Досье FT
Имя: Олег Марценко
Город: Чайковский, Пермский край
Возраст: 44 года
На фрилансе: 3,5 года
Специализация: логотипы и иллюстрации
Профиль на Freelance.ru
— Как и почему ты решил стать фрилансером?
— Если честно, у меня всегда была тяга к творческой работе, сколько себя помню, но однажды жизненная ситуация сложилась так, что почти в 40 лет надо было начинать всё с чистого листа. Поиски работы были безуспешны, никто не хотел брать столь возрастного работника. Начать новый бизнес? Но это всегда вложения, которых не было. Единственная сфера деятельности, которая из вложений требовала только голову на плечах (ну и минимум — ПК и доступ в интернет) — это фриланс. Вот так и получилось реализовать свои творческие амбиции.
— А не страшно было начинать работать в столь непредсказуемой сфере деятельности?
— Конечно, страх определённый был: я такой же человек, как и все. Определённую уверенность мне давал опыт работы в типографии и работа в качестве дизайнера в местном журнале, ну и пресловутая тяга к прекрасному давала мощный стимул. Смотрел на завораживающие работы мастеров и хотел делать так же, не вылезал из интернета ночами, что-то читал, находил текстовые и видео уроки. Как мог, осваивал графические пакеты.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в самом начале, и как ты с ними справлялся?
— На первом этапе основной трудностью было отсутствие заказов: вот это тяжело переносить. Я тогда откликался на любые заявки — визитка за 100 рублей, листовка за 300. Не раздумывая отвечал, участвовал в конкурсах (один даже умудрился выиграть), но ситуацию это не переломило: всё было как-то вяло, до тех пор, пока я не понял, что потенциальный заказчик выбирает глазами. В профиле может быть написано что угодно, но если там 1,5 картинки, то вывод очевиден. Именно тогда я понял, что решающим фактором в продвижении себя является портфолио. Начал придумывать несуществующие фирмы или компании, и делать для них логотипы, чтобы разместить в портфолио. Ещё на этапе становления, мне здорово помог Андрей Корепан. Страшно было даже подумать написать ему: где я и где он — великий и ужасный, а мне очень нравились его работы. Но однажды решился и написал. С тех пор и по сей день спрашиваю у него совета. Андрей помогал и в реализации, и конкретной идеей или советом.
— Почему ты выбрал именно логотипы? Что в их создании тебя привлекает больше всего?
— Возможность в малой форме выразить идею, передать образ и красоту. Особо сильное впечатление на меня произвели работы Юрия Гала — они лаконичны и красивы. Тоже стараюсь к этому стремиться, но до настоящих мэтров мне ещё очень далеко.
— Что на твой взгляд наиболее важно в логотипе? Что делает его действительно хорошим?
— С эстетической точки зрения, наверное, все просто — он должен нравиться и вам, и заказчику. Это идеальный вариант. С технической, наверное, то, что логотип должен отлично читаться в любых размерах и разрешениях, от спичечного коробка до флага. Ну и эмоции: посмотрите на роботы Саши Метлицкой — красивая милота.
— Клиенты — народ странный? Попадались ли тебе действительно странные клиенты, чьи запросы не могли не удивить?
— Я бы сказал, клиенты — народ разный. Думаю как и мы. Конечно, были люди, которые удивляли своими запросами: «Хочу лого в стиле гравюры, чтобы уникальный был, но за 500 рублей — больше не готов платить» или «А почему у вас так дорого? Ну вам же не сложно, вы же дизайнер, пять минут времени. Мне сестра сказала, что сама такое может! И за просто так!». Ну и прочее. Думаю, такие всем попадались, но, большая часть всё же адекватные люди, знают чего хотят, готовы и на безопасную сделку, и на предоплату. Причем такие клиенты имеются как среди соотечественников, так и среди иностранцев.
— Были ли у тебя заказы, которые действительно дались тяжело и может ты даже пожалел, что взялся за них?
— Были, конечно же, но они по большей части связанны с полиграфией — это очень не простая работа. Изменяются сроки, добавляются страницы и развороты. Как-то при верстке журнала, перед самым его выпуском, я не спал 2,5 суток, вздрагиваю каждый раз когда вспоминаю. Но, это видимо издержки специализации, усложняло всё именно удалённое общение и разница во времени.
