В последние годы инструментарий архитектора меняется быстрее, чем когда-либо. Чтобы разобраться, каким софтом специалисты действительно пользуются сегодня, мы обратились к Софт Культуре — школе для архитекторов, урбанистов и дизайнеров интерьера. Команда проекта опросила профессионалов из сорока бюро и узнала, какие программы остаются базой, какие новые инструменты входят в обязательный набор, а что постепенно уходит в прошлое. Редакция Design Mate публикует результаты исследования.
Содержание статьи
- 1 Что и как мы анализировали?
- 2 GIS и аналитика
- 3 Эскизное моделирование
- 4 Моделирование для проектирования и рабочки
- 5 Чертежи: BIM и дополнительные инструменты
- 6 Эскизная визуализация
- 7 Финальная визуализация
- 8 Графика и презентация
- 9 Нейросети
- 10 Ключевые выводы
- 11 Авторы комментариев, преподаватели курсов Софт Культуры
Что и как мы анализировали?
Мы разделили программы на несколько основных групп — для аналитики, эскизного и детального рабочего моделирования, черновой и финальной визуализации, чертежей и подачи. А еще выделили в отдельную группу нейросети — чтобы посмотреть, насколько популярны такие инструменты сегодня.
Мы не раскрываем названия бюро и имена архитекторов — многие софты недоступны в России, и мы не можем рассказывать, как бюро покупают программы. Но добавим: мы расспросили архитекторов разных фирм, от небольших интерьерных студий до крупных компаний-застройщиков. А свои комментарии о софтах и трендах дали преподаватели курсов Софт Культуры — практикующие архитекторы, которые используют программы на ежедневной основе. Полный список имен можно найти в конце статьи.
GIS и аналитика

Большинство проектов начинается с анализа и исследования: контекста, инфраструктуры, транспорта и природы. Но GIS-инструменты помогают работать с городскими масштабами, поэтому используются не в каждом бюро.
Самый частый инструмент для предпроектного анализа — это плагины для SketchUp, Revit и ArchiCAD. Чаще всего так работают архитекторы, которые выбирают эти программы для моделирования. А вот Grasshopper используют и архитекторы, которые не работают в Rhino для моделирования.
На втором месте по популярности — QGIS, самый известный софт для GIS-аналитики, им пользуется половина опрошенных нами бюро. А почти треть участников исследования делает предпроектную аналитику по старинке — руками.
Эскизное моделирование

Для эскизного моделирования, быстрых проверок идей, поиска планировочных решений, тестирования объемов и рельефа архитекторы чаще всего используют SketchUp — это абсолютный фаворит нашего опроса. Софт незаменим там, где важны скорость работы и простота. SketchUp хорош для быстрых объемных поисков, особенно на ранних стадиях и в небольших проектах — он позволяет быстро «поймать» концепцию, прежде чем углубляться в детали.
Мы не ожидали, но вторым по популярности инструментом стал Revit — на стадии эскизного моделирования им пользуется почти половина опрошенных нами архитекторов. Revit на стадии концепции часто используется скорее для апробации идей, чем для чистого поиска. Сильная сторона софта — подсчеты и квартирография уже на стадии концепции. Еще архитекторы отмечают скорость в работе с планировками, возможность в два клика поднять стены и расставить мебель. А вот другой популярный BIM-софт, ArchiCAD, для эскизного моделирования выбирают не так часто.
Еще одна популярная альтернатива — Rhino. Софт позволяет работать с любой геометрией, особенно сложной и криволинейной. Открытый интерфейс помогает «думать руками» и буквально строить форму из линий и поверхностей.
Моделирование для проектирования и рабочки

Для детальной проработки модели больше всего подходят BIM-инструменты, и в этой группе программ обошлось без сюрпризов: архитекторы чаще всего предпочитают Revit и ArchiCAD. Самый частый выбор — Revit. Его выбирают в большинстве бюро за цельность логики и точная работа с данными. Есть и минус — жесткие правила, которые приходится хорошо понимать.
На втором месте по популярности — ArchiCAD. Он любим многими бюро за гибкость, соотношение цены и функционала и возможность получить насыщенную модель уже на старте работы. Софт дает возможность вести проект и в 2D, и в 3D, и настраивать графику не хуже, чем в специализированных программах — он используется как для схем, так и для альбомов.
Другие альтернативы — SketchUp и Rhino в связке с Grasshopper, но для рабочего проектирования и детального моделирования они используются меньше. SketchUp сохраняет позиции как доступный и интуитивный инструмент, особенно в небольших бюро. Rhino закрывает задачи точной проработки и сложной геометрии. В одном файле можно держать и чертежи, и модель, плюс — мощные инструменты для оптимизации и симуляций.
Чертежи: BIM и дополнительные инструменты

