Содержание статьи
Часто слышу от владельцев студий о том, как им приходится плясать вокруг своих дизайнеров, чтобы те не ушли. Кикер в офисе, крафтовое пиво по пятницам, премии, поездки на конфы, платные курсы — а они все равно уходят.
Почему так происходит, как удержать дизайнера, и надо ли вообще удерживать?
Давайте сразу скажем вслух то, о чем сейчас все подумали. Да, некоторые сотрудники прикипают к одной компании и работают там чуть ли не до смерти ну или по крайней мере до пенсии, что скоро станет в принципе одним и тем же. Но таких мало.
Вообще у такого постоянства есть три возможных объяснения.
Первое. Человек в силу каких-то индивидуальных особенностей может заниматься рутинной работой много лет и не умереть при этом от скуки. Просто ему так комфортно — полностью нравится команда, устраивает уровень зарплаты, от метро близко. У такого дизайнера другие приоритеты: ему вообще по большому счету все равно, будут его работы выигрывать награды или зарабатывать ему на яхту — человеку просто нравится бегать марафоны или ходить в горы, или воспитывать детей, или еще что-то.
Второе. Дизайнер задумал какой-то свой проект, а работает у вас просто потому, что ему нужно брать на реализацию деньги. А работа не пыльная, платят вовремя. Профессиональное выгорание у нас не редкость, так что вполне возможно, что кто-то из ваших дизайнеров прямо сейчас строит двухмоторный самолет в гараже или запускает новый Uber.
Третье. У человека есть реальная перспектива дорасти до генерального директора. И если речь идет о компании со штатом в 15 тысяч сотрудников, это весьма недурственно. Но это просто не наш случай — мало какая digital-студия дотягивает до штата в 50 человек. Роли распределены, рост вверх ограничен должностью арт-директора. Хочешь большего — извини, мы ничем не можем тебе помочь, это не Google.
Почему они уходят
Помните, Бегбедер говорил, что любовь живет три года? Он рассуждал о гормонах: сначала они заставляют нас испытывать влюбленность и страсть, потом привязанность и нежность — а через три года дофамин (и компания тоже) приходят в норму, и мы уже ничего не чувствуем друг к другу. Из-за биологии любая привязанность обречена изначально.
Так какова же биология дизайнера? Почему он не может заниматься рутинной работой и постоянно пребывает в творческом поиске?
С одной стороны, влияют все те же гормоны. Человеку, особенно после 25 лет, постоянно нужны новые впечатления, без них он грустит и может впасть в депрессию.
С другой стороны, дело в специфике работы. В диджитал-среде ведь столько всего: разные коллективы, подходы к работе, сами процессы. Тут и продакшн, и продуктовые компании, и стартапы, и фриланс, в конце концов. Все это надо попробовать, чтобы понять, что твое, а что нет. Дизайнер ищет, находит, пробует — если стало скучно, уходит.
Это еще одна особенность нашей отрасли — мы работаем в удовольствие, по фану. Работа для дизайнера — это жизнь. Здесь мы не ждем семи часов, чтобы побыстрее свалить из офиса на футбол с друзьями или домой к семье. Если ты весь день что-то рисовал, тебе было по кайфу, все уже разошлись, а ты не успел, то просто остаешься и доделываешь.
Поэтому как только дизайнера перестает вставлять, он задумывается, куда идти дальше. Ему просто необходима смена работы. Вопрос — когда ему станет скучно.
Цикл жизни дизайнера в компании
Любой директор вкладывает в дизайнера кучу своих знаний, опыта и усилий. И, конечно, больно, когда дизайнер уходит. Особенно если он уже успел стать арт-директором, а ты к нему прикипел. Как подготовиться к неизбежному, и на какие сроки рассчитывать?
В среднем дизайнер живет в небольшой студии два года. Это хороший показатель: за первый год он учится, растет в профессиональном плане, впитывает корпоративную культуру. Второй год работает над реальными проектами — возвращает затраченные на него усилия. Все честно.
А теперь рекомендации. Что делать, чтобы в конце второго года вам не было грустно:
- Нанимать стажеров. Сделайте так, чтобы в команде был постоянный приток дизайнеров-новичков. Тогда через два года вам будет, кем заменить ведущего дизайнера.
- Используйте грейды. Так вы в самом начале можете показать стажеру, что через три года он может стать арт-директором или партнером. Иногда такой подход удерживает людей в компании надолго.
Источник: сайт designpub.ru