У футбола множество лиц: это и мальчишки, которые до самой темноты пинают мяч во дворе, и выжимающий слезы символ национальной гордости, и многомиллиардная индустрия, зарабатывающая на фанатской преданности, – список можно продолжать. И все же, вне зависимости от того, какую форму он принимает, спорт в целом и футбол в частности по прежнему объединяют представителей самых разных народов и культур.
Выставка «Мировая игра: Футбол и Современное искусство» / «The World’s Game: Fútbol and Contemporary Art», которая до 2 сентября проходит в Художественном музее Перес Майами, исследует множество определений футбола. Приуроченная к Чемпионату мира по футболу, она раскрывает роль футбола в искусстве – фотографии, скульптуре и живописи. Всего на выставке представлены работы четырех десятков художников, от Энди Уорхола до Марии Лассниг и Антони Мунтадаса.
С помощью самых разных средств выставка формирует пространство, в котором зритель, увлеченный игрой, знакомится с полотнами современных и актуальных художников со всего мира. Часть работ воспевает футбол за его зрелищность, другие рассматривают спорт как платформу для дискуссий о национализме и глобализме. В совокупности работы выставки говорят о спорте, как об одном из немногих языков, понятном во всем мире.
В 1978 году портрет звезды футбола бразильца Пеле вошел в серию Энди Урхола «Атлеты» / «The Complete Athletes». В ней художник рассматривает богоподобный статус, который приобретают многие спортсмены на пике расцвета своей карьеры. Аналогичным образом изображает своих героев бразильский художник и фотограф Вик Мюнис. В своей работе 2003 года «Edson-Pelé (from Pictures of Magazines)» он тоже изображает Пеле – сияющего белоснежной улыбкой. Восприятию спортсменов как влиятельных и обожаемых фигур поп-культуры способствует и работа афроамериканского художника Кехинде Уайли. Он изобразил на полотне знаменитого камерунского игрока Самуэля Это’о – этот футболист получал статус «Африканского игрока года» / «African Player of the Year» четырежды. Портрет Это’о буквально излучает энергию и жизненную силу.
Экспозиция «Мировая игра: Футбол и Современное искусство», фото: Ориола Тарридаса
Впрочем, есть и такие художники, которые смотрят на футбол иначе, например, сомневаются в том, что его вообще можно считать «игрой». Так, одна из работ серии фотографий «Бумажная работа и воля к капиталу» / «Paperwork и Will of Capital» (2015) Тарина Саймона концентрируется на цветовой композиции, которая украшала стол переговоров представителей FIFA, в ходе которого организация объявила о запрете передачи экономических прав футболистов третьим лицам. Еще интереснее выглядит шутливое видео художника Пола Пфайффера Caryatid (2003), в котором он собрал забавные моменты падений игроков, которые симулируют боль, чтобы убедить судью предъявить сопернику желтую карточку. Художник заявляет об абсурдности футбола и представляет спорт, лишенный торжественности, а игроков – с сорванными «нимбами», которыми тех наделили фанаты.
Выставка не только иллюстрирует, насколько разными могут быть определения футбола, это своего рода исследование на тему взаимодействия таких разных отраслей, как спорт и искусство. Это одновременно и искусство игры, и игра искусства. Но помимо этого экспозиция ссылается на саму локацию музея и рассказывает через транснациональный характер спорта о тех людях, которые в разное время жили в Майами.
Выставка продлится до 2 сентября, узнать о ней подробнее можно на сайте Художественного музея Перес Майами.
На обложке: «Крис Беас», Кидд Лайт, 2008, холсте, акрил.