Да, нас тоже расстраивает, в каком проценте бюро все еще активно используется AutoCAD. Но не можем не радоваться — этот софт в основном появляется только как «чистый» чертежный инструмент, а его доля постепенно снижается.
Большинство архитекторов отдают голоса за Revit — этот софт удобен тем, что графика чертежей идет напрямую из модели. Также довольно популярны ArchiCAD и Rhino — это гибкие инструменты для работы с чертежной графикой, которые позволяют настроить линии и штриховки как в Illustrator.
Мы рады, что самый популярный софт в этой категории — Revit. AutoCAD постепенно становится менее частым выбором, но все еще очень активно используется для разработки и финализации чертежей. ArchiCAD и Rhinoceros — менее популярные альтернативы, которые тоже хорошо подойдут для задачи.
Эскизная визуализация

В 27 бюро для эскизной визуализации выбрали Enscape. Это удобный плагин для софтов для моделирования, с помощью которого можно рендерить сразу внутри модели.
На втором месте — связка 3ds Max + Corona — не самая быстрая в работе и простая в освоении, зато позволяющая добиться максимальной реалистичности. Другой популярный выбор — новый инструмент D5 Render. Ключевые преимущества софта — достойное качество картинки, новизна, встроенные AI-инструменты и доступность: можно скачать бесплатную версию и легко оплатить лицензию.
Остальные софты проигрывают по популярности — их часто выбирают как дополнительный, но не основной движок. Например, Lumion, V-Ray, Twinmotion и Thea. А еще в бюро используют нейросети — чтобы визуализировать по модели или ручной графике.
Финальная визуализация

Индустриальный стандарт для финальной визуализации и подачи идей заказчику и жюри — все еще 3ds Max + Corona. Эту связку используют и внутри бюро, и при работе с визуализаторами на аутсорсе. Популярность поддерживается обширными библиотеками. А вот V-Ray сдает позиции: этот универсальный инструмент дает огромный контроль над светом и материалами и позволяет делать как реалистичную подачу, так и художественную, но его выбрали всего в двух бюро.
Два других популярных выбора, помимо 3ds Max + Corona — Enscape и D5 Render. Enscape — это удобный плагин, который позволяет мгновенно рендерить внутри модели, а D5 Render — это доступный инструмент, который позволяет добиться качественной картинки и улучшить рендеры с помощью встроенных ИИ-инструментов.
На третьем месте Lumion, Twinmotion и Thea. У первого дружелюбный интерфейс и быстрая сборка сцен — он хорошо подходит для атмосферных финальных картинок, но требует мощного железа. Twinmotion — гибкий, бесплатный и быстрый инструмент. Используется даже в крупных бюро вроде Zaha Hadid Architects или Foster + Partners, а вот в российских бюро не пользуется особой популярностью.
Графика и презентация

Для подачи идей, оформления схем и финальных альбомов стабильно используется большая троица — Adobe Photoshop, InDesign и Illustrator. Photoshop — самый частый выбор из всех перечисленных в статье инструментов: 34 бюро используют его для коллажей, обработки рендеров и атмосферных подач. InDesign — основной инструмент для сборки многостраничных документов: презентаций, конкурсных альбомов, дипломных проектов. У него почти нет конкурентов, но в нескольких бюро предпочитают работать в Microsoft Powerpoint, Google Slides и Figma.
Нейросети

