В ближайшие 5–10 лет в индустрии появится больше UX-редакторов, чем когда-либо. Специалисты, создающие контент и распространяющие его, перейдут на устройства с большим сенсорным экраном — например, iPad. Работодателям стоит быть готовыми к приобретению таких устройств в соответствии с запросом сотрудников.
~
По мере роста спроса на дизайн, во всех цифровых продуктах возрастает спрос и на эмпатичные, ясные, краткие, запоминающиеся и интуитивно понятные микротексты. Практикующим дизайнерам сложно овладеть навыком работы со словом и нужным стилем изложения и одновременно работать по своей специализации. Поэтому появилась потребность в людях, которые могли бы заполнить эту пустоту изысканно подобранными словами, — и компании стали нанимать UX-редакторов. Они обеспечивают коллег продуктовыми микротекстами и помогают создавать контент, который ведёт прямо к сути дела и чётко передаёт нужный смысл.
Общаясь с начинающими дизайнерами во время менторства, я заметил, что некоторые из них проявляют интерес к написанию UX-текстов. Поэтому я решил поговорить с нанимающими менеджерами больших компаний и составить список качеств и квалификаций, которые стоит отточить тем, кто хочет стать UX-редактором.
Содержание статьи
#1 Опыт в продуктовом копирайтинге
Наличие релевантного высшего образования никогда не повредит, и оно не уменьшит ваши шансы получить работу — но в продуктовом копирайтинге больше ценится опыт. Рынок ищет людей с опытом или способностями к коммуникациям, журналистике, техническому копирайтингу, UX, HCI (Human-Computer Interaction) и международным языкам помимо английского. В частности, рынки в Юго-Восточной Азии и Европе ищут людей, которые работали с несколькими языками — например, с бахаса, филиппинским, французским или немецким.
Помимо диплома ценится разнообразный опыт в продуктовом копирайтинге, ориентированном на пользователя. Его можно показать через портфолио с примерами работ. Можно специально написать тексты под продукты (выдуманные или реальные) с разной подачей в зависимости от целей бренда. Свои навыки в продуктовом копирайтинге можно демонстрировать с точки зрения эксперта по оборудованию, программному обеспечению, digital-агентствам или другим релевантным областям.
#2 Примеры междисциплинарного копирайтинга
В ближайшем будущем при найме UX-редакторов ещё пристальнее будут смотреть на умение создавать контент для междисциплинарных проектов — писать о программном обеспечении и оборудовании (например, носимых устройствах, очках и шлемах виртуальной реальности), сопутствующих материалах и брендинге.
Повторюсь: прежде, чем искать возможности применить свои писательские компетенции, составьте портфолио. Его можно собрать из UX-ориентированного копирайтинга и гайдлайнов, которые вы разработали в прошлом. Дизайн-команды взрослеют, компании продолжают создавать мультибрендовые продукты, а дизайн-системы будут играть ключевую роль в компаниях, ориентированных на продукт. UX-редакторам понадобятся определённые навыки, чтобы поддерживать продуктовые гайдлайны, разрабатывать руководства по tone of voice для мультирегиональных продуктов и транслировать философию бренда через тексты, построенные на эмпатии.
# 3 Привычка разрабатывать фреймворки
В предыдущем абзаце ☝️ я упомянул разработку гайдлайнов по стилю текста и умение ориентироваться на дизайн-системы. Чтобы создавать практически применимые руководства по стилю, UX-копирайтерам нужно выходить за рамки: устанавливать фреймворки, искать и собирать контент-шаблоны, изучать существующие гайдлайны по tone of voice, информационную архитектуру (и способы её улучшения) и иерархию контента в продуктах. Это много умственной работы.
Поэтому я подготовил краткое описание каждого из этих важнейших пунктов:
Представьте, что фреймворк — это ряд узлов на верёвке для слепого человека. Верёвка задаёт направление, а узлы — это способ чтения, изучения и понимания того, что ждёт впереди.
- Установите фреймворки. Научитесь создавать системы, устанавливать рекомендации и запреты в процессах создания контента, чтобы развиваться в разных направлениях. Фреймворки в копирайтинге работают аналогично фреймворкам дизайн-систем — они должны помогать компаниям создавать продуктовые интерфейсы без особых усилий и лишнего планирования. Фреймворк должен помогать в определении будущей линейки продуктов и помогать командам, которые будут работать над ней. Представьте, что фреймворк — это ряд узлов на верёвке для слепого человека. Верёвка задаёт направление, а узлы — это способ чтения, изучения и понимания того, что ждёт впереди. Прочтите эту фразу ещё раз.
- Контентные шаблоны. Продуктовые интерфейсы в рамках определённой области обрастут стандартными паттернами, которым необходимо следовать и которые нужно изучать. Банковское дело, социальные сети или фитнес-индустрия — манера общения, тон, голос и язык коммуникации будут меняться в зависимости от того, для какого продукта вы пишете микротекст. Поэтому так важно изучать эти паттерны, создавать новые практики на основе исходных и вносить свой вклад в систему. Для разработки своих контент-паттернов вам нужно будет задокументировать свои стратегии с помощью гайдлайнов и определить лучшие практики и принципы.
