В эти новогодние каникулы нам не удастся очно посмотреть на музейные и галерейные экспозиции, однако в ковидных ограничениях все же есть один плюс — очень многие музеи подготовили онлайн-версию своих выставок, экскурсий и специальных проектов. Собрали для вас подборку самых интересных активностей, сохраняйте в закладки и открывайте уже в новом году.
При поддержке Газпромбанка музей «Гараж» оцифровал всю вторую Триеннале. Онлайн-прогулка начинается в Центральной галерее у подножия Battle Сats Ивана Горшкова. Прогулка по виртуальной выставке с аудиогидом и текстовыми описаниями позволяет Гаражу познакомить больше людей со своим главным проектом в области поддержки отечественных художников. Во втором выпуске трибунале участвуют художники, которых пригласили участники первой трибунале — таким образом кураторы и организаторы хотят побороть злоупотребление экспертной позицией, бюрократию и социальное давление, и выступить в поддержку разнообразил искусства и крепких личных связей в арт-сообществе. Это проект-исследование, который позволяет глубже рассмотреть движущие силы актуального российского искусства. На выставке представлены как всем известные художники — Иван Горшков, Владимир Логутов, Ася Маракулина и группа «Синие носы», так и совсем молодые художники и недавние выпускники (платформа «Хайдеггер», рекомендатель — Агентство сингулярных исследований (АСИ), отношения: «учитель — ученики»).
Кстати, если предпочитаете экскурсии — есть и другой формат — смотрите двухсерийный видеотур с Антоном Дворцевым, старшим экскурсоводом Музея.
Осенью 1920 года ВХУТЕМАС — главный творческий институт страны — открылся в Москве, а затем в Петрограде. Здесь готовили художников нового типа, призванных создать принципиально иной облик предметно-пространственной среды.
Организаторы выставки подготовили обширную онлайн-программу, в которую вошли лекции об идеях авангарда и Баухауса и влиянии ВХУТЕМАСа на современную архитектуру, презентации книг, дискуссии с искусствоведами и исследователями о главном творческом институте страны и специальные воркшопы.
Познакомиться с преподавателями, студентами и экспериментальной учебной программой можно онлайн, новые выпуски видеоэкскурсий появляются каждую неделю, по средам.
Записи уже трех экскурсии доступны на YouTube-канале Музея Москвы. Куратор Александра Селиванова рассказывает историю появления ВХУТЕМАСа и подробно описывает революционные принципы организации учебного процесса в мастерских.
Кураторы выставочных разделов представят семь факультетов Высших художественно-технических мастерских: издатель и исследователь Рустам Габбасов — полиграфический факультет, художница и искусствовед Надя Плунгян — живописный, искусствовед Мария Силина — скульптурный, искусствовед Ксения Гусева — текстильный и керамический, педагог и специалист по истории дизайна Алена Сокольникова — дерметфак, архитектор и историк архитектуры Анна Бокова и архитектор Илья Лапин — архитектурный.
Недавно Фонд поддержки современного искусства «Винзавод» и сеть магазинов re:Store создали виртуальную платформу цифрового искусства Digital Earth. На платформе представлены работы финалистов конкурса, прошедшего осенью 2020 года. Среди них природный звуковой ландшафт Марго Трушиной, «Симфония мусора» Анны Сапуновой, камера на изоляции Артема Го, психогеографический дрейф Романа Головко и еще много всего интересного, что волнует художников, работающих в области digital-искусства. Каждая работа представлена в отдельном пространстве, созданном с учетом особенностей взаимодействия со зрителем. Где-то зритель попадает в бесконечное пространство, как в работе Кирилла Закомолдина «How to Avoid Getting the Bends», а потом перемещается в дом на карантине, созданный художницей Анастасией Квариани. Платформа разработана международной командой, вдохновленной гейм-артом. Путешествие по виртуальному пространству, использующему движок компьютерной игры, является самостоятельным неограниченным опытом, где каждый посетитель обладает свободой выбирать собственный маршрут для ознакомления с экспозицией, погружаться в мир каждого художника, перемещаться между футуристичными частями полноценного архитектурного объекта галереи. В навигации по галерее гостям помогают смотрители, озвученные искусственным интеллектом. Звук для пространства был создан аудио-художником ITSU. Платформа доступна к посещению до 15 января.
