Содержание статьи
Перфекционизм и прокрастинация в дизайн проектировании. Победить или смириться? На эти волнующие многих дизайнеров вопросы, я даю ответ в этой статье.
Хочу вам признаться, я перфекционист, но работаю над собой, искореняя в себе это. В психологии этот термин обозначает убеждённость в том, что идеал обязательно должен быть достигнут. Иногда перфекционизм ещё называют «синдромом отличника» — из-за желания все в жизни делать на «отлично». Однако, как это не грустно, погоня за идеальным в жизни взрослой, после школьной, практически не оставляет шанса перфекционисту остаться в «отличниках».
С одной стороны, дизайнер сдвинувшийся на перфекционизме, лучше, чем равнодушный к конечному результату пофигист. С другой стороны, если перфекционизм укоренился на когнитивном уровне, стал «историей болезни», это может сыграть злую шутку и принести много огорчений.
Небольшой каминг-аут.
В прошлом году мне на глаза попался сайт одного Берлинского издательства, которое специализируется на русской периодике. Я обнаружил в их редакционном портфеле медицинский журнал, который они печатали для русскоязычной публики, живущей в Германии и странах Бенилюкса. Сам журнал, с точки зрения его дизайна, был полным «колхозом». А у меня, по случаю, лежал невостребованный заказчиком макет аналогичного издания для федеральной аптечной сети. Отлично, подумал я, немного изменю свой макет под берлинский формат, выйду на главного редактора и предложу ему рестайлинг. Сел верстать и залип. Залип месяца на 4. Сначала я поменял шрифты, потом сетку издания, цветовую палитру, затем ещё чего-то по мелочам. Потом мне показалось, что будет более наглядно, если я возьму один из их берлинских номеров и полностью переверстаю в новом стиле.
Через 4 месяца у меня на руках был макет, в котором мне не хотелось ничего поменять. Я встал из-за компьютера, отёр рукавом пот со лба, достал из холодильника банку пива… и понял, что не хочу больше заниматься этим проектом. И что же я сделал? А ничего, даже не стал макет в Берлин отсылать. Творческий процесс походу выжег все силы и вытеснил цель моих усилий. Что в остатке? Получилось так, что я бессознательно разделил проектные действия на приятные и неприятные, отдав все силы приятным. Приятными были дизайн и вёрстка, я вообще люблю поверстать. Неприятными были: созвон, переговоры, одним словом — продажа проекта. Вот моё подсознание и вытеснило эту задачу в область необязательного. В результате — «помереть не померла, только время провела», как поётся в старинном городском романсе.
И всё же, что за метаморфоза происходит с нами в подобные моменты? Попадая в ситуацию многозадачности, мы включаем ребёнка, как бы отказываясь есть кашу, требуя сразу сладенького. Но сладкое отбивает аппетит и, съев шоколадный батончик, мы вряд ли потом будем есть кашу. Перфекционизм — это отказ от решения трудных задач в пользу тех, которые способны доставлять нам удовольствие. В каком то смысле, наш перфекционизм — это подсознательное желания оставаться ребёнком, увлечённым процессом, но не несущим ответственность за результат. Между тем мы понимаем, что бизнес ждёт от дизайнера совсем другого.
Вы замечали, что мы редко залипаем на креативных задачах, в основном — на элементарных, с минусовой креативностью. Наш ленивый мозг постоянно уводит нас от сложного к простому, и это простое пожирает всё рабочее время. Что же делать? Вариантов не много, надо учиться решать креативные задачи, и походу получать от этого удовольствие.
Правило ТРЁХ.
Для этого я рекомендую выстраивать проектную работу, чередуя задачи креативные и чисто технические — поработали головой, поработаем руками, затем опять головой. Второе, что лично мне помогает не залипать на бесконечном улучшении одного и того же (за вычетом случая с медицинским журналом) — это навык вести работу сразу в трёх направлениях. Не важно, над каким проектом работаю, над логотипом, рекламным постером, или упаковкой, я сразу создаю 3 рабочих пространства и готовлю для заказчика 3 решения. Почему к заказчику правильнее идти с тремя вариантами? Так проще продать проект. Меньше трёх — у него будет ощущение, что ему чего-то не додали, больше трёх — он обязательно запутается в вариантах и будет требовать «ещё и ещё».
И ещё важный совет! Никогда не сравнивайте себя с другими более опытными дизайнерами. Вы есть такой, какой вы есть в данный момент времени в этой точке пространства. Не ругайте себя за неудачи, а воспринимайте их как неотъемлемую составляющую вашего профессионального роста.
