Даниил Трабун знает о технологиях и запуске диджитал-продуктов, как никто другой — в прошлом он был медиадиректором «Яндекс.Дзена», а также главным редактором сайтов ведущих изданий. Сейчас он работает продуктовым менеджером Яндекса, погружается в AR и VR, придумывает кроссовки в NFT, а в этом году оценивает работы конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2022. Поговорили с Даниилом о том, каким должен быть современный дизайн, почему за виртуальными объектами — будущее, и как создать кроссовки, ничего не понимая в дизайне обуви.
Даниил, вы говорили о таком принципе: для того чтобы реализоваться, любая концепция сначала должна стать объектом желания. Какими еще должны быть проекты и идеи, чтобы их заметили?
Я думаю, что любой объект или продукт сегодня должен обладать глубокой связью с историей. Нас окружает очень много пустых вещей, которые никак не связаны с человеком, но когда люди сегодня смотрят на объект желания, они видят что-то очень им понятное и глубокое. Это может быть простой стул, на который ты смотришь и понимаешь, насколько он связан с тобой, миром и историей. Понятно, что мы должны были научиться делать не очень обдуманные вещи — например, бутылку для воды, шкаф-купе, скатерть с цветочками. Но сейчас мы переходим в мир, где за скатертью с цветочками есть что-то большее. Мы задумываемся о том, из какого материала сделана эта скатерть, кто ее делал и зачем, почему мы ее покупаем, что будет с ней в будущем. Сейчас, кстати, появляется все больше виртуальных предметов, которые тоже становятся объектами желания.
1 место в конкурсе Lexus Design Award Russia Top Choice 2021: «Капсула безмятежности», Константин Дельтауров
То есть дизайн и искусство полностью перейдут в диджитал?
Мне кажется, мы уже в процессе. Люди начинают задумываться на тему экологии — не только активисты, но и целые бизнесы и корпорации. Ведь чтобы делать для людей по-настоящему нужные вещи, их можно создать сначала в виртуальном пространстве. Многие дизайнеры сегодня делают свои объекты сначала на 3D-принтере.
В современном мире потребление заменяется коллекционированием. Это касается, конечно, людей с большим доходом, которые тратят его на одежду, но через 5-10 лет начнут тратить на виртуальные объекты. Таким образом мы решаем проблему избыточного потребления и самовыражения одновременно.
Lexus Design Award Russia Top Choice 2022 выбирает проекты, которые решают актуальные проблемы и формируют лучшее будущее с помощью дизайна. Какие это проекты лично для вас?
В России есть несколько тем, которые не очень заметны. Это, например, тема экологии — на нее не обращают много внимания, хотя у нас есть поводы говорить об этом. Для меня один из важных критериев продукта или объекта, которые делают в рамках конкурса Lexus — это то, как он связан с природой и реальностью. Это может быть не решение экологической проблемы напрямую, но если внутрь объекта не зашито понимание, что мы живем в мире, где есть природа и человек, и они взаимодействуют, то для меня это повод задать дополнительные вопросы.
2 место в конкурсе Lexus Design Award Russia Top Choice 2021: «Обувь-конструктор для детей», Регина Крайняя
Еще один ключевой вопрос, который должен быть в голове у дизайнера — как разные люди будут взаимодействовать с предметом? Если я делаю стул, то стоит спросить себя, как на нем будут сидеть мужчины и женщины, люди, у которых есть какие-то ограничения, люди разной комплекции, из разных стран и культур. Очень легко ошибиться и сделать объект, который может испугать человека или не понравиться какой-то группе людей.
Как вы думаете, повлияет ли постпандемический период на темы, которые участники будут исследовать в своих проектах в этом году?
