«Быть дизайнером в Бразилии в наши дни — значит быть сторонником выживания», — говорит Фабиано Хигаши, руководитель отдела искусства в Wieden + Kennedy в Сан-Паулу.
Жесткое сочетание бедности и джентрификации, крайне правого руководства и культурных репрессий сделало это так, — говорит он. В результате студии часто сталкиваются с проблемами, и дизайнеры обращаются за работой в технологические компании и некреативные агентства.
Это сложный набор обстоятельств для творчества, — признает он, — особенно когда жесткая и предвзятая позиция правительства в отношении женщин, сообщества ЛГБТК +, пандемии коронавируса и многого другого «заставляет Трампа выглядеть хорошим президентом». Некоторые части отрасли находятся в «тяжелом положении». Но, несмотря на вызов, Хигаши говорит, что творческий гений часто исходит именно из такой среды.
«Периоды репрессий ужасны, но в то же время они являются благодатной почвой для искусства и творчества — люди ищут способы проявить себя, протестовать, кричать и появляться», — говорит он.
Содержание статьи
- 1 «Те, кто хочет работать в рамках барьеров, и те, кто хочет их разрушить»
- 2 «Университетская среда, специально посвященная искусству и архитектуре»
- 3 «Жизненно важно, чтобы наши молодые дизайнеры признали историю маргинальности в своей культуре»
- 4 «Повышение бразильской идентичности с каждым предметом»
- 5 «Я даже не могу представить, насколько плодотворным и революционным он будет»
«Те, кто хочет работать в рамках барьеров, и те, кто хочет их разрушить»
Несмотря на бурную политическую историю и более свежие проблемы, Хигаши все же уверен, что творчество существует в Бразилии в широких масштабах. Фактически, это прямо на улице. «Если вы посмотрите на то, где сегодня находится бразильское изобразительное искусство и дизайн, часть этого происходит на улицах — буквально, — говорит он. «В таких городах, как Сан-Паулу и Белу-Оризонти, есть огромные сцены граффити».
Это можно рассматривать как прямой ответ и восстание против того, что Хигаши называет джентрификацией искусства. Он говорит, что очень часто хорошее искусство и дизайн отправляют в «галереи и иностранные студии, недоступные для обычных бразильцев». На улицах все видят все.
Помимо тех, кто выходит на улицу, чтобы поделиться своим творчеством, Хигаши говорит, что дизайнеры в Бразилии в основном делятся на две категории: «Тех, кто хочет работать в рамках барьеров, и тех, кто хочет их сломать». «Первая группа стремится организовать хаос, в котором мы живем — это UX-дизайнеры, тренеры по дизайну, влиятельные лица, бихевиористы, а финтех и стартапы отчаянно пытаются нанять этих людей», — говорит он.
«Другая группа — это альянс повстанцев — они недовольны и должны говорить о своей незащищенности и чувствительности», — продолжает он. «Каждая работа, которую они делают, — это манифест и попытка разрушения, и в настоящее время я считаю себя скорее частью второй группы».
«Университетская среда, специально посвященная искусству и архитектуре»
Бразильская индустрия дизайна не всегда подвергалась испытаниям в том виде, в каком она проходит сейчас, — говорит Хигаши. По его словам, в 20 веке было много известных дизайнеров, которые внесли свой вклад в «очень прочную» творческую культуру страны.
«У нас были такие, как Тарсила [a painter]Серхио Родригес [an architect]Рогерио Дуарте [an architect]Лина Бо Барди [an Italian-born Brazillian architect] и Ниеемер [an architect]и это лишь некоторые из тех, которыми мы можем гордиться» он говорит. «Мы определенно видим, как работа этих людей перекликается с сегодняшним бразильским дизайном».
Архитекторы составляют значительную часть истории дизайна Бразилии, потому что дизайн как особая образовательная дисциплина — это новое явление в стране, по словам Джейго Блума, директора программы BA Art and Design в Escola Britânica de Artes Criativas в Сан-Паулу.
«Создание первых студенческих курсов дизайна в Бразилии было долгим процессом, который начался в 1962 году с университетской среды, специально посвященной искусству и архитектуре», — говорит он, добавляя, что много десятилетий спустя большинство университетов разделили дисциплины дизайна. на свои собственные курсы вдали от архитектуры и искусства.
