Привет, меня зовут Сергей Кудинов и я тимлид команды продуктовых дизайнеров в “Яндекс.Практикум”. Недавно, я попробовал себя в качестве наставника и хочу поделиться своим опытом.
С первого взгляда наставничество может показаться игрой в одни ворота. Между тем, наставник не только берет на себя роль человека, сеющего “разумное, доброе, вечное”, но и сам из общения с подопечными может вынести массу полезного, например, прокачать soft skills, а также попробовать триал-версию руководителя. При этом наставничество применимо в любой сфере деятельности. И о том, какие профиты может получить профессиональный дизайнер, становясь наставником расскажу в этой статье.
Наставник — это прежде всего квалифицированный специалист, который обладает достаточным опытом работы и прокачанными hard skills. И безусловно, путь от падавана к джедаю имеет ключевые вехи. Их проще объяснить на примере перехода с этажа на этаж, всего их три:
На первом — дизайнер, как в компьютерных играх, находится в «тумане войны»: его восприятие дизайна в целом ограничивается визуальной составляющей. Он двигает пиксели, выполняет задачи, которые ставит перед ним менеджер проекта, например, нужна “продающая кнопка” для заказа кофе в приложении. Дизайнер хочет сделать красивую картинку, держится за свои идеи и огорчается, когда его проект критикуют.
На втором этаже «туман» понемногу рассеивается. Дизайнер перестает зацикливаться на визуальной эстетике. Он не просто отрисовывает кнопку, а начинает продумывать пользовательский сценарий и ключевые действия потребителя: как оптимизировать навигацию и найти более простые способы решения поставленной задачи.
Третий этаж уже занимают старшие и ведущие дизайнеры и арт-директора, которые могут влиять на бизнес-процессы. На этому уровне дизайнер-управленец вправе принять решение об отказе от разработки той самой кнопки в пользу продвижения услуг, например, в Instagram.
Второй и третий этажи и занимают те, кто может попробовать себя в наставничестве: помогая другим, они будут помогать и себе прокачивать soft skills и оттачивать hard skills.
Наставнику в режиме тренировки и без особого риска для бизнеса удаётся прокачать такие мягкие навыки, как гибкость, управленческие приемы, стратегическое мышление, коммуникацию.
Управленческие навыки. Если есть цель стать арт-директором, но нет возможности отточить эти навыки на практике, то наставничество даёт дизайнеру такой шанс. По сути, наставничество — это что-то вроде арт-директорства, когда нужно отвечать за чужие результаты. В моём случае — это студенты.
Стратегическое мышление. Наставник должен не просто объяснять материал, но и доводить своих студентов до конкретного результата. В его силах сделать так, чтобы 10 из 20 студентов после прохождения курса под его менторством могли получить работу — и это настоящий челлендж. Тут не получится сказать, что ты два месяца потратил на студентов, а они так и не смогли сделать что-то нормальное. Твоя задача в роли наставника — это мыслить не процессом, а результатом. То есть ты должен заранее разработать стратегию взаимодействия со студентами и постараться привести каждого из них к конкретному результату.
Коммуникация. Не получится сказать студентам: “Дай я сам сейчас за тебя сделаю”. Задача наставника — доходчиво объяснить, как и что нужно делать. Причем нужно понимать, что на курс приходят совершенно разные люди, и с каждым студентом предстоит выстроить коммуникацию.
Гибкость. Вас будут спрашивать одно и то же по сто раз, причем не всегда что-то связанное с дизайном: условно, как включить компьютер. И вам придется отвечать на этот вопрос каждый раз, как он будет возникать в чате, даже если вы буквально минуту назад уже дали на него ответ. И проявлять гибкость в этот момент — это еще один навык, который наставник отрабатывает на курсах.
Навык публичных выступлений и самопрезентации. Этот навык невозможно развить без регулярной практики. И наставничество в этом плане даёт большое преимущество ментору, так как ему нужно будет подготовить 10–15 лекций и вебинаров. Выступить с ними перед студентами и завоевать их доверие.
Наставничество помогает трезво взглянуть специалисту на свои жесткие навыки, актуализировать знания и улучшить их за счет пересборки.
Портфолио. Существует множество мемов на тему дизайнеров и их незавершенных портфолио. Наставнику же придется наконец-то его сделать. Это поможет, во-первых, оценить свой уровень. Во-вторых, посмотреть, каких, возможно, проектов еще не хватает. И, в-третьих, именно портфолио поможет наставнику зарекомендовать себя в качестве эксперта. Ты вступаешь в клетку ко львам, когда становишься наставником. Студенты не дураки, и они хотят видеть экспертность. Достаточно будет скинуть хорошее портфолио в чат, чтобы показать, кто здесь лучший.
Актуализация знаний и их пересборка. При подготовке материалов для занятий наставнику нужно будет изучить, куда движется рынок, чтобы рассказать студентам о тенденциях. Так он не только подготовит для подопечных актуальное тестовое задание, соответствующее требованиям работодателей сегодня, но и проведет ревизию собственных навыков. Кроме того, наставнику нужно свой опыт разложить так, чтобы его смог понять и применить на практике начинающий дизайнер. Чтобы он, пройдя по этому объяснению, получил результат. На этом уровне наставник может увидеть белые пятна: одно дело, когда ты работаешь, другое — когда преподаешь. И если до наставничества он был прокачан по “хардам” на 100%, то после — на все 150%”.
Ничего.
Конечно, у профессионала могут появиться сомнения: идти или нет в наставничество. Виной тому — страх. Страшно совершить ошибку или показаться некомпетентным. Рано или поздно любой наставник столкнется с вопросом, на который у него не будет ответа. Но это не так страшно, как кажется. В моей практике такое было. Я тогда прямо сказал, что не знаю, и предложил разобраться вместе.
Задача Школы наставников “Яндекс.Практикум” заключается не в том, чтобы специалист обесценил свои заслуги и достижения, а, наоборот, открылся сам для себя с лучшей стороны, проявив лидерские способности. Наставничество — это самый быстрый путь от просто профессионала до арт-директора.
И даже, если у дизайнера нет амбиций руководителя, в любом случае он выигрывает от такого интересного опыта, как наставничество, так как становится частью экспертного сообщества, где можно заручиться поддержкой, попросить совета, а также в комфортной среде продолжать качать, как “харды”, так и “софты”.
Рекомендую попробовать себя в роли наставника.