Night Fever: Designing Club Culture рассматривает дизайн таких клубов, как лондонский Ministry of Sound, берлинский Berghain и нью-йоркский Studio 54.
«Ночные клубы могут много значить для людей на самых разных уровнях», — говорит куратор Night Fever: Designing Club Culture Кирсти Хассард. Она указывает на манчестерскую Haçienda, чей черно-желтый узор в виде полос, созданный Питером Сэвиллом, проник даже в неклубную культуру. Когда клуб закрылся, все его содержимое было продано с аукциона — от дискотечного шара до кусков пола. «Люди заплатили много денег, чтобы владеть материальной частью этого клуба», — говорит Хассард. «Это показывает возвышение дизайна через смысл и память».
Новая выставка V&A Dundee посвящена дизайну клубов с 1960-х годов до наших дней с международной точки зрения. В то время как Нью-Йорк является домом для многих из представленных клубов, есть места из дальнего зарубежья, такие как Space Electronic во Флоренции, Италия и The Mothership в Детройте, США. Шотландия также упоминается в The Rhumba Club и Glasgow’s Sub Club.
На всем протяжении он обращает внимание на интерьеры, мебель, графику, звук и технологии, призванные оживить клубные вечера. «Содержание выставки было отфильтровано из-за временного характера сцены», — объясняет Хассард. «Многие помещения для ночных клубов были очень эфемерными», — говорит она. «У вас будет интерьер в течение определенного периода времени, а затем он будет удален».
Хотя это могло ограничить некоторые объекты для показа, это также привело к неожиданным находкам, таким как сырные ножи и мышеловки, которые были превращены в тематические приглашения. «Очевидно, владельцы думали, что они такие особенные, и поэтому выжили», — говорит Хассард. «Это остроумные и шутливые образцы дизайна».
Хотя некоторые из спроектированных объектов могут быть ограничены, на выставке представлено множество графических работ. «Как правило, это были предметы, которые люди хранят», — говорит Хассард о коллекции клубных билетов и плакатов на шоу. Плакаты шотландских клубов разработаны Эдвином Пикстоуном уже более десяти лет. Графика Сэвилла для ночного клуба Haçienda в Манчестере также была переосмыслена на стене галереи.
По словам Хассарда, одна из причин, по которой клубная жизнь могла проявить изобретательность дизайнеров, заключается в том, что помещения часто выживают при скудных средствах. Это особенно верно в отношении сцен в послевоенной Италии, где такие студии, как Gruppo 9999 и Superstudio — обычно только выпускники университетов — создавали помещения с ограниченными ресурсами. «Эти пространства не выжили бы в долгосрочной перспективе, и это одна из вещей, которая была очень привлекательна для дизайнеров», — говорит Хассард. На другом конце спектра были тематические клубы, такие как Area in 1980s New York, где огромные бюджеты позволяли дизайнерам снимать интерьеры каждые восемь недель и каждый раз воплощать в жизнь новое творческое видение.
Некоторые объекты сохранились от ночных клубов, и они помогают рассказать историю интерьеров того времени. «Вы получаете представление об общем дизайне этих мест, к которому они и стремились — везде, где есть особый облик», — говорит Хассард. Она выделяет кресло Vitra, которое сохранилось от ночного клуба 1960-х годов в Болсано, Италия. На фотографии помещения представлены интерьеры 60-х годов в пастельных розовых тонах и обилие мебели из плексигласа. Хассард объясняет, что дизайн мебели имел решающее значение для клубов, создавая обстановку и создавая внешний вид. «Вы смотрите на этот объект и представляете, каким восхитительным был бы интерьер», — говорит она.
Эфемерный характер этих пространств, которые часто были домом для радикальных политиков и подпольных движений, связан с другой темой выставки: нереализованными клубами. К ним относятся чертежи ночного клуба, разработанные создателем кукол Джимом Хенсоном, и изометрические модели для Ministry of Sound II. Оба они так и не появились, но рендеры показывают, как именно они должны были выглядеть, объясняет Хассард.
На выставке также рассматривается дизайн одежды. Серия фотографий нью-йоркской Studio 54 подчеркивает гламур, созданный такими модными дизайнерами, как Хэлстон и Стивен Берроуз. «Идея многих ночных клубов заключается в том, чтобы их видели люди и создавали определенную идентичность», — добавляет Хассард. В 1990-х годах в Бельгии Вальтер Ван Бейрендонк (член Антверпенской шестерки) также разрабатывал одежду специально для клубной сцены.