- Учитесь у других. Посещайте конференции, ищите менторов, покупайте необходимые материалы, создавайте свою сеть контактов и используйте отраслевой опыт. Лидеры индустрии копирайтинга — Amazon, Google, Netflix, Tesla, Karla, Zendesk и др., — могут помочь вам быстро стать UX-редактором. Эти компании не всегда будут открыто делиться своими гайдами, но если вы несколько раз обратитесь за помощью, вы её получите. Ищущий всегда найдёт.
- Информационная архитектура и иерархия контента. Информационная архитектура станет сложной темой как для крупных компаний, так и для продуктов. По мере того, как потребители и предприятия становятся все более циклическими и сложными, информационная архитектура и порядок контента станут единственным, что поможет сэкономить пользователям больше времени и сделать продукты успешными. Поэтому изучение этой темы, несомненно, будет вам полезно. Некоторые продукты уже ищут UX-архитекторов для решения подобных проблем.От UX-редактора ждут, что он будет вносить свой вклад в дизайн-системы — и его конечной целью станет обеспечение целостности между продуктами. Задача UX-редактора — определять и формировать опыт, который мотивирует пользователя, ведёт его по счастливому пути, а также помогать пользователю легко преодолевать ошибки.
#4 Инструменты дизайна и совместной работы
«Я не умею работать в Фигме. У меня не получается её освоить. Я лучше стану UX-редактором».
Глупо отказываться от своих мечтаний и довольствоваться чем-то меньшим. К тому же UX-редакторы работают в команде с дизайнерами и должны разбираться в дизайн-инструментах вроде Фигмы. Заведите себе привычку заходить в каждый макет и вручную менять текст каждого экрана. Системы и инструменты дизайна становятся умнее, но нам ещё далеко до полной автоматизации и синхронизации, так что без ручного труда не обойтись.
Поскольку UX-редактор — стратегический лидер в своей зоне ответственности, помимо продуктовых дизайнеров он общается и с другими заинтересованными лицами: UX-исследователями, юристами, маркетологами, продуктовыми менеджерами и разработчиками, подстраиваясь под стейкхолдеров и их фидбек. Обратная связь может приходить со всех сторон и даже на других языках. Поэтому UX-редактор должен быть довольно толстокожим, чтобы иметь возможность принимать обратную связь и менять стиль текста и подачу в процессе работы.
#5 Лидерство в мышлении
Хотя сейчас UX-редакторы в основном работают поодиночке, они должны уметь проявлять лидерство в мышлении и уметь строить роадмапы на основе неполной информации.
Лидер мышления ведёт и связывает географически распределённые команды.
UX-редакторам также нужно уметь находить творческие способы удерживать фокус на пользователя, работая в рамках нормативных и юридических ограничений — например, положений об авторских правах. Такие обязанности делают их равноправными партнёрами и лидерами мышления в отрасли. Простой способ практиковать работу в рамках ограничений — писать тексты и параллельно вырабатывать привычку читать юридические тексты, сведения о конфиденциальности, авторском праве, положения и условия. Их можно найти на сайтах технических компаний или на некоторых сайтах и сервисах при регистрации — в диалоговом окне, где написано «Я ПРИНИМАЮ».
Кроме того, UX-редакторы должны уметь мыслить стратегически. Благодаря этому навыку, им доверяют работу над стратегией развития целей и стиля текстов компании. Стратегия позволяет организациям распространить конкретную концепцию контента и голоса бренда на один или несколько продуктов. Наличие такого фреймворка ставит UX-редактора на позицию специалиста по смысловой составляющей и того, кто продвигает целостные нарративы о продукте.
По моему опыту, концепт лидерства по-разному интерпретируется в разных компаниях; под ним часто подразумевают руководство и наставничество над другими UX-редакторами и освещение важности роли UX-копирайтинга и контент-стратегии на протяжении всего процесса разработки продукта для коллег из других отделов. Чтобы приобрести такие навыки, нужно поработать от 3 до 5 лет в индустрии, но в самом начале пути уже можно искать лидеров и наблюдать за их работой.
#6 Проектный менеджмент и помощь коллегам в росте
Как только гайдлайны по стилю и видению продукта готовы, UX-редактор может внедрять tone of voice на новых территориях проекта. Но нужно учитывать, что в уникальных проектах для внедрения новых или аналогичных гайдлайнов нужно уметь проводить воркшопы и разрешать возникшие в процессе трудности, что само по себе отдельная тема.
Новые проекты могут дать UX-редактору опыт в проектном менеджменте от оценки потребностей до реализации. Можно научиться выявлять возможности, сортировать и изменять приоритеты, работать в определённых рамках, обеспечивать дополнительные ресурсы и работать с новыми для вас стейкхолдерами.
Я надеюсь, что этот краткий обзор поможет будущим и опытным UX-копирайтерам выявить препятствия на своём профессиональном пути.