Привет. Меня зовут Антон. Сейчас я работаю в одной из топовых студий России, хотя еще год назад почти ничего не умел в дизайне. Я расскажу о том, как начинающему дизайнеру правильно развиваться, чтобы устроиться на свою первую работу или начать получать первые заказы.
Содержание статьи
Новый путь начинается с копирования
Какие бы большие не были у человека амбиции, с первого раза он вряд ли сделает что-то путное в дизайне. Как и во многих сферах, в дизайне сначала необходимо пройти этап копирования. Для чего это нужно?
Представьте, что ребенок хочет научиться рисовать пейзажи красками. Если ему сразу дать холст и все инструменты, у него получится не очень красивый результат. Это происходит из-за нехватки опыта, воображения и неумения пользоваться всеми инструментами по назначению. Сначала нужно понять, как правильно рисовать на базовом уровне.
Для этого ребенок начинает учиться у учителя рисованию базовых фигур или учится тому, как работают тени на примере сферы. Т.е. в начале пути он получает минимальные знания и проделывает те же самые действия самостоятельно. В результате начинает складываться понимание о принципах работы. Вместо каракуль он уже умеет рисовать простые объекты или несложные повторенные пейзажи, которые приятно смотрятся. И так он овладевает все более сложные приемы. Через время он уже способен понять, как делают работы другие художники и самостоятельно повторяет некоторые сложные элементы. И разве это плохо на данном этапе развития? Нет. Все мы сначала учимся повторять буквы в 1 классе, чтобы потом писать предложения. Все мы падаем с велосипеда. Также и в дизайне.
Путем повторения и практики мы закладываем в себе базовые принципы и получаем информацию о том, как это работает. Мозг формирует новые нейронные связи, что позволяет переходить к более высоким результатам.
Как и ребенок, который повторяет буквы за учителем в первом классе, дизайнер на первых этапах должен повторять результаты других. По урокам на ютубе, самостоятельно — не важно. Важно то, что появляется представление об инструментах, программах, их возможностях. Уже не страшно самому нарисовать простые вещи, пускай пока и не идеально, ведь знаешь, как это делается.
Добавление своего и работа с референсами
Когда разобрались с базовыми принципами и инструментами, можно начинать привносить в работы все больше своего путем доработок или изменений некоторых частей у других авторов. Опыт и более развитое чувство вкуса уже подсказывает, что как в тех или иных случаях можно улучшить дизайн. Затем влияние источника становится все меньше и меньше и начинается работа с референсами.
Референсы — примеры того, как можно располагать элементы, какие выбрать цвета или композиции из других работ, которые ты косвенно используешь у себя. Например, тот самый мальчик, изучающий пейзажи, вместо повторения картин начинает рисовать окружающую его природу, используя при этом палитру цветов знаменитого художника. В данном случае это и будет примером использования какой-то работы именно в качестве примера реализации какого-то аспекта или элемента, в частности цветов, которые гармонично смотрятся между собой.
И обязательно почитайте книгу «Кради как художник», хотя бы тезисно.
Развитие вкуса и насмотренности
Помимо практики, необходимо смотреть другие работы от топовых специалистов в твоей области. Это позволяет лучше понимать, что такое хороший дизайн. Ты изучаешь новые тренды, смотришь на решения тех или иных проблем и задач.
Минимальный список сайтов для референсов, вдохновения и развития вкуса я бы выделил такой: Behance (мастхев), Dribbble, Awwwards.
Тестовые задачи и самостоятельные небольшие проекты
После того, как ты уже способен сделать по референсам отдельные экраны/плакаты/иллюстрации, можно браться за следующий уровень — небольшая самостоятельная работа с дизайном нескольких экранов/набор иллюстраций в 1 стиле/etc. Имея работу такого уровня, уже можно пробовать устроиться или стажером, или джуниор дизайнером. Еще один вариант — начать брать легкие фриланс заказы. Причем за минимальную плату или вообще за опыт.
Часто у многих на этом этапе возникает вопрос, «а дизайн чего делать?». Для этого можно сразу взять тестовое задание у какой-нибудь компании или самому придумать проблему и решить ее. Еще помогает придумывание абстрактных задач — сделать дизайн приложения по заказу световых мечей из звездных мечей, генераторы поздравлений с днем рождения, лендинги с презентацией айфона 50-й модели и другие идеи, где вам будет очень интересно сделать все лучшим образом в свободном стиле. Делайте то, что вам действительно нравится делать.
