«Рациональное мышление и умение им пользоваться — это две разные вещи»
— Франц Грильпарцер
Любая идея — не более, чем просто предположение, пока не доказана её работоспособность. Работа над дизайном зачастую начинается с мозгового штурма, после которого нужно переходить к решению проблем. Но эти два этапа не следуют друг за другом. Если представить процесс работы над дизайном в виде отрезка, мозговой штурм и решение проблем будут находиться на его противоположных концах, а между ними будет расположено много компонентов — в том числе этап исследования задачи.
Дизайнеры, развивающие у себя своё, уникальное видение, повышают уровень своих макетов. А умение представить себя на месте других людей (как бы просто это ни звучало) — это навык, требующий практики. Но нам ещё нужно знать, как это сделать. Именно здесь теория и практика опираются друг на друга.
Давайте-ка я поделюсь с вами историей, которая показывает, насколько важны как теоретические, так и практические знания.
Теоретически я знаю, как печь торт. Но вот только я никогда этого раньше не делал. Короче говоря, когда я собственно взялся за выпечку, у меня получился очень сухой и слегка подгоревший торт. Я не знал, что все духовки разные — и без практики я не смог обойтись только теоретическими знаниями.
Без знаний (теории) ответам может не хватать точности, а без опыта (практики) они могут не соответствовать требуемому уровню исполнения.
Содержание статьи
Исследование задачи: первая ступень дизайн-процесса
Источник: Hiwow, Dribbble
Исследование задачи — неотъемлемая часть дизайн-процесса. Оно может показаться чем-то второстепенным, но по факту это основа любого проекта. Не будет исследования — пострадают юзабилити и пользовательский опыт. Знания, которые вы собираете перед началом работы над дизайном, — это фундамент, который будет поддерживать всю вашу стратегию. Без него дизайн рухнет.
Исследование пользователей помогает дизайнерам понять пользовательские ожидания, их поведение, потребности и мотивации. Иногда лучшее исследование — время, проведённое с вашими пользователями или целевой аудиторией. Выводы, полученные в результате такого исследования, гарантируют, что все проектные решения принесут вашим пользователям только пользу.
При этом не считайте пользователем себя — избегайте решений, основанных на вашем вкусе и желаниях.
Дизайн требует постоянного принятия решений. Отбросить свой вкус в сторону может быть непросто, но дизайнеры не должны принимать решения, исходя только из своего мнения. Обычно дизайнеры — не целевая аудитория, поэтому для обоснования своих творческих решений нужно полагаться на результаты исследований.
Давайте подробнее рассмотрим два различных подхода к исследованиям задач и знаниям.
Теория дизайна
Источник: Valentin Blondel, Dribbble
Теория дизайна объясняет, как и почему работает тот или иной дизайн. Она даёт вам знания и умение сочетать форму (принципы) и функцию (цель), что, согласно Баухаузу, является основой любого успешного дизайна. Поскольку дизайн не должен зависеть от личных предпочтений, дизайнеры ориентируются в принятии решений на принципы и элементы дизайна.
Теория дизайна задаёт вопрос «Почему я делаю именно так?» и отвечает на него. Если вы не можете ответить на этот вопрос на каждом из этапов дизайн-процесса, кажется, вам нужно призадуматься.
Теория дизайна требует знания элементов дизайна, поэтому давайте взглянем на них.
Элементы дизайна основаны на ключевых принципах дизайна эстетики и функциональности.
- Элементы, связанные с физической природой: движение, паттерны, ритм, пропорции, баланс, гармония, контраст, стиль, текстуру и цвет.
- Элементы, относящиеся к функциональной природе: прочность и долговечность, безопасность, стабильность, эффективность, надёжность, удобство в использовании, эргономичность, текстура, вязкость, системность, структура, пищевая ценность и вкус.
Дизайнеры используют эти принципы для принятия творческих решений, которые приносят пользу пользователю.
Практика дизайна
Источник: Valentin Blondel, Dribbble
Практика дизайна объединяет и организует элементы и принципы дизайна, чтобы превратить идеи в физические или цифровые продукты. Элементы помогают дизайнерам передать целевой аудитории какой-либо месседж.
Но если продукты не реализуются и остаются только идеями в головах дизайнеров — они, как результат, не оказывают никакого влияния на пользователей. Поэтому прототипирование и макеты необходимы, чтобы превратить идею в продукт, который соответствовует требованиям из брифа. Ещё это позволяет дизайнерам протестировать свой продукт и убедиться, что он эргономичен и удобен в использовании.
Прототипирование — это важнейший (наряду с другими) этап, на котором дизайнеры возвращаются и корректируют свои проекты на основе ценной информации, которую они получают во время тестирования. Поэтому так важно создавать прототипы и макеты перед запуском.
Брак, заключённый на небесах
Источник: Valentin Blondel, Dribbble
Теория и практика дизайна помогают создавать отличные продукты, ориентированные на пользователя. Мыслительный процесс, стоящий за вопросами, которыми задаются дизайнеры, помогают разработать законченный и гармоничный продукт.
Сами по себе теория и практика дизайна важны, но именно вместе они помогают в решении проблем и могут творить чудеса, упрощая и улучшая жизнь.
Используя критическое мышление и наводящие вопросы в теории дизайна, практика дизайна помогает проверить, были ли эти решения правильными.
Практика эффективного дизайна
Источник: Aliffajar, Dribbble
Теперь, когда вы понимаете, какие компоненты важны во время исследований, давайте разберёмся, к чему приводит практика эффективного дизайна.
- Чёткое видение продукта и стратегия, которые учитывают, как результат будет вписываться в жизнь пользователей.
- Активные усилия по сбору знаний о данной проблеме с помощью исследований из вторых рук и взаимодействия с пользователями.
- Работа с обратной связью для продвижения продукта с максимальной пользой для пользователей.
Целью всегда ставится положительный пользовательский опыт, поэтому решающее значение имеют исследования и взаимодействие с вашими пользователями — в конце концов, именно для них вы разрабатываете дизайн.
Идите к успеху, используя и теорию, и практику дизайна
Источник: Tanya Korniichuk, Dribbble
Как дизайнер, вы, возможно, уже слышали про теорию и практику дизайна много раз, чаще всего вместе. Это потому, что они хорошо дополняют друг друга.
Чтобы преуспеть в разработке любого продукта, дизайнерам необходимо учитывать оба подхода к знаниям. Это позволит лучше и глубже понимать ваши работы и улучшить их сильные стороны.
Поскольку эти два подхода переплетаются, они создают прочную основу продукта, которая помогает успешно и плавно запустить ваш продукт.
Важно лишь помнить, что исследование пользователей так же важно, как и разработка продукта.