Блестящий, смелый и многогранный ар-деко не предлагал перестраивать мир, но стал олицетворением перемен. Воспетый Скоттом Фицджеральдом в его романе «Великий Гэтсби» он появился по запросу времени. Только-только закончилась Первая мировая война, и весь мир учился жить заново. Но пока Европа оправлялась от бедствий и ужаса произошедшего, избежавший разрушений Новый Свет уже был охвачен надеждами на будущее. Великие дела закончились вместе с великой войной, и вчерашние герои, облачившись в смокинги, стали коротать ночи, заправляясь алкоголем и танцуя до упаду, – всем отчаянно хотелось праздника.
В 1922 году выходит первый цветной фильм, а в 1926-м – первый фильм со звуком и музыкой. Музыкальная мелодрама «Певец джаза» произвела на Голливуд потрясающий эффект: каждый теперь хочет почувствовать себя звездой кинематографа, и все кажется осуществимым. В это время все хотят быть молодыми или, по крайней мере, чувствовать себя такими. Радикальная модернизация оставляет ценности викторианской эпохи в прошлом, и на смену этикету ужимок и подтекстов приходит сквозящая во всем раскованность. Жизнь как фривольный танец и бунтарство как единственный способ существования – современники назовут это время ревущими, золотыми и сумасшедшими двадцатыми, и каждое определение будет верным.
Нью-Йорк и Чикаго обрастают небоскребами, на каждой кухне из приемника играет джаз, и все поголовно учатся двигаться в ритме чарльстона и фокстрота. Меняется все, но больше всех – женщины.
Новое поколение, наделенное равными с мужчинами гражданскими правами, не хочет жить по старым правилам. Короткие юбки и стрижки а-ля гарсон (то есть «под мальчика»), громкий смех без стеснений и отчаянное желание быть во всем наравне с мужчинами – пить шампанское и курить, водить машину и лихо танцевать, одеваться в брючные костюмы и заниматься спортом – это не просто дань моде, но социальная позиция. Девушек нового времени назовут «флэпперами» (от английского flap – холопать, шлепать). Изящные, утонченные, но уверенные в себе они похожи на девочек-подростков, которые еще не носят высокие прически и длинные платья, зато всегда знают, что сказать, и не боятся быть колючими и соблазнительно-резкими. Этакий «удар бича», по выражению немецкого скульптора Германа Обриста. Их новые платья похожи на чехлы – прямые, неприталенные, без акцента на грудь, но с рискованными разрезами, которые открывают длинные стройные ноги. Упрощенные и лаконичные, они одновременно роскошны, шьются из шелка, бархата и атласа и расшиваются металлической нитью, бисером и стеклярусом.
Ежедневные танцы стирают границы между будничной и праздничной одеждой, а вместе с дизайном платьев меняется и все вокруг.
В 1925 году в Париже проходит Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий, где впервые звучит определение ар-деко – наконец, новый стиль обретает название. В отличие от предшествующего Первой мировой войне модерна, ар-деко не гонится за сложной внутренней символикой и глубокими смыслами и не предлагает менять или перестраивать мир, как это делает авангард. Стиль золотых двадцатых ищет внешнего эффекта, стремится произвести по-настоящему блестящее впечатление и побуждает наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Интерьер в стиле ар-деко – это сверкающие поверхности золотого металла и изысканная фактура редких пород дерева или камня, инкрустации слоновой кости и хрусталя и роскошный текстиль.
La Maîtrise Pavillon, Galeries Lafayette на парижской Международной выставке современных декоративных искусств и промышленных изделий, 1925
Ар-деко не претендует на универсальность, но включает в себя самые разные приемы других стилей, будь то азиатские мотивы, анималистические принты, стройная геометрия авангарда или символика египетского и ацтекского искусств. Пока шампанское льется рекой, а герои полуночных вечеринок смеются одурманенные эйфорией и вжимают в пол педаль газа, «артистичное» ар-деко выступает декорацией этого шоу. Но как только настроения в обществе меняются, меняется образ жизни людей, а вместе с ними и обстановка. Вместе с Великой депрессией, предшествующей Второй мировой войне, в конце 1930-х – начале 1940-х годов популярность стиля ар-деко сходит на нет – он кажется слишком избыточным и безвкусным.
Возрождение интереса к арт-деко происходит только в 1960-х годах – вместе с популярностью поп-арта, – и вот уже более 60 лет итальянский бренд мебели премиум класса Giorgio Collection успешно осваивает это наследие. Ар-деко в современном прочтении все так же по-хорошему лаконичен и одновременно роскошен, но более комфортный и универсальный. Новая коллекция мебели Giorgio Collection «Infinity» спроектирована по этим канонам. Взяв за основу форму призмы, постоянный дизайнер бренда Джорджио Соресси придумал мебель привычно гармоничную, но с необычными геометрическими формами. В качестве основного материала он использовал красное дерево из Африки макоре в сочетании с полированным светло-золотым хромом, зеленым боливийским мрамором, текстилем пастельных оттенков и муранским стеклом. В коллекции – более 50 предметов, и все они представлены в новом шоу-руме компании в Москве на базе сервисного центра Giorgio Collection Russia (Москва, ул. Дениса Давыдова, 4).
Шоу-рум Giorgio Collection в Москве
Сегодня, спустя 100 лет с момента появления нового стиля, он по-прежнему производит «блестящее» впечатление, мгновенно перенося каждого, кто окажется в этих интерьерах, в эпоху «Великого Гэтсби», – тут же чувствуешь себя Джеем Гэтсби или его возлюбленной Дейзи Бьюкенен.
На обложке: дочь владельца компании Giorgio Collection Фабио Мазоло – Лара Мазоло.