Ольга Свиблова рассказывает о выставке «Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера», прошедшей в МАММ в рамках «Фотобиеннале-2020».Выставка включает работы таких авторов, как Ман Рэй, Брассай, Константин Бранкузи, Хилла Бехер, Хироси Сугимото, Энни Лейбовиц, Гилберт и Джордж и многих других. Снимки не объединены привычной институциональной логикой – они не выстроены ни по хронологии, ни по художественным направлениям. В кажущемся беспорядке экспозиции при внимательном рассмотрении раскрывается личность самого коллекционера – а так же тонкое и глубокое исследование человеческой природы как таковой.
Выставка, посвященная арт-сообществу показывает многослойный актуальный процесс — переживание ситуации и адаптацию к новым условиям галеристов, художников, коллекционеров и широкого круга любителей искусства, вовлекшихся в неожиданно ставший доступным процесс собирательства. Сообщество «Шар и крест» было создано в Facebook 3 апреля 2020 года как «место для взаимовыручки художников и коллекционеров». Члены группы могли встречаться на ее странице, публиковать произведения искусства и, соблюдая определенные правила, напрямую, без посредника участвовать в их покупке и продаже. В результате в сообщество было вовлечено более 21 тысячи человек, проданы и соответственно куплены тысячи работ на миллионы рублей, что вызвало широкий резонанс в кругах любителей и знатоков искусства.Выставка строится на 10 собраниях разных коллекционеров (Полина Герасимова, Леа Верни, Елена Воронина и Татьяна Удрас, Павел Сеплярский, Игорь Суханов, Айдан Салахова и Андрей Архипов, Максим Боксер, Вера и Алексей Прийма), каждый из которых выступил автором своей экспозиции. Получившееся арт-пространство раскрывает особенности каждой коллекции, рассказывает о принципах и мотивах, которыми был движим коллекционер при выборе работ, о его эмоциональном настрое на разных этапах переживания ситуации. В общей сложности на выставке представлено более 200 художников.
Для посетителей выставка будет открыта после 15 января 2021 года. А в ближайшее время музей приглашает присоединиться к онлайн мероприятиям в рамках выставки.
На сайте проекта «Музейная Москва онлайн» можно узнать историю новогодних маскарадов в России и увидеть праздничные советские маски из картона.После Октябрьской революции елку и Рождество пытались запретить как пережиток буржуазного прошлого. Только в конце 1940-х годов маски вновь стали символом праздника. Сначала их мастерили дома, но постепенно в продаже стали появляться и готовые изделия. Массовое производство началось к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 году. В 1970-е годы во многих городах СССР распространилась технология штамповки масок из картона. Часто новогодние маски делали не на специализированных предприятиях, а на картонажных фабриках или на производствах по выпуску спорттоваров. В фондах Музея Москвы сохранились маски обезьяны, клубники и теленка со Спорткомбината Воронежского областного совета «Динамо». Возможно, это было самое масштабное по количеству изделий и разнообразию ассортимента производство карнавальных масок в СССР.
В экспозиции можно почти воочию увидеть японские фонари XVII века, хивинскую колонну из Узбекистана, иранское керамическое архитектурное панно XV века, металлические иранские фигурки, мавританскую люстровую керамику, монгольские музыкальные инструменты, непальское резное окно, сундуки Бурятии, Монголии, а также знаменитую японскую керамику, фарфор и композицию «Корабль счастья».
Всего в фондах Музея Востока в павильоне №13 на ВДНХ экспонировано более 1500 предметов искусства, основная часть которых ранее не выставлялась. Это произведения декоративно-прикладного искусства народов Средней Азии, Кавказа и Северной Азии; и предметы прикладного и народного искусства, выполненные мастерами Индии, Непала, Центральной Азии, Ирана, Турции и Африки; и образцы искусства из стран Юго-Восточной Азии — Вьетнама, Индонезии, Мьянмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса, а также раритеты из стран Дальнего Востока — Японии, Китая, Кореи.
Совместно с порталом “Культура.РФ” “ВКонтакте” запустил проект “Музеи России. 7 экспонатов”: в клипах ВК популярные блогеры и лидеры мнений водят виртуальные экскурсии по Политехническому, Музею архитектуры имени Алексея Щусева, Музею Фаберже, музею-заповеднику “Коломенское” и другим местам и рассказывают про главные артефакты. Экскурсии в первую очередь рассчитаны на детей, хронометраж каждого ролика укладывается в минуту.
Еще больше оцифрованных коллекций мировых музеев — тут.
Материал с сайта: https://design-mate.ru