За последние два года именно нейросети стали главным дополнением к базовому софту архитектора. 32 из 41 бюро используют ИИ хотя бы на одной стадии проектирования. Чаще всего — для визуализации: генерации идей, атмосфер и референсов. Самый популярный инструмент — Chat GPT: им архитекторы пользуются для генерации текстов, технических описаний, брифов и даже Python-скриптов. На втором месте — Midjourney, основной инструмент для быстрых визуальных идей и подачи концептов. Почти столько же бюро используют Stable Diffusion, чаще в связке с Photoshop — для финальной доработки визуализаций.
Менее популярные альтернативы — Prome AI и Runway. Часть бюро, особенно небольшие, не используют нейросети — считают их полезным, но не критичным инструментом для рабочего процесса. Раньше нейросетями пользовались для вдохновения, теперь — для конкретных задач: генерации рендеров, обработки изображений, визуального ресерча и автоматизации.
Ключевые выводы
Дарья Буковская архитектор, лид команды разработки образовательных программ направления «Цифровые инструменты» в Софт Культуре В 2025 году базовый набор софта для архитектора невозможно описать несколькими программами: он превращается в экосистему из многих инструментов. Архитектору недостаточно владеть одной любимой программой и яростно продолжать спор «Revit или ArchiCAD». Конкурентоспособность сегодня — это умение собирать под задачу удобную связку из нескольких инструментов.
BIM постепенно забирает на себя больше стадий, продолжая медленно вытеснять классические чертежные программы вроде AutoCAD в роль вспомогательных. SketchUp, Revit и 3ds Max + Corona остаются опорными точками: первый — для быстрых поисков формы, второй — для проектирования и рабочки, третий — для финальной визуализации. Все большее количество бюро добавляют к этому ядру дополнительные инструменты: QGIS для аналитики, рендер‑движки вроде D5 Render для быстрых картинок прямо из модели, плагины в софтах для моделирования.
ИИ-инструменты перестали быть экзотикой — и стремительно становятся новым дополнительным слоем, который нужно знать архитектору. Они помогают работать с текстами, проводить ресерч, улучшать концепции, финализировать рендеры: ускоряют рутину, помогают тестировать варианты и уточнять решения.
Авторы комментариев, преподаватели курсов Софт Культуры
Паша Медведев — архитектор, BIM-специалист, куратор и преподаватель курсов по Revit в Софт Культуре. Окончил МГСУ, работал в архитектурной мастерской Романа Леонидова и в компании Hilti. Сейчас ведёт частную практику и руководит группой архитекторов в бюро KPLN.
Алан Батяев — архитектор, преподаватель курса «ArchiCAD. Проект и подача» в Софт Культуре. Выпускник СПбГАСУ, работал главным специалистом фасадных решений в ГК «Самолет» и ведущим архитектором в ТПО Прайд.
Ваня Скибневский — архитектор, преподаватель курса «ArchiCAD. Проект и подача» в Софт Культуре. Выпускник МАрхИ, стажировался в Junya.Ishigami + Associates (Токио), работал в бюро Sergey Skuratov Architects, сейчас учится в магистратуре в университете Лихтенштейна.
Илья Бедник — преподаватель на курсе «Rhino для архитекторов» в Софт Культуре, студент МАрхИ в студии Юрия Григоряна. Работал в бюро Parametric Box, стажировался в Цимайло, Ляшенко и Партнеры и бюро Сага.
Регина Давлетова — архитектор, визуализатор EASYBUREAU, архитектурный фотограф. Создательница Tatarpeoplepng — сайта с графикой, посвященной татарскому визуальному коду. Преподает на курсе «Визуализация в Lumion» в Софт Культуре и в архитектурной школе «Макет».
Инга Неллина — ведущий архитектор в «ПИК», преподавательница курса «Концептуальная визуализация в Twinmotion» в Софт Культуре. Выпускница МАрхИ, совмещает архитектурную практику в компании с фриланс-проектами.
Анастасия Ситнова — архитектор, специалист по архитектурной графике в бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», выпускница МАрхИ. Преподаватель на курсе «Благоустройство просто» в Софт Культуре.
Эмиль Зарипов — архитектор, визуализатор, преподаватель на курсе «Архитектурная визуализация в 3dsMax+Corona». Окончил КГАСУ, работал в Kleinewelt Architekten и Chapman Taylor, сейчас сотрудничает проектно с архитектурными бюро и девелоперами.
Рома Хорев — архитектор, преподаватель на курсах по нейросетям в Софт Культуре. Учился в University of Balamand, Hochschule Wismar и МАРШ. Работал в Najjar Najjar architects, сейчас работает в архитектурной студии «Атриум», где курирует исследовательское направление по использованию нейросетей в процессе архитектурного проектирования.
Даша Захватова — архитектор, куратор курсов по нейросетям в Софт Культуре. Окончила МАрхИ и магистратуру Технического Университета Мюнхена, работала архитектором в бюро «Атриум» и в культурном центре в Мюнхене как реферант для архитектурных воркшопов. Сейчас — научный сотрудник в Анхальтском Университете.
Материал с сайта: https://design-mate.ru








