Выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампана» открывается 7 ноября в парижском Лувре. Государственный Эрмитаж не мог в ней не поучаствовать — 792 предмета из легендарного римского собрания в 1861 году приобрел для Александра II первый директор главного российского музея.
В 1857 году в Риме разгорелся грандиозный скандал: маркиз Джованни-Пьетро Кампана, представитель древнего рода и глава Римской ссудной кассы (своего рода ломбарда, принадлежавшего Ватикану), был уличен в гигантской растрате в почти миллион скудо. Виной тому была страсть к искусству — потомственный коллекционер без устали закладывал в своей же конторе вещи, чтобы приобретать новые. Для возмещения убытков четыре года спустя суд постановил выставить его имущество на продажу — так коллекция из почти 12 000 предметов, включающая древнегреческие и римские вазы и бронзу, художественное стекло и фарфор, живопись и скульптуру XIV–XVII веков, оказалась практически на открытом аукционе, вызвав волну протестов интеллектуалов не только в Италии, но и по всей Европе.
Тем не менее богатейшее собрание эксперта по античному искусству и археолога маркиза Кампана, которое сегодня в Лувре называют «самой значительной и амбициозной коллекцией XIX века», было продано. Более 10 000 объектов купил Наполеон III, распределив их между Лувром и провинциальными музеями Франции. А около 800 вещей усилиями будущего директора Эрмитажа Степана Гедеонова уплыли в Санкт-Петербург. Любопытно, что некоторые предметы коллекции, в частности знаменитая 3,5-метровая статуя Юпитера, найденная в конце XVIII века на месте виллы императора Домициана, могли оказаться в России ранее, причем дважды: Юпитера предлагали купить еще Екатерине II, а сам Кампана предлагал приобрести свое собрание Николаю I за пять лет до трагических для маркиза событий. В обоих случаях в российской казне тогда, к сожалению, не хватило средств.
Та «коллективная память», что предстанет на нынешней выставке, не первый и, вероятно, не последний опыт Эрмитажа в организации подобных экспозиций. Можно вспомнить и историю собраний музея, составленную из покупок не одной великой коллекции, и выставку пятилетней давности в Хоутон-холле, бывшем дворце первого британского премьер-министра Роберта Уолпола, куда эрмитажные шедевры отправлялись «вспомнить» свои первые места обитания.
В Лувре сегодня соберут более 500 экспонатов из двух музеев, в том числе и знаменитый этрусский Саркофаг супругов, и «Битву при Сан-Романо» Паоло Уччелло, работы Боттичелли, Паоло Венециано, Андреа делла Роббиа.
После Лувра экспозиция переедет в Капитолийский музей в Риме, а летом 2019 года – в Эрмитаж.