Нейтрализовать заказчика.
Как совладать с внутренним перфекционизмом, мы вроде разобрались. А как быть с внешним, с часто встречающимся, патологическим желанием заказчика бесконечно вносить правки, улучшать проект, всеми этими — «а поиграйте шрифтами», «а пойдите туда, не знаю куда» и т.д.? Я подарю вам волшебных два слова, которые действуют на заказчика успокаивающе и умиротворяюще. Эти слова… барабанная дробь — «проектная дисциплина». Произносите их ему время от времени, когда ему захочется внести тупые правки в ваш проект не по делу, а так, от внутренних сомнений, или из-за того, что сотрудник что то ляпнул критическое, или из-за того, что на улице дождь и слякоть. Скажите ему торжественно и со значением: «Давайте не будем нарушать проектную дисциплину, последовательность работ описаны в нашем договоре, а отклонение от него ставит под угрозу конечный результат». Круто? Но для того, чтобы эти слова приобрели вес и подействовали, вы сами должны железно придерживаться этой самой дисциплины. То есть понятие «проектная дисциплина», должно стать волшебным не только для вашего заказчика, но и для вас. Для вас в первую очередь.
Следить за словами.
И ещё один совет. Исключите из вашего общения с клиентом такие оценочные слова, как «отличный» и «лучший», заменив их словом «подходящий», или ещё более конкретным «продающий». Помните, ваша задача не создать нечто совершенное, ваша задача наиболее точно перевести на визуальный язык содержание, которое бизнес собирается донести до своего покупателя. Дизайнер не творец красивого, дизайнер — коммуникатор. В подтверждение этого приведу слова великого американца Пола Ренда:
“Дизайнер — стратегический партнёр бизнеса, а не поставщик картинок. Задача маркетинга — предоставить информацию, задача дизайнера — её интерпретировать”.
Подлая природа дедлайна
С перфекционизмом мы разобрались. Далее я расскажу ещё об одном подводном камне. В контексте нашего разговора о графическом дизайне — это даже не подводный камень, это — каменюга на шее, который тянет нас порой на дно. Имя ему — прокрастинация. Вам наверняка знакома ситуация, когда перед вами стоит целый ряд проектных задач, которые нужно решить за отрезок времени — день, неделю, месяц, но вместо того, что бы их решать, вы занимаетесь всякой фигнёй не имеющей отношения к ней. И всякий раз, как только вы осознаёте, что в очередной раз “протупили” и ничего полезного не сделали, возникает мерзкое послевкусие и злоба на самого себя, затем — апатия. Мой совет — ни в коем случае не злитесь на себя и не осуждайте. У вас для этого есть ваш начальник (заказчик). Утешьте себя тем, что прокрастинация — это обычный защитный инструмент, который наш мозг включает чтобы уберечь от негативных эмоций. Когда мы задумываемся о решении какой–то сложной, творческой задачи, мозг интерпретирует её, как некую угрозу, ведь мы можем не успеть в срок или вообще не справиться. Всё это генерирует беспокойство. В результате, возникает устойчивая психологическая цепочка: задача — мысль о ней — негативная эмоция — уход от её решения — апатия. Если вовремя не разорвать эту цепь, то связь становится всё сильнее и опасность провалить проект всё очевидней.
Обмануть свой мозг.
Средство борьбы с прокрастинацией — обмануть свой мозг. Так как корень проблемы в контроле над своими негативными эмоциями, то и альтернатива должна лежать в этой плоскости. Такой альтернативой может стать само-прощение. Если мы простим себя за накрывшую нас прокрастинацию и проблемы которые в связи с ней появились, то сдвинуться с мёртвой точки будет легче. Сочувствие к самому себе успокаивает наш мозг и способствует снижению уровня тревожности. Надо сказать себе : “Ничего страшного, всех денег не заработать и с завтрашнего дня всё будет по другому”.
Уместен вопрос: а как с завтрашнего дня сделать всё по другому? Совет: надо начать дробить сложные задачи на более мелкие, что гарантировано не вызовет у вас тревоги. На выполнение каждой локальной задачи нужно закладывать не более 30 минут. Крайне полезно в начале работы коротко, столбиком записать задачи, которые вам предстоит решить за день и по мере их выполнения вычёркивать. Попробуйте, уверяю вас, это работает.
А на сегодня у меня всё. Делайте дизайн и избавляйтесь как от перфекционизма, так и от прокрастинации! Удачи, и не забывайте ставить 👏