Блум объясняет, что европейские институты, такие как Баухаус и Ульмская школа дизайна, оказали большое влияние на то, как архитектура — и, следовательно, дизайн — формировались как образовательные пути. Ульмская школа дизайна оказала особое влияние, говорит он, поскольку первый в стране курс архитектуры в Государственном университете Сан-Паулу (USP) смоделировал свою учебную программу на основе учебной программы, созданной соучредителем Ульма Максом Биллом
.
«Жизненно важно, чтобы наши молодые дизайнеры признали историю маргинальности в своей культуре»
Но, хотя европейские проектные институты оказали огромное влияние на создание системы дизайнерского образования в стране, такая связь имеет свои разветвления для отрасли, говорит Блум. «В первой половине 20 -го века идея создания образа« современной »Бразилии была движущей силой всего искусства, архитектуры, литературы и дизайна», — говорит он.
Когда европейский модернизм достиг бразильских берегов, многие молодые творческие люди были «соблазнены следовать этой эстетике», потому что она казалась такой новой, продолжает Блум. Некоторые из его учеников сейчас, по его словам, задаются вопросом, как они могут привнести культурные аспекты Бразилии в свою дизайнерскую работу, не полагаясь на такие стереотипы, как карнавал и футбол.
«Жизненно важно, чтобы наши молодые дизайнеры признали историю маргинальности в своей культуре и подвергли сомнению использование идеализированных образов, принадлежащих культуре, стремящейся быть европейской, и исследовать, что же делает Бразилию такой особенной, такой непохожей и неповторимой. в отличие от любой другой страны », — говорит Блум.
«Повышение бразильской идентичности с каждым предметом»
Поскольку дизайнеры продолжают принимать творческую культуру Бразилии более чем когда-либо, Блум считает, что это захватывающий период для страны в этом отношении. Этого мнения придерживается Ана Кристина Шнайдер, координатор проекта Sindicato das Indústrias do Mobiliário de Bento Gonçalves (Sindmóveis), организации, защищающей интересы бразильских дизайнеров и производителей мебели.
«В последнее десятилетие бразильские работы выделяются в мире именно благодаря поглощению уникальных элементов — от местных пород древесины до культурных элементов, таких как северо-восточные кружева и южная шерсть, и включая культурное погружение в творческий процесс », — говорит Шнайдер. «Именно эта множественность определяет нас»
По словам Шнайдера, как и во многих других странах, устойчивость является одним из основных двигателей отрасли в Бразилии, и это снова помогает дизайнерам оставаться в контакте с традиционными ремеслами и практиками. В стране произрастает изобилие натуральных материалов, волокон и красителей, и они часто сочетаются с экологически чистыми вторичными материалами, такими как переработанный алюминий и восстановленная древесина, добавляет она.
Ремесленные изделия используются во многих изделиях, продолжает Шнайдер, тем самым «усиливая бразильскую идентичность в каждом изделии». И, как добавляет Блум, эти изделия часто способствуют «процветанию» рынка независимых дизайнеров.
«Я даже не могу представить, насколько плодотворным и революционным он будет»
Когда дело доходит до судьбы дизайнеров, для Бразилии это неоднозначная картина. Хотя Хигаши, Блум и Шнайдер все говорят, что у профессии и ее практикующих есть надежда, поскольку они продолжают формировать свою собственную творческую культуру, придерживаться старых традиций и противостоять политическому давлению, нет никаких сомнений в том, что это тяжелая работа.
Тем не менее, участники Недели дизайна по-прежнему были уверены в том, что грядет. «И знания, и технологии широко доступны, и поколение Z и так называемое Alpha-Gen родились в окружении творческих инструментов, которые были недоступны моему поколению», — говорит Хигаши, добавляя, что грядущая зрелость таких технологий, как AR и VR предоставит еще больше возможностей. «Я даже не могу измерить, насколько плодотворным и революционным это будет для всех, кто любит дизайн и творческие возможности».
Заглядывая в будущее, Блум заключает: «Жизненно важно, чтобы нынешнее поколение дизайнеров научилось противостоять несправедливости и научилось делать положительный вклад в общество и экономику. И не менее важно, чтобы они пришли к пониманию того, что ими движет и какие несправедливости мотивируют их лично ».