По мере того, как клубная жизнь менялась по лицам, росла и ее репутация. В заключительном разделе выставки рассматриваются события на немецкой техно-сцене с открытием берлинских Berghain и Tresor. Он также исследует технологический дизайн, от синтезаторов до источников света, которые освещают темные пространства. «Больше похоже на то, что« мы делаем здесь что-то невероятное, и мы должны защищать архитектурные модели », — добавляет Хассард.
Выставка, оформленная с использованием «моментов дискотеки»
Выставка была разработана мюнхенской студией Oha. Соучредители Сами Аяди и Ян Хайнцельманн задумали создать пространство, отражающее тематику выставки, с акцентом на освещение и графику, вдохновленные реальными площадками. Неоновая вывеска «Ночная лихорадка» открывает выставку, а меняющий цвет световой экран создает тени стоящих в очереди посетителей на стене.
Фары устанавливаются на буровые установки на протяжении всей выставки, а детали направлены на то, чтобы соответствовать периоду. «Идея состоит в том, чтобы использовать правильные светильники правильной эпохи», — говорят дизайнеры. Это распространяется и на другие детали выставки. В одном из первых разделов черно-белые обои с сеткой взяты из выкройки из итальянской Superstudio, например. В более поздней комнате полоса Haçienda Питера Сэвилла была переосмыслена на стене.
Аяди и Хайнцельманн также использовали практические элементы, чтобы создать ощущение настроения. Например, секции разделены металлической серебряной занавеской, поэтому участки выделяются, но при этом вызывают воспоминания. «Он не просто разделяет секции, но и придает секцию 80-х годов дискотечный вид со ссылками на Studio 54», — объясняют дизайнеры.
Одна из изюминок выставки — «комната бесконечности», которая, по словам Аяди и Хайнцельманна, одновременно служит тихой дискотекой. Посетители попадают в зеркальную дорожку со светодиодными лентами. «Зеркала создают ощущение бесконечности», — добавляет команда. Есть наушники для посетителей с разными плейлистами, от дома до дискотеки. «У вас действительно возникает ощущение, будто вы находитесь в ночном клубе — это момент дискотеки, когда люди действительно начинают танцевать», — говорят они.
Создание «аутентичного взгляда» на клубную жизнь
Дизайнерская студия Too Gallus из Глазго создала фирменный стиль Night Fever, который представляет четыре эпохи из истории клубов. Студия также разработала серию айдентов для социальных каналов выставки и для демонстрации на выставочных площадках. «Айдентика могла легко превратиться в пародию на саму себя», — говорит основатель студии Баррингтон Ривз. «Прежде всего, мы хотели поговорить с людьми в этом мире и были вовлечены в клубную жизнь»
Ривз называет клубную жизнь «второй натурой» для него; его отец был вовлечен в Хасиенду, а его мать была вовлечена в движение Северной Души. Фаза исследования включала в себя беседы с родственниками и друзьями семьи, чтобы получить «достоверное представление о том, на что был похож клуб в то время», — говорит он. По словам Ривза, это помогло студии устоять перед клише в отношении клубной жизни.
Идентификация охватывает четыре периода клубной жизни со ссылками на бар Jewel's Catch One в Лос-Анджелесе и Ночные клубы 1980-х годов в Майами. Эти визуальные эффекты включают знакомые значки, такие как значки со смайликами, а также более технически продвинутые сцены современных ночных клубов Ибицы. Ривз объясняет, что для наблюдательных зрителей в каждой из сцен есть «пасхальные яйца» — скрытые подсказки. Например, для клубной эры 1980-х годов светильники показывают точное время.
«Мы чувствовали, что идентичность будет успешной, если один человек, который в то время испытал клубную жизнь, увидел и узнал ее», — говорит он. «Правильные люди увидят правильные вещи».
Night Fever: Designing Club Culture проходит в V&A Dundee с 1 мая 2021 года по 9 января 2022 года. Стоимость билетов начинается от 6 фунтов стерлингов, а дополнительную информацию о бронировании и времени работы можно найти на сайте V&A Веб-сайт Данди.