Стартап кажется местом рождения инноваций и продуктов, которые “всех порвут” и увековечат ваше имя в истории дизайна.
Но, по данным газеты Ведомости, российские стартапы не страдают уникальностью.
В российских стартапах “не придумывают ничего нового, а лишь копируют и улучшают уже работающие российские и зарубежные бизнес-модели — в этом признались 67% респондентов. 19% респондентов считают, что создали уникальный продукт без аналогов в России и мире. А 5% опрошенных признались, что их компания не производит ничего инновационного, а лишь умеет хорошо продавать товары и услуги.”
Так что, если вы дизайнер-гений с инновационными идеями — прицеливайтесь в эти 19%.
Содержание статьи
Продуктовая компания
Я склонна воспринимать продуктовые компании как подросшие стартапы, которые взлетели.
Возможно, это не совсем корректно. Но в этой статье я буду писать о продуктовой компании именно в таком ключе.
Работа в продуктовой компании надежнее, условия труда лучше (зарплата выше, бонусы, ДМС, печеньки в офисе). Сотрудников и задач становится больше, ответственность — выше.
Саша: Молодая продуктовая компания — это лодка в большой воде. Всё то радужно-счастливо, то буря, то сто перемен в день. Это создает напряжение, но зато дает много свободы и волю на эксперименты. Это клево. Ну и у небольших продуктов есть всё-таки настроение и стиль.
По моим наблюдениям, атмосфера стартапной заботы о проекте в продуктовой компании сохраняется, но дополняется правилами и бюрократией.
Из атмосферы заботы, что звучит как плюс, вытекает неожиданный минус — проект может не вызвать у вас личного интереса.
Артем: Тут самое важное — любить продукт, который проектируешь. Когда ты пилишь очередной клон известного продукта, это может быть не столь интересно.
Если продуктовая компания твердо встает на ноги, у нее появляются новые идеи. Сотрудники получают возможность заняться новым проектом, не меняя место работы.
Но устойчивых продуктовых IT-компаний с несколькими продуктами в России не много.
Стартап/продукт: что хорошо
Начинающий дизайнер с небольшим опытом и неплохим портфолио, имеет высокие шансы попасть в развивающийся стартап.
Артем: В продуктовой команде большой потенциал развития для новичка, множество областей, которые можно взять на себя: бизнес-анализ, работа в команде, можно потыкать метрики и т.д.
Благодаря тому, что вы работаете над одним продуктом, есть возможность проводить регулярные пользовательские исследования, собирать статистику и предлагать идеи, которые могут ее улучшить.
Умение исследовать и работать с данными — очень полезный скилл для UX-дизайнера. Ведь мы не работаем в вакууме, и фидбек — наше все.
Мнение из опроса: Можно наблюдать за развитием продукта, тем, во что превращаются твои гипотезы.
Работа над продуктом — это ощущение причастности к общему делу. Возможность следить за тем, как ваши решения влияют на развитие проекта. Вы работаете в команде, которая преследует общие цели.
Маша: Работу над продуктом будто больше пропускаешь через себя. Больше хочется сделать классно. Больше ответственности за свои решения. Можно генерировать идеи и брейнштормить. В стартапе у меня не было ощущения что надо “штамповать заказы”.
Саша: Велик шанс попасть в компанию людей твоей стилистики и интересов, крепко дружить.
Последнее, но не по важности приемущество: работа в устойчивой продуктовой компании приносит стабильный доход и бонусы.
Стартап/продукт: что не очень
Работа в продукте для начинающего и среднего дизайнера быстро становится однообразной, задачи — рутинными.
Далеко не всегда идеи долетают “до верха”. Трудно не перегореть в режиме “нужно сделать вчера” и нестабильной организации работы.
Большинство стартапов и продуктовых компаний в России (возможно и в мире) занимаются одним проектом. Это сильно сужает круг используемых технологий, подходов.
