Содержание статьи
Как найти первых клиентов?
Это один из самых популярных вопросов, которые мне задают начинающие дизайнеры. И этот вопрос абсолютно логичен, ведь он заботил и меня, когда я только начинал свой профессиональный путь, живя в общежитии, без макбука, специального образования и практически ничего не понимая в дизайне.
В этой статье я поделюсь исключительно личным опытом и не будут собирать обрывки информации из популярных дизайн-блогов, чьи материалы часто имеют малое отношение к реальному миру.
Я не назову свой опыт объективным и не считаю, что его сможет применить каждый. Я не ставил себе такую задачу. Моя цель — честно рассказать, каким образом я получил первых клиентов, которые стали фундаментом дальнейшего развития в продуктовой сфере.
Первые проекты
Я стараюсь отвечать на все вопросы, которые мне задают дизайнеры в социальных сетях. И недавно произошел следующий диалог:
Мне казалось, что у каждого дизайнера в крови самостоятельно придумывать себе задачи и реализовывать их в свободном стиле (пускай даже оторванном от реального мира). Но оказалось, что не у всех. Поэтому я расскажу об этом поподробнее.
Я начинал свой путь в дизайне, копируя популярные концепты. Скорее, пытаясь скопировать, так как качество моих работ оставляло желать лучшего. После этого, я начал придумывать себе задачи самостоятельно, но все равно регулярно подглядывал в чужие работы, пытаясь воспроизвести различные визуальные эффекты. (Я тогда не понимал, что суть работы дизайнера в другом.)
Таким образом, на практике я пытался разобраться в новом для себя деле. Я не понимал сути проектов, которые копировал, но, тем не менее, набивал себе руку в визуальной части нашей работы.
Сделав очередной проект, я сравнивал его с популярными концептами и старался разобраться, почему мои работы выглядят хуже. И понемногу начинал понимать важность правильно подобранных отступов, цветов, контрастов, логики расположения элементов и многого другого. Мне больше нравился дизайн сервисов, поэтому среди моих проектов был почтовый клиент, заметки, списки задач и CRM-системы.
Я публиковал все работы на Behance, несмотря на их качество. Не знаю почему, но я не боялся негативной критики и мне не было стыдно. Возможно, потому, что я адекватно не мог оценить свой уровень и считал его достойным.
Я вижу, что многие дизайнеры стесняются выставлять свои работы на обозрение и спрашивать обратной связи. Печально, так как без этого они будут расти намного медленнее. Если вообще будут.
Любая инициатива развивается путем итеративных улучшений. Другими словами, эволюционируя. Так устроен мир: вы что-то делаете, после получаете обратную связь от реального мира, делаете выводы и пробуете снова. Кто способен проходить этот цикл множество раз, будет вознагражден.
Первые предложения
Шло время, я регулярно практиковался, удалял старые работы, заменял их новыми и в какой-то момент начал получать предложения. Никакой магии или секретных советов. Я просто развивался в дизайне на протяжении многих месяцев, показывал это миру, и в какой-то момент он начал мне отвечать.
Самым большим на то время проектом был сервис по автоматизации швейцарских клиник. Этот проект из России, но поскольку разработка велась за рубежом, общаться приходилось в основном на английском, хотя глубокого знания языка у меня не было.
Несмотря на недостаток опыта, мне удалось заработать рекордные на то время 50 тысяч рублей за месяц, и я отправился отдыхать в Испанию. (Спустя несколько лет мне удалось заработать столько же за 4 часа).
Тогда я не понимал, что какого типа проекты я публикую в портфолио, такого типа заказчиков я и получу. Оглядываясь назад, я вижу, что именно так и произошло. Поскольку я делал дизайн сервисов, ими я и занимаюсь по сей день, что мне нравится гораздо больше, чем креативные концепции. Каждому свое.
Это не значит, что и вы должны пойти по моему пути. Выберите тему, которая вам больше нравится и практикуйтесь в ней. Если не знаете, что вам больше нравится, экспериментируйте.
Не ориентируйтесь на тренды. Зарекомендовать себя можно в любой сфере, поэтому начинайте работать в той, которая вам больше нравится. Жизнь станет намного приятнее, поверьте.
Качество работы
Забавно, но во время подготовки этой статьи, мне написал тот самый клиент, с которым мы занимались медицинскими сервисами. Он спросил разрешения передать мой номер потенциальному заказчику. И это уже не первый раз, когда старые связи возвращаются спустя несколько лет. А возвращаются они по двум причинам.
Во-первых, потому что я сделал свою работу хорошо. Без этого никак. Клиент должен быть доволен, да и вам самим должно быть жалко растрачивать свое время впустую, поэтому всегда старайтесь каждый проект делать лучше, чем предыдущий. Только в этом случае вы будете расти.
Во-вторых, я показал себя, как надежного исполнителя. Работая над финансовыми сервисами, бывало, что после воркшопа с представителями бизнеса, я уходил домой, обещая, что к утру моя работа будет сделана.
И я до сих пор помню те ночи, когда я до 4 утра проектировал банковские сервисы, а после двух часов сна ехал в офис известной платежной системы и демонстрировал сервис сначала фокус-группе, после руководителям проектов, а в конце презентовал его правлению банка. (Бывало даже, что в машине по пути из офиса в конференц-зал отеля, дорабатывал интерактивный прототип).
Сами понимаете, какая в тот момент на мне висела ответственность. Но оценив мое отношение к работе, клиенты были готовы возвращаться, несмотря на то, что спокойно могли найти дизайнера в два раза дешевле.
Презентация работы
Без правильной презентации, ваши, даже гениальные идеи, не будут услышаны. На старте карьеры я этого не понимал и мог просто отправить макет клиенту и ждать обратной реакции. Сейчас я понимаю, что этот подход в большинстве случаев утопичен.
Представьте, что разработчик присылает вам на проверку код. Сможете ли вы оценить насколько он эффективен? Конечно, нет. Так же и с дизайном. Чаще всего клиент не разбирается в нашем ремесле, но непременно захочет высказать свое мнение. Поэтому ваша основная задача — грамотно презентовать свою работу.
Если кратко, то суть презентации заключается в том, чтобы в первой ее части поднять проблему, а во второй показать, что ваша концепция решает ее наилучшим образом.
Заранее подумайте, какие вопросы может задать заказчик. Таким образом, вы сможете найти в своей работе недочеты и подготовить логичные ответы.
Я уже несколько лет занимаюсь продуктовым дизайном в стартапах и здесь навык презентации не менее важен. Просто вместо официальных презентаций, вы аргументируете свои решения в коллективных беседах.
Чтобы я сделал сейчас
Выше я описал, каким образом мне удалось заполучить первых клиентов. А теперь задамся вопросом, чтобы я делал сейчас, если бы только начинал карьеру и хотел бы заработать первые деньги в дизайне.
Но, прежде чем изложить конкретный план, я поделюсь одной важной мыслью, понимание которой сильно упрощает жизнь.