Два дня подряд подготавливал коммерческие предложения и несколько раз рассказывал клиентам «почему я». Когда закончил подумал, что стоит для себя и для вас структурировать свой подход по формированию доверия у потенциальных клиентов.
Чтобы понять, как нарабатывается доверие и статус стоит подсматривать как это делают большие бренды. У фрилансера или даже дизайнера в команде такие же инструменты как у бренда. Давай разберем по подробней два стратегических и два тактических инструмента.
Содержание статьи
Манифест
Это может звучать пафосно, но в целом это про твоё отношение к дизайну и мнение в спорных вопросах твоей профессиональной сферы. Что ты хочешь, чтобы в этом мире изменилось? Во что ты веришь?
Например, в прошлом году я сформулировал свой спонтанный манифест. Он получился из комментария к посту одного предпринимателя. Начал отвечать на вопрос и «прорвало». Вот что получилось:
Идеи и мифы правят миром. Идеи рождают продукты. Работая над дизайном, я не могу пройти мимо продукта, мне важно, как и для кого он сделан, как он работает и как он ломается, как я могу его улучшить. Дизайн создает часть продукта, иногда дизайн и есть продукт. Но продукт без дизайна — чистая функция, которой сегодня никого не удивишь. Только если вы не строите ракеты как Илон.
Тем не менее, какой бы революционный не был продукт, о нем нужно заявлять. Этому можно поучиться у Николы Теслы, который, чтобы доказать безопасность переменного тока, пропустил его сквозь себя на Всемирной выставке в Чикаго. Дизайн помогает избежать тока в два миллиона вольт и продвигать продукт через инсайты, через эмоции, через образы, через эстетику.
Кому продвигать и как продвигать — вопрос не из простых. Его сложность не в решении, а в выборе одного варианта решения. Без основательной платформы, без стратегии лучший продукт с лучшим дизайном будет обречен. Ваш продукт для кого, он какой, он для чего, он вместо чего, он про что, он кто? Дизайн помогает, стратегия направляет, предприниматель создает.
Напиши манифест своего видения дизайна в мире и размести этот текст где-либо, просто зафиксируй для себя в конкретных словах, а не размытых мыслях. Это будет сложно, поэтому не пытайся сразу написать круто. Напиши как-то и просмотри его через месяц. Потом еще через месяц и так далее.
Для вдохновения рекомендую посмотреть такой шоурил-манифест AIC. Русский текст есть в описании ролика на Vimeo ↓
https://medium.com/media/013d3d054eec2ba9a3e18daa63d0c54d/href
Или вот другой крутой более эмоциональный пример — Mucho.
https://medium.com/media/c5af2f778616fcc79aced20cb12e5cb4/href
Обещание
Каждый бренд что-то тебе обещает. Кто-то обещает статус в кругу друзей, кто-то — ощущение драйва на дороге, кто-то — радость в семье. Если бренд ничего не обещает, это просто торговая марка, а не бренд. Обещания это про позиционирование. Сформулируй что ты как дизайнер обещаешь своему клиенту. Как изменится его жизнь или бизнес с тобой?
Обещание не обязательно должно быть про физический объект или какой-то измеримый профит. Мы часто покупаем услуги эмоционально, чтобы испытать какие-то ощущения. В услуге дизайнера тоже есть такая составляющая. Кто-то хочет почувствовать себя соавтором чего-то крутого.
В обещаниях главное не перестараться. Я уже несколько раз обжигался на этом. Рассказывал тут не раз. Можно рассмотреть несоответствие ожидания клиента и вашего результата как ваши невнятные или не озвученные обещания.
Например, в презентации своего бюро The Goort я распределил обещания по всей презентации в разных формах. В ценностях обещаю внимание к деталям и ориентация на результат. А в детализации процесса услуг обещаю прозрачный и описанный процесс. Обещаю не напрямую, а просто показываю, что для меня это важно.
Манифест и обещание являются фундаментом для дальнейшей работы в улучшении отношений с клиентами. Для меня важно чтобы у дизайнера была позиция. Когда он говорит о своём мнении на какую-то тему, то я понимаю, что он думал об этом, он сформировал это мнение и он способен его аргументировать. Мне сразу становится понятно как с этим человеком взаимодействовать. А когда кто-то каждый раз разный в зависимости от окружения — с таким человеком сложно. И вряд ли я пойду за услугой к такому человеку, потому что я не знаю, что ожидать от такого специалиста без мнения.
Переходим к тактике.
Выполняй обещания
Самое сложное в обретении доверия и статуса выполнять то, что ты наобещал перед проектом или в процессе. Назвался агентством — оказывай должный сервис, заявил о четких процессах и вниманию к деталям — нельзя пропускать куски контента или забывать о носителях, сказал, что на пике трендов — никакого академизма в дизайне и т.д и т.п.
Например, я часто проваливаю дедлайны. Сроки — моя ахиллесова пята. Поэтому я стараюсь не акцентироваться в своих коммуникациях на сроках, а смещаю фокус на структурность мышления и понимание бизнес-процессов и маркетинга конкретной ниши.
Вообще я дико радуюсь, когда клиент, в проекте которого я провалил сроки, возвращается. Это для меня знак, что несмотря на задержки я остаюсь конкурентным дизайнером. Но лучше все же сроки соблюдать даже если не обещал этого.
Дизайн — это не вещь первой необходимости. Во многом потребность дизайна привязана к куче событий в бизнесе. Но бывает и так, что кто-то просто принимает решение, что именно сейчас нужно сделать новый дизайн, без контекста, только на собственном желании. И тут нужно, чтобы клиент вспомнил именно тебя, или мог легко наткнуться на тебя.
Например, именно так я получил клиента CX DOJO. Я публиковал тексты и картинки с логотипами в своём Facebook и мне написал клиент с фразой «Слушай, вот ты показываешь проекты, а сколько у тебя стоит заказать такое». И в итоге мы сделали крутую айдентику и сайт для его компании.
Несколько раз было так, что когда я спустя пару лет после окончания проекта публиковал одну или несколько картинок из него и отмечал клиента, то клиент писал мне с предложением работы «у нас как раз есть задача для вас».
Ну и кроме старых клиентов, новые клиенты должны видеть, что вы живы и что к вам можно обратиться. В этом вопросе я всегда привожу в пример и сам смотрю как делает Александр Лагута. У него каждый день есть истории с картинками проектов в аккаунте Behance и Instagram. Без разницы что эти проекты уже показывались по несколько раз. Он старается их чуть по-разному подавать, и он всегда на виду!
На этом всё, ребята. Если этот ответ на вопрос был полезным, то напомню, что лучшее что вы можете сделать в ответ — порекомендовать этот пост своему другу 😉
Руки до Medium доходят не так часто как выходят посты
в Телеграм-канале. Подписывайтесь на истории и картинки: t.me/aleksgusakovcom
Александр Гусаков
Дизайн-директор и со-основатель The Goort Design Bureau
Куратор курса GD:Fundamentals в школе Projector
Портфолио на Behance
Мои соцсети: Facebook, Instagram, YouTube, Podcast
Курсы со скидкой 55%. Промокод DESIGNPUB.
Доверие и статус в глазах клиента was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.