Выполнение таких заданий позволит добавить в портфолио первые более полноценные работы, покажет реальный уровень того, что умеешь делать. И это и будет тем минимальным опытом, который необходим для поиска первой оплачиваемой работы.
Так выглядит примерный путь дизайнера от новичка до стажера/джуниор дизайнера. А попав на реальные проекты, уже будет понятно, что и как делается в индустрии и куда расти дальше.
Как ускорится в обучении и получить недостающий опыт
Чтобы не начать уходить не в ту сторону и не потерять на ошибках некоторое время, нужен наставник. Это не обязательный критерий, но позволит быстрее понять, что да как делать и сэкономит некоторое время на неудачном опыте. Для этого есть 2 основных варианта:
1) Попроситься стажером в какую-нибудь компанию. Работать чисто за опыт. И спустя 1–3 месяца у тебя будет тот самый необходимый опыт для полноценного трудоустройства.
2) Пройти курс по дизайну. Тут расскажу подробнее.
Про дизайн курсы
Признаюсь честно, я ненавижу многие онлайн курсы, т.к. от них мало КПД. Многие думают, что если нужно чему-то научиться, то можно почитать разных книжек, посмотреть обучающих уроков или послушать лекции преподавателей на курсах. Легко и приятно. Как смотреть сериал, только за это не стыдно. Но не занимайтесь самообманом. Одних только знаний недостаточно. Если курсы дают всю нужную информацию, а на ютубе полно бесплатных уроков, почему многие так слабо обучаются и нет результатов? Это происходит из-за того, что не хватает практики.
Любые навыки формируются только при самостоятельном проделывании работы. Это как смотреть в университете на профессора, который решает разные уравнения. Согласитесь, пока вы сами не попрактикуетесь, вы не научитесь их решать. Так же и во всех сферах.
Важно уметь делать, а не только думать, что умеешь
Возникает следующий логический вопрос. Если есть все необходимые знания, что же мешает заниматься практикой?
Все дело в том, что людям не хватает самодисциплины для обучения новому. Этому могут помочь правильные условия, в которых тебе необходимо много работать. Когда тебе просто необходимо работать из-за недостатка денег или из-за поставленных жестких рамок, то у тебя почти нет выбора и ты будешь много практиковаться для результатов.
Чтобы показать, почему самодисциплина и практика решают, приведу отличный пример того, как люди в поставленных жестких рамках получают большой объем новых навыков за очень короткое время.
Про интенсив Миши Розова
Увидев в апреле сообщение о наборе второго потока на интенсив Миши Розова, где он обучает junior дизайнеров до middle уровня за месяц, я сначала отнесся к нему скептически. Выглядело как еще 1 непонятный курс, о которых я написал выше.
Прочитал отзывы участников и понял, что тут надо много пахать. А значит это то, что и нужно для обучения. Спустя неделю залетаю в общий чатик и начинается наш интенсив.
Как проходит обучение у Миши и почему это работает?
Всех участников распределяют на команды, что бы самые базовые вопросы решались в узком кругу. А заодно это необходимо для дальнейших командных работ. Дважды в неделю Миша проводит несколько часовые уроки, которые еще включают в себя и часть практики. Причем эти уроки максимально без воды и с максимально полезными знаниями в большом объеме, за что Мише отдельный респект. После каждого занятия выдаются объемные ДЗ по пройденным темам с разными дедлайнами в зависимости от сложности.
И тут как раз есть то, что нужно для идеального обучения — много практики и правильные условия, в которых тебе надо много работать. И все это под руководством топового арт директора в лице Миши и со всеми базовыми знаниями и новыми инструментами.
Первый урок и дз от Миши. И какой же лично у меня был шок, когда я за 30 минут набрасываю страницу в совершенно диком для меня дизайне, который еще пару часов назад я был неспособен придумать в принципе. На следующий день дорабатываю дизайн, пробую еще одну стилистику. Миша дает свой короткий, но верный фидбек. Еще несколько часов работы и получаю такие результаты: