Посадил лид джуна. Вырос джун большой-пребольшой. Стал лид джуна тянуть. Тянул-тянул, да не дотянул.
Спустя годы пришло время откровения — я фанатик. Я одержим собственным развитием. Если в какой-то день, я понимаю, что не сделал ничего, чтобы помогло мне стать лучшим дизайнером или человеком, моё настроение падает ниже плинтуса. Я достаю спец-хлыст и начинаю самобичевание. Словно я поклялся себе больше не есть сладкого, и через день уже со слезами доедаю десяток эклеров. Ужасное чувство самоедства, уничижения и собственной беспомощности. Я могу ошибаться, но мне кажется, что подобные настроения присущи многим дизайнерам.
Вывод возник на фоне десятилетнего опыта интервью и аттестаций многих десятков людей, каждый из которых хотел стать лучше. Но вот развивались они все совершенно по-разному: кто-то хватался за всё подряд, пытаясь везде успеть, кто-то наоборот выбирал себе одно увлечение, и погружался в такие дебри, что седая профессура могла заработать рак, покуривая с сторонке, а кто-то перебивался быстрорастворимыми знаниями выхватывая куски информации, что проплывают мимо. И это подводит нас к вопросу «А как правильно?». Давайте разберемся вместе.
В статье я выражаю только своё мнение и вы имеете полное право со мной не согласиться, закатить глаза и просто закрыть текст, если поймёте, что он вам не подходит. Но если продолжите чтение, то вот на что вы себя обрекаете. Сперва мы рассмотрим такой феномен, как уровни дизайнера, почему они и работают и не работают одновременно и подумаем над альтернативами этой закостенелой системы. Затем вспомним, чем вообще может заниматься дизайнер, что ему пригодится на разных уровнях, как это нужно правильно качать. И на десерт мы рассмотрим основные проблемы и препятствия на пути к овеянному ореолом славы и шика профессиональному будущему.
Вам не смешно сейчас слушать истории из прошлого, когда бабушки и дедушки рассказывали вам о том, как важно получить высшее образование, получить профессию и держаться за неё, чтобы в 70 лет уйти на заслуженный отдых с высокой пенсией? Меня всегда умиляла эта наивность, но как бы не хотелось этого признавать, сейчас ничего не изменилось. Профессию, бесспорно можно и нужно менять, к месту работы мы уже не привязываемся и прыгаем как кузнечики с компании на компанию, но одно всё-таки остаётся неизменным — одержимость тайтлом. Только раньше наши родители и бабушки затаивали дыхание над книжечками с выслугой лет и категорией, а сейчас мы смотрим в свой профиль в LinkedIn. И ничего удивительного в этом нет, ведь к тому, какая циферка стоит после вашего уровня привязана вилка вашей заработной платы, рабочие плюшки, типа большого моника в довесок к маку и уважение коллег.
Подобная зависимость порой подталкивает людей на странные поступки. Тайтл превращается в разменную монету, конкурентное преимущество, когда человек принимает решение о том, куда пойти. Если перед ним два примерно одинаковых варианта, отличающихся только предлагаемым уровнем, то человек может вполне правомерно выбрать вариант где его «больше ценят» со старта. Тоже касается и изменения места работы, когда можно переманить крутого специалиста просто предложив ему иной титул. И мы, словно мотыльки, летим на свет в надежде на новое будущее.
Но если мы так зависим от этого тайтла, то наверное понимаем, как он устроен и зачем нужен… правда? Тогда вам не составит труда сейчас в голове провести границы между мидл-специалистом, синьером и лидом. Можете вернуться к чтению, когда закончите, мы никуда не спешим. Правда этот процесс может затянуться, если вы только слёту не сказали «чётких границ нет, это текучая материя и каждый кейс уникален». Те, кто так сделал — читеры, но я с ними полностью согласен. Тогда почему, несмотря на то, что каждый кейс уникален, мы пытаемся утрамбовать эту информацию в пять слов? Ответ, на мой взгляд, довольно прост.
Изначально, тайтлы были своего рода short-cut’ами для облегчения коммуникации. То есть вместо долгого перечисления ценности, которую человек может принести, люди начали использовать совокупное понятие. И вместо: профессионалы, с опытом работы более двух (трех) лет, чей основной фокус направлен на качественное выполнение операционных задач, прототипирование решений, их проверка и визуальный дизайн, начали говорить просто Мид. Вроде как удобно, но вместе с этим сознательным упрощением возникла и дополнительная свобода в интерпретации. Компании и организации начали вкладывать в одно и тоже слово совсем разный набор ценности. Например, студия «Рога и копыта» будет ценить больше визуальный дизайн и навыки продажи, а агенство «Усатый жук» специализируется на консультации и ценит больше навыки анализа и синтеза, проверки существующих решений. Если две эти организации подадут объявление о найме мидл-дизайнера то, как вы можете понять, это будут два совершенно разных специалиста, но тайтл будет у них одинаковый.
Так кто из компаний будет прав? Где истина, брат? Думаю, что где-то рядом. Она заключена в слове «ценность». Я напомню, что в этой статье мы говорим про рост, а из того, что мы только что прочитали, тайтл к росту имеет косвенное отношение. То есть если вы карабкаетесь по этой крутой лестнице внутри одной организации — вы точно растёте в ней. А если ваш уровень меняется просто с прыжком в другую компании, то назвать это профессиональным ростом у меня язык не повернулся бы.
С потенциальной ценностью всё иначе. Она уже не привязана к организации, её не пропьёшь, и она останется с вами. Если проводить аналогию с играми, то уровень даёт вам определенное количество очков ценности, а уж распределены эти очки могут быть множеством разных комбинаций. Поэтому, я предлагаю вам сместить фокус с этих титулов и регалий на вашу потенциальную ценность. Вместо того, что на ухо вам с придыханием шепчут рекрутеры, наложите ваши навыки на нужды бизнеса. Так вы узнаете, насколько вы будете круты в рамках компании.
Но прежде, чем приступать к освоению нужного, по вашему мнению, навыка и проводить ночи под аддеролом наращивая тонус мозговой мышцы, неплохо было бы узнать, в каком поле ценности мы в принципе работаем. Как вы понимаете, чуть-ли не каждый день в нашей профессии появляется или переназывается какой-нибудь навык, который все срочно бросаются осваивать. И уследить за всем этим безумием бывает очень сложно, постоянно обновляя свою картину мира. Тем более, нет никаких гарантий, что все вокруг такие же сознательные как и вы и идут в ногу со временем. То есть, с вероятностью 100%, ваша субъективная картина мира будет отличаться от картины мира другого человека: вы посчитаете навык сверх важным, хотя на нём уже забит болт вашего коллеги. И как быть?
Есть искушение поддаться соблазну и собрать в одном месте вообще все возможные навыки и методологии, но это тупиковый путь. Поверьте, мы пробовали и у нас это получилось, однако получившейся трансцендентный артефакт был не пригоден к работе. Ну представьте себе таблицу из 910 навыков.
Представили? И как во всем этом многообразии не потерять себя? Как определять зоны роста? А если десяток методов направлен на решение одной задачи, за какой браться? То есть объективная картина мира слишком сложна и многообразна, чтобы попытаться её описать, а тем более применять на практике для собственного роста. Потому мы пошли другим путём сознательного упрощения.
Мы провели большую работу по матрёшкофикации всех наших навыков: разложили все по группам, а группы собрали в кластеры. И получилась уже пригодная для понимания модель, хоть и менее детальная, чем её предок. А дальше мы достали пилу…
Дело в том, что получившееся поле содержало в себе много чего «лишнего», то есть не слишком ценного в нашей текущей ситуации. А как мы это поняли? Провели небольшое исследование на тему того, какие задачи решали дизайнеры нашего отдела за последние пол-года. И если навык не находил своего выражения за этот период, значит использовался он редко, а значит «пилите доктор, от души». Так, под напором зубьев нашей «Дружбы» пали такие титаны, как Motion design, 3d modeling и Space and Time design. Оттолкнувшись от потребности мы смогли сократить наше поле ещё немного, и болванка обрела форму.
Конечно, когда вы ещё не работаете в компании, поле ценности определить бывает сложно, кто там разберет, что там за забором важно и ценно, а что нет. Но вы можете взять за основу нашу модель. Посмотрев на вашу компанию мечты сделать вывод о её фокусе, а после добавить недостающие навыки и убрать неважные. Система должна жить и адаптироваться.
У нас же получилось семь больших кластеров навыков, почти ложащихся на классический дизайн-процесс: Discovery, Research, UX Design, Visual Design, Design Ops, Teamwork and Collaboration и Interpersonal. И внутри каждой такой матрёшки вас ждёт по 3–4 навыка, внутри которых ещё по 4–5 саб-навыков. Яйцо в утке, утка в зайце, заяц в медведе и так далее. Не терпится вскрыть медведя и посмотреть, что там внутри? Обязательно, но чтобы сделать это более эффективно давайте сперва разберемся с системой оценки.
В силу обстоятельств я пересмотрел довольно много резюме и моей любимой частью в них всегда был блок «Владение инструментами», ну тот, где перечислены все дизайн-тулы и напротив них стоят звёздочки/прогресс-бары/точки и так далее. Человеческая фантазия тут не знает границ, но мне всегда было интересно, а относительно чего этот уровень измеряется? А если откинуться на стуле подальше, можно задать и более широкий вопрос: «Как вообще понять, достаточно-ли навык развит, чтобы поставить заветную галочку?»
Тут можно снова применить джокера и сказать, что каждый навык уникален, потому критерии достижения мастерства будут для каждого из них определяться отдельно. Но здесь я уже не соглашусь. Точнее, не согласится начальная школа. Я помню, когда я был маленьким и ходил в началку, мы там изучали кучу самых разных предметов: и пение, и ИЗО, и математика, и человек и мир… Но система оценки по каждому предмету была одинаковой — солнышки и тучки. Поработал на занятии, продемонстрировал умение — вот те солнце с лучиками, а если не усвоил материал — роняешь слёзы на тучу. Жестокая и беспощадная началка. Мы выживали, как могли. И при этом, в нашем случае, признание уникальности смерти подобно, так как в любом случае мы имеем дело со знанием и информацией, а её качество остаётся за скобками.
