Меня зовут Юля, я продуктовый дизайнер в экосистеме Мир Привилегий.
В этом цикле статей я создам проект-концепцию мобильного приложения для портфолио, который пройдет все стадии формирования дизайн-проекта.
Тема “приложение для выбора мероприятий”.
Автор статьи — Юлия Слащилина
Связаться со мной — телеграм
Мой телеграм-канал “Другой дизайн”, где я делюсь опытом работы в продукте и пишу о дизайне.
После формирования идеи, осознания ее места в мире и проведения даже небольшого анализа, нам нужно понять как именно ее реализовать, чтобы она по максимуму оказалась нужной и релевантной для клиента.
Раньше, когда я шла после школы по центральной улице своего города, меня время от времени приглашали куда-то зайти, чтобы ответить на пару вопросов, обычно это были какие-то компании вроде «Вкуснотеево» или подобного типа, и опросы, безусловно, были за небольшое вознаграждение — за их продукцию. Никогда не задумывалась, зачем это все делалось, пока не стала дизайнером. Иногда я отвечала, и девушка что-то записывала в бланк, а иногда приглашали в офис и приходилось недолго сидеть за компьютером, что-то щёлкая. А человек сзади меня наблюдал.
Сейчас опросы и интервью стали проще, легче привлекать людей, а так же точнее стала обработка данных, что тоже немало важно.
Продукт делается для людей. Чтобы людям он был нужен, мы должны понимать, чего они хотят. Проблема лишь в том, что они сами этого сказать зачастую не могут, так как не осознают многих своих потребностей, поэтому с помощью интервью, мы должны вывести пользователя на «чистую воду». Не прямо, а лишь подтолкнув его на правду.
Итак, интервью зачастую помогает найти и подтвердить проблему. Важно при ее поиске не зацикливаться уже на какой-то существующей проблеме, а тем более на ее решении, так как это ограничивает наше восприятие и вместо того, чтобы объективно делать выводы — мы ищем подтверждение нашим догадкам. Нужно задавать правильные, желательно, не прямые вопросы, на которые пользователи могут дать развернутый ответ. Вместо того, чтобы спрашивать о том, какая у него проблема в настоящем, лучше спрашивать о том, как он решал эту проблему в прошлом.
У меня тема поисков мероприятий. Вот так выглядели вопросы, которые я задавала при небольшом опросе.
Где вы находите мероприятия и события в городе?
Куда вы ходили на прошлых выходных? Как узнали о этом мероприятии?
Где вы покупаете билеты в кино, музей или театр? Купленные заранее билеты храните на почте, отметив, как важное?
Вы ходите куда-то после работы в будние дни? Или только по выходным?
Как часто вы ходите куда-то один? Почему?
Для вас имеет значение местность, где находится мероприятие? Как часто вы гуляете по городу?
Это вопросы, на которые можно дать точный ответ, который поможет мне в понимании того, как позиционировать свое приложение, какие функции включать. Также нужно учитывать, что они все задаются среди диалога, в контексте. Именно поэтому полезнее разговаривать с человеком вживую (с парой человек я поговорила на работе лично, а с другими списалась). Всего я поговорила лишь с пятью людьми, общая картина сложилась схожая. Плюс поискала отзывы пользователей на разные сервисы по схожей тематике, почитала мнения на форумах.
Важный момент: люди, которых вы изучаете и с которыми разговариваете обязательно должны отвечать целевой аудитории вашего продукта. Она может быть очень ограниченная или, наоборот, крайне широкой.
Интервью на самом деле сложная и глубокая тема для изучения и тем более проведения. В данном случае оно нужно как фундамент для обоснования релевантности функционала и аргументации принятых решений в проекте, которые будут в приложении. Это дает понимание того, как происходит работа над продуктом, доказывает ценность проекта, даже если он несуществующий.
В крупных компаниях есть отдельные исследовательские отделы с формировавшимися фокус-группами, в компаниях поменьше интервью проводится в более ограниченных рамках. Иногда, вообще нет ресурсов его проводить. Интервью — это не панацея, но очень важный инструмент. И на самом деле, даже если оно не проводится целенаправленно, всегда есть клиентский сервис, отзывы, метрики и обмен мнением в сети (если продукт раскручен), так или иначе общение с пользователями совершается, что при правильном подходе может дать не меньше нужной и важной информации, чем прямое интервью.
Тем не менее, оно необходимо для формулировки гипотез, понимания пользователей и того насколько продукт отвечает запросам.
Отличная статья про интервью.
Читать
Еще советую книгу «Продукт, который ждут». Там много о интервью и тестировании гипотез.
Метод персон.
После проведения интервью в идеале мы остаемся с каким-никаком пониманием того, кто наш клиент и в чем он в теории нуждается (это предстоит еще проверить).
По сути персона — это структурное и подробное описание целевой аудитории, собирательный образ человека(людей) для которой(которых) создается сервис, ключевое: это не просто набор фактов, а полноценный психологический портрет с мотивацией персоны и ее отношением к продуктам.
Если очень упростить, то создав несколько персон (которые отчасти могут даже противоречить друг другу) — мы должны найти такое решение, которое удовлетворит каждого — сделав интерфейс адаптивным, к примеру.
Зачем это нужно? Продукт, как бы он не старался, не сможет удовлетворить всех без исключения. Особенно, если есть чёткие критерии у целевой аудитории. Например, продукт для автомобилистов, не будет актуален в большинстве вопросов для пешеходов и тд. Зная для кого именно мы делаем продукт, отсекаются все возможные «но». Алан Купер (основоположник метода) давал имена своим персонам, и даже раздавал их разработчикам, чтобы они четко знали для кого делают продукт.
У нас в продукте при обсуждении функционала очень часто были баталии между коллегами, якобы «зачем это надо, вот я бы вообще этим пользоваться не стала» и наоборот. Зная, что ваша персона ТОЧНО использовала бы вашу фичу, лишние претензии отсекались бы сразу.
Метод, который якобы пришел на смену методу персон. Тем не менее, они немного разные и чаще друг друга дополняют, нежели чем спорят.
JTBD — это определение работы, которую должен выполнять продукт. Она более универсальна и не зависит от характеристик, которые у пользователей одного продукта могут отличаться.
Пользователи покупают продукт для решениях своих проблем. Нет разницы, кто этот человек, важно то, какая проблема может быть решена с помощью работы этого продукта. Один и тот же продукт может удовлетворять несколько запросов, что позволяет понять истинную мотивацию юзера, зачем он обратился к продукту. А так же разные продукты могут решить одну и ту же проблему.
Углубиться в понимание работы помогает Job Story, который строится по следующей формуле: когда (описание ситуации), я хочу (мотивация или изменение), чтобы (результат).
При составлении Job Story (да и везде, где могут формироваться гипотезы) важно не только опираться на интервью, но и вставать на место потребителей.
Подробнее о Job Story и о том, как правильно ее составить:
Читать
Отличная статья про JTBD и метод персон.
Читать
Читать
Таким образом для проекта в портфолио готов еще один блок с исследованием для развития концепции продукта.
Вот что вышло:
https://www.figma.com/file/Q67MIbnNbIFP7rbmzr6Iif/%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%BF-4.-%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E%2F%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%2Fjs?node-id=0%3A1
Следующим делом продумаем User Flow и набросаем CJM параллельно в первыми прототипами нашего проекта)
Мой телеграм-канал “Другой дизайн”