабочих задач. А на утро следующего дня — новый список. Если какие-то дела с прошлого дня я не завершила, я переношу их в новый список. Так, у меня каждый раз перед глазами есть список дел и я не торможу.
Лучше потратить время на планирование и потом выкинуть этот план в процессе боя, чем вообще не тратить время на планирование.
Мне планирование сильно помогает. Также мне помогает трекинг времени.
5. Отслеживайте свое время
Уже несколько лет я слежу, сколько часов я делаю какую-то задачу. Научили меня этому в Wargaming. Каждый день я вношу в toggl.com (бесплатная программа по отслеживанию времени) часы работы, потраченные на выполнение какой-либо задачи. Бывает, вношу комментарии. Если в последующем передо мной будет стоять похожая задача, я смогу приблизительно оценить, сколько времени мне понадобится на ее выполнение. Это очень помогает, особенно, если вы новичок. Например, сейчас я даже знаю, сколько времени трачу на подготовку митинга и написание meeting log (документ, в котором указывается, что произошло во время встречи). Если вы будете следить за временем, вы не станете тратить его на пустяки.
6. Превосходите ожидания
Следующий совет — попытайтесь превзойти ожидания вашего лида, вашего менеджера, да и свои собственные. По началу и в процессе работы желательно предвосхищать какие-то ожидания, чем делать по минимуму и еле-еле. Например, если ваш менеджер или кто-то из инженеров просит сделать QA, и вы говорите, что сделаете его ко вторнику, то сделайте его действительно ко вторнику. Просто делайте свою работу хорошо, и к вам не будет никаких вопросов.
7. Будьте понятны и кратки на митингах
Любой проект в крупной компании обычно имеет много заинтересованных сторон. Из-за плотного графика работы каждого члена команды сложно собрать всех в одной комнате или даже найти 30-минутный интервал, который всем подойдет. Поэтому важно быть кристально понятным и лаконичным во время митингов. Самое главное — быть ориентированным на конкретную цель.
К митингам нужно обязательно готовиться, особенно если вы в этом еще новичок. Я этому научилась только в нынешней компании. На прошлом месте работы за организацию таких деловых собраний был ответственен project менеджер. Если мне нужно было провести митинг, менеджер брал все на себя. В конце встречи он подводил итоги того, какие были приняты решения, и отправлял всем участникам. Одним словом, выполнял функции, которые в новой компании выполняю я.
Организовывать и проводить митинги в новой компании мне помог мой тимлид. Спасибо ему.
Для митингов важны:
a. Agenda. Рекомендуется за несколько дней выслать адженду встречи — повестку дня — всем участникам для того, чтобы у них было время подготовиться к митингу. Если вы вышлете все в последний момент или вообще забудете это сделать, возможно, люди будут совершенно не готовы к обсуждению. Они придут просто послушать вас, а митинг пройдет непродуктивно.
В процессе ведения митинга вам может быть некомфортно из-за того, что все люди новые. Это нормально. Поверьте, уже через несколько месяцев вы войдете во вкус. Изначально у меня в компании был только один митинг, который касался дизайн-системы. Проходил он раз в неделю. Я обсуждала принципы дизайн-системы, делала аудит существующего продукта. Потом скорость работы стала такой высокой, что нам пришлось проводить два митинга в неделю, а затем и вовсе каждый день. За это время я набила руку, и проводить митинги стало в разы легче.
b. Решения. Самое важное в любой встрече — это то, какие решения вам нужно вынести. Если вы не знаете, какие решения согласовать с другими участниками вашей команды, то вы проведете встречу безрезультатно. Часто бывает, что люди уходят от адженды и начинают болтать на отвлеченные темы. Но если у меня есть конкретные вопросы, на которые я хочу получить ответы из этого митинга, я уже не дам ребятам отвлекаться и буду возвращать их к нашей теме. Это очень важно и сильно облегчает работу.
c. Meeting log — это документация после митинга. Раньше я не делала никакой документации, и это было ошибкой. На встрече принимаются важные решения, которые могут всплывать на следующих митингах, поэтому так важно все фиксировать. Бывало, из-за этого на встречах мы начинали обсуждать те вопросы, по которым уже приняли решения на предыдущих митингах.
Сейчас я создаю специальный документ, который доступен всем участникам команды. Записываю дату митинга, адженду, что было обсуждено, какие решения были приняты и какие следующие шаги нам предстоят. Эти пункты очень важны. Если для дальнейших действий нужно вовлечение одного из ваших участников команды, вы делаете на них ссылку и указываете, что ждете от него информацию/работу. Таким образом, вы все детально фиксируете.
8. Чаще проводите воркшопы (мастер-классы)
В прошлом году я участвовала в воркшопе от NN-Group — Facilitating UX Workshops (Искусство проведения UX-воркшопов). Кстати, очень рекомендую этот воркшоп — он стоит своих денег!
Там до меня донесли гениальную мысль: «Воркшоп — это универсальный инструмент по сбору и генерации идей внутри команды»!
Причем, существует множество различных типов воркшопов и методик, которые можно применять на разных этапах дизайна продукта. Если вы новенький в команде и в компании, воркшоп на нужную тему, как ничто иное, поможет вам обрести новые знания о продукте, генерировать идеи вместе с командой и получить бесценную информацию и опыт. А самое главное результат воркшопа будет не только вашим детищем, а детищем всей команды!
Не буду описывать долго этот пункт: кому интересно, сам разберется. По объему эта тема — отдельная статья.