— Насколько трудно новичку-дизайнеру начать работать на фрилансе сегодня? С учетом конкуренции и сложности заказов?
— Если нет грамотно оформленного портфолио — шансы мизерны. Это скорее удача: в заявках мало шансов, только конкурсы. Можно, конечно, получить работу (визитка, например), но это единичные случаи. Лично я в конкурсах активничал, параллельно совершенствовал навыки, осваивал стоки.
— Какими навыками должен обладать дизайнер, и что нужно изучать в первую очередь?
— На первое время, дизайнеру, особенно начинающему, потребуется терпение и усидчивость. Если есть желание добиться какого-то роста, нужно будет много времени потратить на совершенствование своих навыков, изучение соответствующих программ, а в первую очередь изучить работы мастеров. Также, думаю, важно не распылять свои силы, сконцентрироваться на одной специальности: лучше быть узкоспециализированным мастером, чем посредственным многостаночником.
— Какие навыки наиболее важны все же, технические или теоретические?
— Технические навыки делают выполнение любой задачи более простым, если ты знаешь, как и что делать, то всё становиться проще, когда знаешь, как реализовать идею (свою или заказчика). Но не маловажным фактором является еще и наличие вкуса.
— На сегодняшний день много статей на тему психологии цвета, разновидностей логотипов и какой тип лучше подходит для какого бизнеса. Все эти материалы необходимы для изучения или все же они не так важны, и изучать их можно по желанию?
— Не знаю, что по этому поводу думают профи, выражу своё мнение: на мой взгляд, это, так сказать, информация к размышлению, не более того. Просто полезно знать тенденции, но не надо слепо следовать мейнстриму.
— Ты получил не так давно премию в номинации «Иллюстратор года», каковы были твои эмоции в связи с этим?
— Непередаваемые ощущения. Подавая свои работы на конкурс, я и мечтать о победе не смел: много было достойных работ. После того, как получил приглашение, был рад посетить столицу, так сказать, мир посмотреть. Однако, о победе даже не думал. Когда назвали мою фамилию, как победителя, впал в ступор, стушевался, был рад и растерян одновременно. Это было для меня полной неожиданностью. В общем, целый букет разнообразных эмоций.
— Как к этому отнеслось твое окружение — друзья и близкие?
— Друзья были удивлены. Мама откровенно радовалась: я ей первой сообщил, потому что она сидела дома и ждала моих сообщений. Все коллеги, конечно же, поздравили.
— Насколько удобны и полезны биржи для фрилансеров?
— Freelance.ru, по моему, самая удобная. Когда только начинал, попробовал несколько разных площадок, но в итоге остановился на ней. Она охватывает разные ценовые сегменты, есть торговые площадки, есть «судейство» и для фрилансеров, и для заказчиков, конкурсы, бутик и прочее — масса возможностей себя реализовать.
— Действительно ли можно найти хороших и дорогих заказчиков на бирже?
— Конечно, можно. Я сам когда-то в этом сомневался, но теперь есть стабильные заказы, в том числе и из заграницы. Кроме портфолио не маленькое значение имеет и дата регистрации на сайте, клиенты на это обращают внимание, но, как я уже говорил — заказчик покупает глазами, надо чтобы портфолио был не только качественным, но и хорошо оформленным. Тогда всё в ваших руках.
— Напоследок хотелось бы спросить: фриланс — это все-таки больше деятельность для молодых или тут неважно, сколько тебе лет, потому что на фрилансе найдется место для каждого?
— Возраст абсолютно не имеет значения: эта та сфера услуг, в которой может реализовать себя каждый, не взирая на пол и возраст, но для того, чтобы добиться какого-то успеха, необходимо приложить усилия и потратить время. Рынок фриланса активно развивается и растет, вскоре подобные услуги будут ещё популярнее — спешите занять свою нишу, потом пробиться будет сложнее.
— Твои пожелания или совет начинающим?
— Упорство и труд — всё перетрут. Не сдавайтесь, не опускайте руки, будьте готовы учиться (не зависимо от возраста), не стесняйтесь спрашивать советов: большинство мастеров — отзывчивые люди и они всегда что-то посоветуют.
С сайта freelance.today