Мы оглядываемся назад на жизнь и работу графического дизайнера Вона Оливера, который умер в возрасте 62 лет после хваленой карьеры, проектируя рекордные рукава для таких как Пикси, Близнецы Кокто и Заводчики.
Несмотря на то, что никогда не писал песни и не играл ноты, вклад Вона Оливера в альтернативную музыкальную субкультуру 1980-х и 1990-х годов был значительным и для многих определяющим жанр.
На протяжении большей части своей карьеры Оливер разрабатывал обложки альбомов для независимого британского музыкального лейбла 4AD, где его работа постоянно бросала вызов категоризации и темам. Едва ли не человеческие формы с акварельной кистью, топлесс танцоры фламенко и абстрактные обезьяны, изображенные в его фирменных готических, сюрреалистических и текстурных стилях, украшали обложки работ из Pixies, Cocteau Twins, Breeders и многих других.
Содержание статьи
- 1 «Превосходящая посредственность»
- 2 «Он не был заинтересован в том, чтобы прояснить ситуацию»
- 3 «Он был упрямым ублюдком»
- 4 «Вон был моей естественной родственной душой»
- 5 «Зачем заказывать художника и обрезать крылья?»
- 6 «Если что-то пошло не так, он увидел в этом возможность, а не провал»
- 7 «Мечтатель»
«Превосходящая посредственность»
Оливер родился в графстве Дарем, естественно, заинтересовался графическим дизайном в школьные и студенческие годы. В эти ранние годы он отметил, что его вдохновением были произведения Сальвадора Дали, а затем Энди Уорхола и Роберта Раушенберга.
Он изучал графический дизайн в Университете Нортумбрии (ранее Ньюкасл-апон-Тайнский политехнический институт), а затем переехал в Лондон в конце 1970-х годов. Именно здесь он встретится с Иво Уоттс-Расселом, который, как основатель 4AD, предоставит платформу для большей части творчества Оливера. В дань уважения Уоттс-Рассел назвал себя и Оливера: «Две Девы со склонностью к контролю [who] каким-то образом сумели дополнить и поддержать друг друга в нашей миссии по преодолению посредственности».
«Он не был заинтересован в том, чтобы прояснить ситуацию»
Оливер присоединился к 4AD в 1982 году. Там он сделал себе имя дизайнера, который чувствовал себя комфортно в неудобной обстановке, манипулирующей самим смыслом того, что значит быть графическим дизайнером.
«Большинство из нас согласны с тем, что графический дизайн и, конечно, реклама — это то, что мы четко и недвусмысленно излагаем послание компании — Вон не стал бы так поступать», — говорит графический дизайнер и писатель Адриан Шонесси, который помогал компилировать, редактировать и опубликовать двухтомник Оливера "Вон Оливер: архив" в 2018 году.
«Он не был заинтересован в том, чтобы прояснить ситуацию, он хотел, чтобы люди решили сами», — добавляет Шонесси, указывая на дизайн рукава Оливера для Pod альбома Breeders 1990 года в качестве хорошего примера. В течение многих лет поклонники удивлялись и размышляли над жутко сексуализированной, почти человеческой формой на обложке, не зная, что на самом деле эта форма была изображением самого Оливера, сделанного с большой выдержкой, когда он танцевал перед камерой. с мертвыми угрями на талии.
«Он был упрямым ублюдком»
Журналист и биограф 4AD Мартин Астон вспоминает слова Оливера: «Мне никогда не нравится идти по легкому пути. Мне нравится провоцировать, быть извращенным ».
Этот риск принес ему уважение в большой части списка художников 4AD. «Проведя собеседование с каждым артистом, который записывался для 4AD в период с 1980 по 1999 год, я знал, что многие из этих артистов уважали его и были рады, что он предоставил такие знаковые образы для своей музыки», — говорит Астон.
Нельзя сказать, что методы Оливера не вызывали никакой критики. Для групп с сильными собственными идеями столкновения могут и действительно случаться. Астон говорит: «Некоторые из них отказались от того, чтобы Воган разрабатывал свои записи, другие мирились с этим и потом жаловались, в том числе на тот факт, что любые предложения, которые они внесли, Воган игнорировал их и делал все, что хотел»
«Но, насколько я понимаю, дизайны Вогана намного превосходили те, которые художники могли сделать сами; они более оригинальные, загадочные, яркие, запоминающиеся », — продолжает он.
Слова Астона были отражены в трибьюте бывшего участника Lush (группы 4AD) Эммы Андерсон, который заплатил Оливеру в Твиттере: «Воган был абсолютным провидцем, удивительно талантливым, уникальным. Он также был упрямым ублюдком, и ему не нравилось, когда ему говорили, что делать, и это делало его еще более блестящим. Он не склонялся перед условностями, и работать с ним было абсолютной честью и привилегией ».
«Вон был моей естественной родственной душой»
В рамках многолетнего повествования Оливера о 4AD было тесно сотрудничать. Как указывает Shaughnessy, он «активно сотрудничал», и два крупнейших партнерства в его карьере пришли в виде фотографа Найджела Гриерсона и коллеги-графического дизайнера Криса Бигга.
Гриерсон и Оливер встретились в подростковом возрасте и вместе переехали в Лондон, где работали под именем «23 Конверт». Перед уходом Гриерсона из экипировки в 1988 году они совместно создали почти все произведения для 4AD, включая рукава для близнецов Кокто и This Mortal Coil.
В своем собственном памятнике Оливеру Гриерсон объяснил первые годы жизни пары, в которой они поделились «всем от нашего рабочего места до нашего художественного образования, от нашего озорного чувства юмора до нашей любви к футболу, от нашего вдохновения до наших стремлений, и от нашей любви к музыке до нашей ранней школьной веры в то, что проектирование рекордных гильз было едва ли не лучшим, что любой мог сделать в своей жизни … Короче говоря, Воган был моей естественной родственной душой ».
«Зачем заказывать художника и обрезать крылья?»
После этого Крис Бигг станет долгосрочным сотрудником Оливера. По словам Бигга, их дружба и рабочие отношения начались, когда он связался с Оливером в 1983 году в качестве студента второго курса университета, желая написать часть своей диссертации «Конверт 23».
«Он был очень любезен со своим временем и беседой», — говорит Бигг. В конце концов он получил постоянную должность рядом с Оливером в 1987 году, где он говорит, что отличительной чертой метода Оливера была его способность окружать себя и поощрять талантливых людей.
«У него был настоящий талант позволять людям делать то, что они делают — зачем заказывать художника и обрезать крылья? Он побудит их удивить его. Мне это нравится, у него было видение, но он также был очень открыт для предложений и смены направления.
Это качество не ограничивалось только его коллегами, вспоминает Астон. «Он поощрял начинающих дизайнеров, переписывался с ними, когда они приближались к нему, и даже нанимал одного или двух.
«Он был таким же с фанатами, посылая произведения искусства или плакаты. Однажды он также разработал, по запросу, приглашение на 40-летие для одного фаната 4AD. Он не был просто польщен вниманием людей, он любил привлекать их, и это создавало особые отношения с работой и лейблом ».
Такое ободрение таланта произошло, кажется, даже тогда, когда Оливер не знал об этом. Графический дизайнер Гордон Рейд вспоминает о своих личных столкновениях с Оливером в качестве сотрудника в магазине пирогов в Эпсоме. «Днем я работал в этом магазине пирогов, чтобы заработать деньги, а ночью я создавал произведения искусства для 4AD и других мест».
«И он приходил часто, и хотя у меня никогда не было уверенности говорить с ним о его работе, он был самым приятным парнем. Это было очень важное время в моей ранней карьере, и просто иметь эти чаты в этом магазине, даже если он не знал, что мы работали на один и тот же лейбл, было напоминанием о том, что со мной тоже могут случиться какие-то вещи ».
«Если что-то пошло не так, он увидел в этом возможность, а не провал»
Оливер был самым известным за его работу с бостонской альтернативной рок-группой Pixies, и сумма этой работы в конечном итоге станет центром ретроспективной выставки в Университете Гринвича, где он провел неполный рабочий день. роль преподавателя позднее в его карьере.
Шоу 2016 года под названием «Где мой разум? Работу Вона Оливера и Пикси курировал коллега-гринвичский профессор, друг и фанат Ник Клир. Процесс курирования занял пару десятков лет работы по расклейке, отправленной в печатники, доказательства, фотографии и готовые работы.
«На протяжении всего процесса стало очевидным, насколько игривым был Воган в своем методе. Он был прекрасно подготовлен, чтобы уловить ошибки и увидеть в них возможности. Если что-то пошло не так, он увидел в этом возможность, а не провал ».
Эти «варианты», как выразился Клир, были основным моментом опыта курирования: «Я помню, что он показал мне серию различных результатов, которые мог взять Surfer Rosa (дебютный альбом Pixies), и любой из них могло бы быть фантастическим — но видеть решение, которое он принял и не принял, было восхитительно. ”
И именно это гибкое качество, по словам Клира, сделало его таким опытным преподавателем в его дальнейшей карьере. Помимо работы на полставки в Гринвиче, Оливер также работал приглашенным профессором в Университете творческих искусств в Эпсоме. «Он научил студентов мыслить по-другому», — говорит Клир.
«Мечтатель»
Помимо 4AD, Оливер также периодически разрабатывал для других клиентов на протяжении всей своей карьеры. Среди немюзик-клиентов были Sony, Microsoft и Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. «Северное эхо» сообщает, что его первый большой прорыв состоялся в виде ярлыка печеных бобов Хайнца.
Но именно в музыке оказался Оливер. Как говорит Астон: «Он был провидцем и чаще всего не проектировал записывающие рукава, которые странным образом отражали музыкальное содержание, или предлагал / говорил слушателю что-то о музыке, которую мы еще не знали».
В возрасте 62 лет и в присутствии близких родственников и друзей Вон Оливер умер 29 декабря. Его пережили его жена Ли, сыновья Беккет и Каллум и сестра Элисон.