Аналитический центр Atelier 21, возглавляемый дизайнерами, занимается «эксгумацией» забытых голосов для будущего низкотехнологичного дизайна с участием людей.
«Мы не против технологий; мы поклонники технологий», — говорит Седрик Карлес из проекта Paleo Energy Project, который работает с «ретро-технологиями и низкотехнологичными технологиями», заново открывая забытые изобретения и патенты.
Во главе с Карлесом, французско-швейцарским дизайнером, проект представляет многопрофильный исследовательский аналитический центр и «гражданская лаборатория» Atelier 21, занимающийся проектированием. на выставке Engadin Art Talks 2023 в Швейцарии.
Начиная с 2015 года команда, состоящая из «дизайнеров, инженеров, электриков, художников, ди-джеев, звукорежиссеров, архивариусов и историков», глубоко копалась в архивах по всему миру, выявляя тысячи изобретений. «Мы раскопали множество пионеров, изобретателей, социальных инноваций, научной фантастики и искусства, которые могут помочь нам справиться с экологическим переходом», — говорит Карлес.
«Наше исследование показывает, что у нас коллективная амнезия», — добавляет он. «Мы забываем о Марии Телкес, которая создала эту чудесную архитектуру, работающую на солнечной энергии, в 1930-х годах». Далее он упоминает доктора Пола Маккриди, ученого, изобретателя и летчика, изобретшего самолет с приводом от человека, и 19й изобретатель века Огюстен Мушо, сконструировавший машину для преобразования солнечной энергии в энергию пара: «Пионер системы концентрации солнечной энергии, но он умер в бедности», — говорит Карлес.
«Я дизайнер, поэтому я научился создавать продукты и услуги, но когда я понял, что мы сталкиваемся с утратой биоразнообразия, изменением климата, проблемой ресурсов и воды, я посвятил свою работу не только поиску решений, но и коллективным решениям. », — объясняет Карлес, добавляя, что надеется вдохновить большее количество «дизайнеров, инженеров, политиков и инвесторов».
Говоря о более простых решениях, Карлес поясняет: «Следующий шаг инноваций — экономичные инновации, низкотехнологичные инновации. Это дело завтрашнего дня, потому что у нас заканчиваются ресурсы», — говорит он.
Содержание статьи
Процесс
Во всем мире стандартом является то, что срок действия патентов истекает через 20 лет после подачи заявки, после чего они становятся общественным достоянием. Но даже если данные доступны для общественности, объясняет Рогард, для проведения исследований требуется время. Хотя они и используют физические архивы, оцифровка коллекций и архивов упростила задачу. «С клавиатурой вы можете найти фантастические вещи со всего мира. Иногда я хожу в Библиотеку Конгресса, а в другой день я буду проводить исследования в Великобритании», — говорит он.
К настоящему времени команда Atelier 21 и обширная сеть «палео-исследователей» раскопали «тысячи изобретений, сотни графических изображений, патентов и попыток», добавляет Карлес.
Информация распространяется по-разному: есть сайт, книга, Retrotech & Lowtech (также изданная на французском и японском языках), а также команда напрямую работает с разными группами — это может быть школа, крупная международная компания или политик, – объясняет Карлес.
Основываясь на понятии коллективного разума, цель состоит не в том, чтобы давать немедленные решения, а в том, чтобы позволить клиенту стать частью процесса. По его словам, Atelier 21 создает временную шкалу изобретений, которые могут быть сосредоточены на основной области солнечной энергии или на конкретных проблемах, таких как решения для биогаза или велосипедные системы. «У нас будет от 20 до 50 вещей для работы по этой теме», — говорит он.
Затем они начинают работать с ними на более длительной основе. «Идея в том, что мы думаем в долгосрочной перспективе», — говорит Карлес. «Иногда кто-то просит нас о трехдневном семинаре, а мы говорим: нет, это не три дня в неделю. Это один день, а через два месяца еще один день…», — говорит он, поясняя, что это позволяет им «интеллектуально слиться с компаниями. Мы оставляем временную шкалу на стене на месяцы, чтобы они могли пить кофе и говорить об этом».
Для проекта с ООН они создали «Эко-лабораторию, своего рода школу в морском контейнере», дубликат которой отправляется в Национальную инженерную школу в Конакри, Гвинея. Он содержит объекты, временную шкалу и доступ к «виртуальному музею», который также можно найти в Интернете, где такие изобретения, как солнечный концентратор Мушо, были смоделированы в 3D, чтобы помочь людям лучше рассмотреть их.
Коллективные решения
Существует также цель по возможности получить практические результаты. Одним из примеров было открытие, что «один из изобретателей щелочных одноразовых батареек Карл Кордеш[…] запатентовал в 70-х годах изобретение для перезарядки неперезаряжаемых батарей», — говорит Карлес.
Карлес объясняет, что рынок щелочных батарей «составляет почти 20 миллионов долларов в год», и говорит, что из 30 000 тонн этих батарей, поставляемых на рынок Франции, «только половина перерабатывается». Даже в этом случае, добавляет он, процесс переработки загрязняет окружающую среду и стоит дорого.
После обмена изобретением с широким научным сообществом и участия в хакатоне был разработан простой продукт под названием Regenbox, способный заряжать и разряжать аккумуляторы.
Затем Atelier 21 расширила это до «коллективных решений», включая коробку, которую нужно разместить на местных предприятиях, куда люди могут приходить и тестировать свои батареи, а также получать рекомендации о том, перезаряжать их или оставлять на переработку. Аналогичное решение было разработано и для аккумуляторов телефонов.
Обмен знаниями сегодня стал намного проще, добавляет он. «Это общественное достояние, исходный код с открытым исходным кодом, и со всеми движениями распределенного дизайна, фабрик-лабораторий и всего остального, это мощный инструмент или рабочая группа для решения проблемы изменения климата».
«Человек может это сделать»
В целом, основное внимание уделяется открытию возможностей. Инструменты, которые Atelier 21 предлагает для борьбы с иногда парализующей тревогой климатической катастрофы, предлагают путь вперед, показывая то, что было возможно раньше, с гораздо более низкими технологиями, чем доступные сегодня, даже если решение не было принято. Вопреки сомнениям и отрицаниям, предполагает Карлес, люди могут узнать, что «это возможно».
Как книга, так и временные шкалы представлены с использованием визуальной привлекательности и воздействия «инструментов дизайна», говорит Карлес, что означает, что в них мало текста, но много изображений, иллюстраций и диаграмм.
Опять же, основное внимание уделяется людям и тому, что они могут сделать. Вместо каждого раздела книги, следующего за названием изобретения, в нем стоит имя изобретателя.
«Изменение климата абстрактно, энергия абстрактна, мегаватт-час абстрактен, тонна эквивалента CO2 абстрактна», — говорит Карлес.
«Для революции и перехода к изменению климата нам нужны новые взгляды, новые коллективные разговоры, новые нарративы. Если вы говорите только об инфраструктуре, люди говорят: «Это не я», но если вы говорите о людях, которые работали в этой области, люди могут идентифицировать себя с ними и проецировать в будущее».