Рома: Продуктовая компания маленькая, не у кого учиться. За год-полтора ты пробуешь все, учишься всему, что нужно и начинается рутина. Дальше либо менять продукт внутри компании (если он есть), либо менять компанию. Если ты не синьор, в продуктовой компании ты будешь делать супер-узкие конкретные неинтересные задачи.
На рынке российской продуктовки, подавляющее большинство проектных команд — стихийно организованные. Нередка атмосфера суеты и вечных пожаров, задачи появляются спонтанно.
Методология работы, если и присутствует, то в упрощенной и не очень соблюдаемой форме.
Рома: Продуктовые компании часто не организованные, не хотят работать по скраму, напоминают закостенелые муниципальные организации.
Не всегда понятен вектор развития проекта, в огне и неразберихе многие идеи не обсуждаются и забываются.
Маша: Наш стартап был не готов организационно расти и развиваться Не хотели делиться на аджайл команды и организовывать работу. Был бардак. Многие идеи отметались “потому что вот так”. Сами пользователи сидели на верхнем этаже, но дизайнеров к ним не пускали.
Чтобы попасть в стартап/продуктовую компанию нужно
- Иметь неплохое портфолио, желательно с живыми примерами и кейсами
- Быть готовым и уметь работать в команде с менеджерами, разработчиками, тестировщиками
- Быть достаточно гибким для совмещения нескольких ролей: дизайнер-менеджер, дизайнер-аналитик, дизайнер-тестировщик и т.д.
- Интересоваться продуктом, который создается в компании
Дизайнер, жаждущий найти баланс между фрилансовым разнообразием проектов и стабильностью продуктовой компании, может обратить внимание на аутсорсинг.
Аутсорсер — специалист компании-подрядчика.
Такая компания, с одной стороны, привлекает клиентов (и чем крупнее, тем лучше), а с другой, аккумулирует профессионалов и растит собственных.
Клиент и аутсорс-компания подписывают договор, аутсорс-компания подбирает команду из своих специалистов для проекта заказчика.
Вобщем, аутсорс это такая Лариса Гузеева в мире IT.
Чем больше сотрудников в аутсорс-компании — тем лучше. Чем больше клиентов и проектов — тем лучше.
Поэтому в аутсорсе постоянный поиск кадров, разномастные заказчики и проекты: хочешь тебе и life-science, хочешь — e-commerce, банки, мобильные приложения, корпоративные системы, инновации…
Многие называют аутсорс галерами: “фигачишь на дядю”, “винтик в системе”, “главное — заказчик”.
Мнение из опроса: Ауторс компании, это бадишопы, сдающие сотрудников в аренду, стремящиеся за минимальное количество трудозатрат собрать удовлетворяющий заказчика продукт.
Тут, как и всегда, многое зависит от самой компании, клиентов и формата работы.
В аутсорс-компаниях, у которых налажены долгосрочные связи с клиентами, сотрудник может несколько лет развивать один проект.
Фактически, это работа в продукте, но через работодателя-посредника.
Если специалист “застаивается” и начинает скучать, проект меняется.
Многие аусорсинговые компании в России работают с клиентами из Европы, Штатов, Канады и пр.
Это позволяет быстро прокачать английский и навык работы с зарубежными заказами, получить работу за границей и уехать.
Кроме того, аутсорсинговая компания может быть распределенной и иметь офисы в разных городах и странах.
В таких компаниях переезд возможен внутри компании в другую страну без изменения места работы. Компания финансово поддерживает переезд и помогает с оформлением документов.
Илона: Я устраивалась в аутсорс с мыслью, что это неплохая возможность перебраться за границу.
Несколько раз съездила в командировки в США, поняла — не мое. Присматриваюсь к Италии, благо у компании есть офисы везде.
За полтора года моей работы в компании, четверго коллег-дизайнеров перебрались с ее помощью в разные уголки Европы.
Я хотела было выложить рейтинг перспективных аутсорс-компаний, но рейтинги разные и странные.
Лучше выяснить, какие компании вам доступны и спросить мнение работающих там дизайнеров (знакомых или в соцсетях).
Спрашивать мнение у специалистов других профессий не очень валидно, их опыт может сильно отличаться.