Вбитые в наши головы оценки от 1 до 10 (или 5), а также все абстрактные понятия типа «Novice», «Intermediate» или «Expert» работать не будут, ведь по сути это всё те же звёздочки напротив скилов в резюме — никакой конкретики и непонятно, что под ними подразумевать. Вместо этого, давайте оттолкнёмся от жизненного цикла навыка. Допустим мы решили освоить новый язык. Мы же не сможем взять и сразу на нём заговорить. Сперва нам нужно познакомиться с синтаксисом и правилами речи. Когда хоть что-то в голове есть, мы можем попытаться связать пару слов, но лучше бы нас кто-то проверял, не порем ли мы ошибки. А то будем говорить «Я скала три восемь пять колбасный цех, машинное отделение». Вот когда ошибок у нас уже почти не будет мы можем отпускать смотрящего и самостоятельно шпрехать и балакать. И позже, если нам всё ещё интересно, мы сможем сами начать его преподавать. Конечно, подобный жизненный цикл не всегда применим, например вряд-ли вы будете изучать теорию лепки горшка, прежде чем сесть за гончарный круг, хотя и посмотрите, как это делает мастер, что тоже своего рода теория. Так что из этого правила есть исключения, но с большего, изучая почти любой навык, вы пройдёте определенные шаги: знание, понимание, делание и обучение других. А давайте эту модель и возьмём за основу. Теперь, вместо «Мам, я получил тройбан», можно говорить «Мам, я понимаю географию». Нео, кстати, всего-лишь знал кунг-фу. Потому и получил по попке.
Или если хочется рассосать академический сухарь, давайте более официально. В следующий раз, глядя на навык, на ум вам придёт одно из следующих слов:
💡 Знаю: я могу воспроизвести сведения из разных источников, однако не до конца понимаю смысл информации и как её применить, у меня исключительно теоретические знания.
🧐 Понимаю: я не просто излагаю зазубренный материал, а осознаю его, подвергаю критическому мышлению и соотношу сведения из разных источников в единую картину мира. Я применял материал на практике, но под присмотром.
🪓 Могу: у меня достаточный опыт и самостоятельного применяет знания на практике. Я разбираюсь в сущности изучаемых объектов и выполняю действия с чётко обозначенными правилами, адаптирую их под контекст использования.
🎓 Учу: я не просто понимаю предмет и применяю знания на практике, но ещё и обладаю передовыми знаниями в вопросе, могу обучать предмету других специалистов.
Вот теперь мы полностью заряжены чтобы скрестить лучи поля ценности и системы оценки и посмотреть, что получится.
Теперь грех не приоткрыть медведя (наше поле ценности) и не посмотреть на наши ожидания от каждого уровня. Помним, что под уровнем мы уже не подразумеваем самоцель роста, а скорее сосуды, наполненные ценностью. И о том, какая ценность в каком сосуде лежит мы сейчас и будем говорить.
Всё то, о чём речь пойдёт ниже — это наше видение вопроса и оно может (а то и должно) отличаться от вашего. Я напомню, что наше поле состоит из семи больших областей: Discovery, Research, UX Design, Visual Design, Design Ops, Teamwork and Collaboration и Interpersonal. Давайте пройдёмся по каждой из них. Я буду немного пояснять за то, что каждая область из себя представляет, из каких навыков состоит и потом резюмировать ключевыми ожиданиями для каждого уровня, то есть акцентировать внимание на том, без чего на уровне не выжить. Ну что, погнали.
В эту категорию мы отнесли навыки старта проекта. Тот этап, когда всё покрыто туманом войны и никто, даже сам заказчик не знает, чего он хочет. Когда нужно производить разведку в ситуации полной неопределенности, когда из «Дано» только фраза «Сделайте мне красиво и чтобы я разбогател». Вот такая область и здесь у нас всего четыре навыка.
Preparation and facilitation. Ежу понятно, что без плотной работы с заказчиком тут не обойтись, но на встречу со знаменитостями нужно приходить подготовленными. Вам нужно уметь составлять карту влияния, определять максимально эффективные активности для достижения результата встречи, фасилитировать эту самую встречу, вычленяя инсайты.
Requirements, Brief and Planning. Уже после пыток заказчика, вам необходимо все собранные инсайты трансформировать в требования, а то и работать с требованиями, которые написали за вас, вести бриф, а на более поздних этапах самому выстраивать и предлагать дизайн-стратегию (какие активности и команда нам нужны для достижения результата).
Managing expectations. А что, если требования нереальны? Или заказчик требует 26 часовой рабочий день? Тогда нужно уметь работать с его ожиданиями, управлять и направлять их в нужное русло, сглаживая по-пути углы, приходя к компромиссу.
Pitch. И бесспорно, вам нужно хорошие навыки аргументации и презентации, если хотите на этом поприще преуспеть. Сюда же вбросили и публичные выступления.