Мне кажется, еще рано говорить о постпандемическом периоде. В своей недавней книге социолог Николас Кристакис рассказывает о том, что пандемические ощущения у нас сохранятся до 2024 года. Однако после таких больших потрясений, как война или пандемия, обычно случается подъем человеческой свободы в культуре, искусстве, общении людей. Например, в США и Европе были ревущие 1920-е — это и толерантное отношение к другим расам в США, и подъем джаза, кино. Николас Кристакис говорит о том, что нас ждут новые ревущие 20-е. Возможно, они действительно произойдут, но чуть позже, после 2024 года. Но, думаю, они будут больше про зарегулированность и осторожность.
3 место в конкурсе Lexus Design Award Russia Top Choice 2021: «Кресло-коляска с внедренным экзоскелетом “Flow”», Александра Грабарева
У вас есть челлендж, в рамках которого вы придумываете 53 пары кроссовок за 53 недели. Вы говорили, что в отправной точке ничего не понимали в дизайне обуви. Что изменилось после реализации семи концептов?
Думаю, я до сих пор не очень много понимаю в дизайне обуви. Это действительно мастерство, в котором нужно учитывать много нюансов. Моя ошибка была в том, что я начал сразу все усложнять, делать что-то слишком барочное, хотел вложить много смысла. Этим отличается работа профессионала от работы новичка — профессионал может сделать одним штрихом что-то очень простое, но оно будет иметь не менее глубокий смысл. Хочу, чтобы мои следующие пары были проще, но гораздо более материальны и тактильны, чтобы они имели связь с историей.
Как вы думаете, что нас ждет в дизайне через 10-20 лет?
Здесь есть два сценария. Первый — это новый анимизм, когда у любого объекта есть второй информационный слой, например, рассказ о художнике. Второе — это выражение древнего в современном. Мы долгие годы все усложняли, но благодаря тому что все уходит в диджитал, в том числе управление и навигация, мы можем создавать более минималистичные объекты. Сейчас нас волнуют уже не вопросы навигации или интерфейса, а вопросы того, как этот объект будет смотреться в интерьере, как мы будем ощущать его, как он взаимодействует с другими людьми и существами. Это дает нам возможность создавать предметы, какими они были в древности — простые вазы, изваяния, столы и стулья.
Финалист премии Lexus Design Award 2021: Terracotta Valley Wind, группа дизайнеров Intsui Design (Китай, Япония)
Нужно ли дизайнеру или художнику внимательно следить за трендами, или это происходит на более чувственном, эмоциональном уровне?
У художников и дизайнеров есть разные методы. Можно следить за трендами, записывая их к себе в блокнот или, наоборот, подсознательно ощущать новые тенденции. Думаю, что любой хороший художник тонко чувствует реальность и ее направление. Должен ли он создавать схемы и делать списки трендов? Нет, не обязательно. Но ощущать дух времени, zeitgeist, для каждого художника очень важно.
Какими ТОП-3 навыками должен обладать современный дизайнер?
Умение отключаться от шума, любовь к людям и мастерство. Если все это в сочетании есть, то человек может стать великим.
Финалист премии Lexus Design Award 2021: InTempo, Алина Головатюк (Украина)
В одном из интервью вы говорили, что дизайн не обязательно должен быть практичным и функциональным, он может быть про смелые фантазии и абстракцию. Будет ли больше людей смотреть в сторону спекулятивного дизайна в будущем?
Да, мне кажется, что такого фикшн-дизайна будет больше. Это связано с тем, насколько 3D-объекты сейчас становятся частью массовой культуры, во многом из-за NFT. Сегодня мы наконец-то видим ценность в 3D-концептах, и они могут быть какими угодно. Кроме того, люди одержимы историями. Все знают про последний сериал Netflix «Игра в кальмара», даже если не смотрели его. В древности был гусляр, и люди слушали его истории — это ничем не отличалось от «Игры в кальмара», просто это было сделано через другой медиум. Сейчас мы переходим в мир интерактива, где истории рассказываются через игры. Объекты спекулятивного дизайна — это такая полуинтерактивная вещь, они тактильны и могут рассказывать полноценные истории, которые так нужны людям.
Материал с сайта: https://design-mate.ru