Когда в 1965 году в Чикаго был построен центр Хэнкока Джона потребовалось 5 миллионов фунтов алюминия, что достаточно для изготовления металла, эквивалентного 96 туристическим автобусам. Пять лет спустя инженеры помогли Хэнкоку еще лучше, когда построили Сирс-Тауэр, небоскреб высотой 1400 футов, в котором было использовано более 176 миллионов фунтов стали. Чикаго всегда был городом, определяемым металлом и бетоном, но теперь амбициозное новое предложение обещает представить новый материал для горизонта Чикаго и небоскребов по всему миру: дерево.
Сегодня, на участке вдоль Чикагская река, архитекторы исследуют новый тип высотного здания, построенного полностью из дерева. Башня River Beech Tower — это тонкое здание из букового дерева, 80 этажей которого вырезали светлый силуэт на темном стеклянном горизонте Чикаго. Концептуальное здание еще не было построено и, возможно, никогда не будет построено. Это часть продолжающегося исследовательского проекта между Кембриджским университетом, архитекторами из Perkins + Will и инженерами из Thornton Tomasetti, цель которого — ответить на давние вопросы о том, как именно архитекторы и инженеры могут воплотить в жизнь эти массивные деревянные башни.
River Beech — лишь одна из немногих амбициозных идей, которые появились в последние пару лет. Дизайнеры предложили схему для такого же высокого деревянного небоскреба в Лондоне под названием Oakwood Tower. В Стокгольме планы строительства 436-футового жилого здания — самого высокого в городе — находятся в стадии разработки. А фирма Захи Хадид недавно выиграла комиссию по строительству в Англии волнообразного, полностью деревянного футбольного стадиона.
Эпоха древесины официально началась, и она должна изменить то, как выглядят и чувствуют наши города. «Я всегда верил, что каждое великое движение в архитектуре рождено за счет структурных инноваций», — говорит Майкл Грин, архитектор из Ванкувера, который недавно закончил T3, семиэтажное здание в Миннеаполисе, которое в настоящее время является самой высокой деревянной конструкцией. в США.
Дерево, конечно, не ново. Вплоть до конца 19 века древесина была все еще доминирующим строительным материалом. Это изменилось после серии жестоких городских пожаров, охвативших крупные американские города, демонстрирующих огнеопасность древесины и побуждающих архитекторов исследовать новые материалы, такие как сталь и бетон. Но новые инновации снова сделали древесину более привлекательной. Возьмите кросс-ламинированную древесину, своего рода сверхпрочную фанеру, изготовленную путем склеивания различных кусков дерева, чтобы сформировать слоистый композит, который конкурирует с прочностью стали. Этот новый материал в сочетании с прецизионными цифровыми производственными процессами, такими как фрезерование на станках с ЧПУ, позволяет архитекторам строить из дерева с высоты, невообразимой сто лет назад. А его экологические свойства делают его еще более привлекательным; дерево действует как ящик для углекислого газа, улавливая избыток CO2 из воздуха.
Сегодня самое высокое деревянное здание в мире находится к северу от T3 Green, 18-этажного общежития в Ванкувере, которое называется Brock Commons. Здание, которое должно завершить строительство в ближайшие пару недель, похоже на любое другое стальное или бетонное здание — квадратную прямоугольную раму, построенную из деревянных модулей, которые соединяются друг с другом, как негабаритный лего. Но это является важным доказательством того, что древесина может использоваться в больших зданиях. «Я бы посмотрел на Brock Commons как на демонстрацию использования продукта на достижимой высоте, быстрой шкале времени и очень экономически выгодной», — говорит Роберт Джексон, инженер-строитель из Fast + Epp, который работал над проектом.
Майкл Рэймидж, глава Центра инноваций в области натуральных материалов при Кембриджском университете и ведущий инженер на Чикагской башне Ривер Бич и лондонской Оквуд-Тауэр, говорит, что Brock Commons представляет собой первый шаг к раскрытию уникального потенциала древесины. «Существует история замены материала, которую вы можете отслеживать каждый раз, когда мы меняем основной строительный материал, — говорит он. — Мы копируем предыдущий материал, пока не освоим новый». Это произошло с железом, сталью и бетоном. В конце концов, Рэймдж считает, что архитекторы будут использовать уникальные свойства древесины, чтобы придумывать новые интригующие формы.
Древесина легкая и прочная, что означает, что она хорошо подходит для высоких башен, которые должны выдерживать собственный вес. В то же время, он не такой жесткий, как сталь и бетон, что ограничивает расстояние, которое он может проходить, сохраняя при этом свою прочность. По этой причине Чикагская башня «Река Бук» на самом деле представляет собой два узких здания, которые соединены в середине атриумом пересекающихся диагональных балок. балки соединяются с ячеистыми модулями на фасаде, которые несут большую часть нагрузки здания. «Мы позволим материалу рассказать нам, каким должен быть дизайн», — говорит Тодд Снапп, партнер Perkins + Will, который работает d о проекте.
У Timber есть возможность создать более честную и прозрачную архитектуру, утверждает Кевин Фланаган из PLP Architecture, фирмы, которая спроектировала лондонскую Oakwood Tower. Фланаган недавно начал новый проект в Голландии под названием The Lodge, который иллюстрирует его точку зрения. 426-футовая башня — это стеклянный гиперболоид, обернутый в ряд деревянных балок, которые пересекаются, образуя стабилизирующий узор из плетеных корзин. В верхней части здания балки тонкие и элегантные; ближе к земле они увеличиваются в толщине, мало чем отличаясь от ствола дерева. «Существует четкое понимание того, что сдерживает что», — говорит он. «Его нельзя сделать должным образом из стали или бетона».
Ложа, как и башни Река Бич и Оквуд, технически осуществима, если не совсем практична, для строительства. «Если кто-то с абсолютно неограниченным бюджетом скажет:« Я хочу это », ответ будет:« Хорошо, это может занять у нас немного времени », — говорит Рэймидж. Еще предстоит провести исследование по безопасности и стоимости. Между тем города и застройщики скептически относятся к инвестициям в такие экспериментальные новые формы. Архитектура не строится в одночасье. Городские горизонты трансформируются еще медленнее. Но даже если этим архитекторам потребуются годы, чтобы построить свои самые дикие новые конструкции, их амбиции по-прежнему служат не менее важной цели: они показывают, что возможно.