Аутсорс: что хорошо
Аутсорс — это множество продуктов, заказчиков, команд и технологий. Огромное поле для развития.
Мнение из опроса: Для меня важно получить не только работу, но и возможность приобретения наибольшего количества опыта.
Так как в аутсорсе много сотрудников, всегда есть место дизайн-общению. Можно советоваться с более опытными коллегами, развиваться, присоединиться к комьюнити, выбрать интересную область (UX-исследования, Visual design, бизнес-анализ) и развиваться в ней.
Мнение из опроса: Я за разнообразие внутри одной компании. Потому что однажды мне надоест заниматься одним и тем же и гораздо проще поменять проект внутри аутсорса, чем менять стек технологий или одну продуктовую компанию на другую.
При желании, в рамках компании можно сменить специализацию. Старший дизайнер может переквалифицироваться в менеджера продуктов, например.
Можно руководить дизайн-командами, заниматься обучением сотрудников.
Мнение из опроса: Разные продукты, многовекторный путь развития, возможность смены стеков в зависимости от проекта
В аутсорсе сильная организация работы.
Есть скрам-мастера, десятки менеджеров, готовых помочь с любым вопросом.
На проектах пропагандируется аджайл и системный подход, документирование и формализация задач.
Аутсорс-компании чаще всего заинтересованы в качестве работы своих сотрудников. Поэтому в изобилии присутствуют внутренние тренинги и курсы, компания готова оплачивать конференции.
Важный пункт про аутсорс — возможность выхода на международный рынок и переезда. Для многих это становится решающим фактором.
Яна: Я уходила с фриланса с целью работать в международной компании, чтобы были проекты на английском.
Аутсорс: что не очень
Аутсорс по формату похож на фриланс, только клиенты и проекты крупнее, работа надежнее и всю бумажную волокиту работодатель берет на себя.
Поэтому контракты и сроки все еще влияют на дизайн.
У клиента может быть странная хотелка, которую нужно реализовать. Времени на внедрение новых идей может не хватать.
Дополнительные активности и исследования приходится проталкивать и “продавать” заказчику, который может не видеть в них смысла.
Яна: Недавно на аутсорсе у меня был проект на котором главный чувак просто говорил что он хочет, а я была его “руками”. Менеджеры говорят: “Делаем как он скажет! Нужно просто подстроиться, он такой человек”.
А он какие-то неадекватные логотипы сам рисовал, придумывал дизайн, в котором даже прочитать что-то невозможно.
Еще надо было быть на связи 24/7.
У меня аж вьетнамский флешбек случился на фрилансовые времена.
Но это редкость конечно.
Постоянная смена проектов и ощущение незавершенности работы может стать стрессом.
Мнение из опроса: Аутсорс — галера на которой чувство гребли на чужого дядю обостряется максимально. Мотивация работать падает только до желания развиваться, которое переодически может уйти в минус.
Здорово, если вам повезло попасть в приятную стабильную аутсорс-компанию, по атмосфере близкую к продуктовой, но с хорошей организацией, интересными проектами и возможностями для роста.
Но может случиться так, что в компании принято делать то, что говорит клиент и никого не интересует ваше личностное развитие.
Чтобы попасть в аутсорс нужно
- На миддла — хорошее портфолио и опыт работы
- Если на миддла не получается, можно попробовать через обучающие курсы (если компания их проводит). Лучшие студенты, как правило, получают место джуна. При должном усердии, вырасти до миддла можно за 3–6 месяцев.
- Быть готовым работать в разных командах и с разными заказчиками
- Хороший английский для работы с зарубежными клиентами
В дополнение хочу поделиться результатами опроса, мнения из которого я приводила в статье.
120 человек ответили на вопрос: “Если зарплата одинаковая, где бы вы предпочли работать?”
- 80 человек предпочли бы работать в продукте или стартапе.
- 30 человек считают аутсорс более интересным форматом.
- 10 человек полностью устраивает фриланс.
Я попросила респондентов кратко пояснить свой ответ и выделила общие критерии: